Эколого-географическое
|
Б.А. Колобова,
Г.Н. Гребенюк. Практикум по эколого- географическому краеведению: Учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2004. — 91 с. |
Изучение округа необходимо начинать с выявления благоприятных и неблагоприятных особенностей природы для жизнедеятельности населения. Задания с экологической основой предполагают личностную оценку (оценить, например, природные условия своего района для сельскохозяйственного производства, составить план природоохранных мероприятий местной реки или другого водоема и др.). Работа по данному направлению поможет получить навыки, которые позволят в последующей профессиональной деятельности воспитывать у школьников бережное отношение к природным богатствам, повышать экологическую культуру подрастающего поколения. Учащиеся овладеют умением оценивать экологическую ситуацию страны в целом, своего края, природных условий для жизни населения и его хозяйственной деятельности в регионе и планировать конкретные пути решения экологических проблем; научатся разрабатывать содержание и методику проведения деловых игр на уроках и внеклассных мероприятиях.
Деловая игра
«Если бы я был главой администрации»
Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа — из трех человек: глава администрации, независимый эксперт, ученый-эколог.
Нижневартовский порт |
Задание 1. На основании изученных материалов по землеведению, геологии, экологии, данных о природно-ресурсном потенциале ХМАО и других источников оцените экологическую ситуацию одного из населенных пунктов Нижневартовского района по следующим критериям: загрязнение атмосферы, вод, почвенного покрова; истощение рыбных запасов; ухудшение лугов и пастбищ; общая оценка.
При работе по данной проблеме необходимо дать оценку природных условий для жизни населения и его хозяйственной деятельности, выявить благоприятные и неблагоприятные для жизни населения особенности природы, составить план природоохранных мероприятий, доказав их эффективность.
Задание 2. Разработайте и защитите проект хозяйственного использования определенной территории Нижневартовского района, создав антропогенный ландшафт, гармонично сочетающий в себе особенности природных и социальных факторов. Предложите конкретные пути решения выявленных экологических проблем для улучшения жизни населения в данном населенном пункте.
Задания для самостоятельной работы
1. Используя различные источники, составьте картотеку организаций, занимающихся природоохранной деятельностью в нашем округе и городе.
2. Разработайте маршрут экскурсии, раскрыв особенности и причины решения одной из экологических проблем района. Защитите данный проект.
3. Дайте краткую характеристику существующей системы особо охраняемых территорий в округе.