6. СЕЛОВ чем особенности здешнего сельского хозяйстваШестой аналитический срез Природные условия для земледелия.
|
А.П. Ткачев, С.П. Ткачев
|
Многие из зафиксированных на гербах отраслей ныне пришли в упадок. Почти уже не сеют коноплю, приобретшую к тому же сомнительную славу. На ладан дышит льноводство (хотя и предпринимаются попытки возродить отрасль). Под Севском — обширные заброшенные сады. В упадке, как ни странно это для брянских песков, картофеле- и овощеводство: местные овощесушильные и консервные заводы бывают вынуждены, чтобы чем-то занять мощности, привозить сырье. Климовский крахмальный завод, строившийся когда-то в расчете на местный картофель, теперь пытается перерабатывать импортную кукурузу. Уже не сажают табак, хотя когда-то на брянском юге табак выращивали, и высоких сортов, иногда под пленкой. Сигаро-сигаретная фабрика в Погаре (ее эмблема — листья табака и сигара — во главе кружка на погарской эмблеме), однако, сохранилась и довольно хорошо себя чувствует на импортном табачном листе. Обычная история — в странах с больными обществами хорошо идут пиво и сигареты.
Погарский — стратегически важный район Брянщины: он занимает 3-е место в области по сбору налогов. Причем львиную долю податей приносит местная сигаретно-сигарная фабрика. Мимо «сигарки» нельзя проехать, не заметив. Свежим запахом табака напитан окрестный воздух, он проникает даже в проносящиеся мимо автомобили. Фабрика сумела вернуться к доперестроечным показателям — 7,2 миллиарда сигарет в год (10-е место в России).
(Брянский рабочий)
Нынешнее сельское хозяйство Брянщины и Смоленщины незатейливо: это в основном мясомолочное животноводство с соответствующим производством кормов (зерно в основном фуражное). Это общий для Нечерноземья фон.
Однако жители не оставляют еще надежд на новый виток развития села. Ведь кормили же деревни в жестокую войну целые партизанские отряды, ведь смогли же нарастить производительные силы в годы послевоенной разрухи.
Доты порушив,
У яри и озими
Мы урожайную
Страсть разожгли.
Мы не из тех,
Что порхают стрекозами
В поисках легкого
Счастья вдали.
Нет, мы суглинки
Свои небогатые
Не оставляли
Ни в зной, ни в пургу.
Тракторов не было —
Рыли лопатою,
Низко сгибаясь,
Ходили в плугу.
Вот и улыбчивей
Поле суровое,
Все отдает,
Доброты не тая.
Счастлив я тем,
Что земли полнокровие
Выстрадал вместе
Со всеми и я...
Кланяюсь клену,
Березе и ландышу.
Край придеснянский —
Желанный удел!
Сколько всего
Положил ты мне на душу,
Сколько наметил
Заманчивых дел!
(Устин Шереметьев /родился в селе Милечь
Почепского района. Живет в городе Жуковка/.
На родной земле)