Идеология желанной
географии |
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Основное общее образование
обязательно.
Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают
получение детьми основного общего образования.
Конституция Российской
Федерации
ст. 43, п. 4
По материалам анкетирования
родителей, проведенного учителями России в
рамках конкурса «Я иду на родительское собрание»
(условия его были объявлены в № 39, 43, 46; обзор
материалов начат в
№ 7, 8, 10, 14, 15/2005).
Воспитывать чувство гордости
за свою Родину
Советы родителей из Нижнего Тагила
Слишком сложно изложенные темы:
— Общие географические закономерности,
зональные и азональные факторы в 7-м классе.
— Общая характеристика экономики России
(традиционная и командная, рыночная и переходная,
структурные особенности).
— Климат Земли.
— Научно-техническая революция.
Что не нужно в средней общеобразовательной
школе:
— Изучение больших циклов
Н.Д. Кондратьева.
— Изучение теории демографического
перехода.
— Подробное рассмотрение этапов
формирования современной экономики России.
— Простое перерисовывание карт атласа в
контурные карты.
— Сильная загруженность учебников научным
материалом, за которым невозможно распознать
образ.
Что бы следовало изменить:
— Нельзя допустить сокращения часов, так как
география — старейший и классический предмет
российского образования.
— В учебниках сейчас минимум иллюстраций и
максимум текста; должно быть наоборот.
— Материал многих тем 7-го класса очень
объемен и сложен для детей при ограниченном
количестве учебного времени; необходима
корректировка материала.
— Бо'льшая часть вопросов ЕГЭ направлена на
воспроизведение отдельных географических
фактов и не в состоянии проследить, создана ли в
сознании ребенка целостная географическая
картина мира. Вопросы ЕГЭ нуждаются в
значительной доработке. Никак нельзя допустить,
чтобы данная форма проверки знаний стала
единственной и превалирующей!
— Уделять больше времени изучению России и
определению ее места в мире, воспитанию у детей
чувства гордости за свою Родину.
В целом суждения и замечания родителей можно
считать конструктивными и целесообразными, ни
разу не прозвучало мнение о ненадобности
предмета в школе.
Анкетировала и подытоживала
результаты опроса М.Н. ИУС,
учитель школы № 69 г. Нижний Тагил
Свердловская обл.
Уметь работать с картой,
ориентироваться
на местности, знать свой край
Позиция жителей Приуралья
В Кизеловской гимназии обучаются 406 учащихся.
Гимназия единственная в городе (население
33 тыс. человек), и родители стремятся обучать
детей в ней.
В связи с закрытием шахт (градообразующих
предприятий), массовым выездом
квалифицированных кадров средний уровень
образования родителей снижается, меняется
отношение к школе. Отдав ребенка в гимназию,
некоторые родители все проблемы воспитания и
обучения возложили на школу, ожидая высокого
положительного результата.
Родители считают, что главное, чему необходимо
научить детей по географии — это умению работать
с картой, ориентироваться на местности; больше
уделять внимания географии России и географии
своего региона и местности.
Многие хотели бы упростить содержание
экономической географии, особенно России;
возможно, изучать этот курс в 10—11-м классах.
Рекомендуется предусмотреть в учебном плане
школы время на экскурсии по родному краю,
области.
Т.Л. ХЛЮПИНА,
учитель гимназии г. Кизел,
Пермская обл.
Чтобы у детей развивался
интерес к предмету
— Что бы вы изменили в школьной географии,
чтобы она стала полезнее и интереснее вашим
детям?
— Дать детям хорошо иллюстрированный учебник с
учетом новых изменений в мире.
— Увеличить количество часов для изучения
карты.
— Больше интересной познавательной и
проблемной информации для того, чтобы у детей
развивался интерес к предмету.
— Содержание учебников разгрузить от избытка
терминов.
— Давать детям больше запоминающихся
интересных фактов.
— Чтобы материал учебника не отставал от жизни.
— Больше хорошей дополнительной литературы
для детей.
— Обучающие фильмы и компьютерные программы.
— Больше современного наглядного материала на
уроках.
— Больше проводить практических занятий на
местности.
— Больше работать с картой.
— Проводить уроки на природе.
— Увеличить количество практических уроков,
особенно для работы с картой.
— География сейчас дает знания обо всем и ни о
чем. Нет времени на изучение географической
карты.
— В наше время даже на переменах играли в
города, реки и географическое лото. Нужно, чтобы
школьная география была интересной.
— Больше проводить уроков-практикумов.
— Больше уроков на изучение географии своей
Родины.
— Больше изучать карту.
— Больше экскурсий. В идеале, как и раньше,
доступность путешествий по стране.
— Больше походов по родному краю.
— Больше уделять внимания практическим
работам по изучению родного края.
— Ввести предмет «География» в 11-м классе.
— Углубленно изучать географию родного края.
— Углубленно изучать «Географию России».
— Издавать учебники для углубленного изучения
географии.
— На уроках уделять внимание архитектуре,
использовать произведения великих мастеров
слова, художников.
— Знать карту.
Каждому ребенку необходимо дать современный,
отвечающий всем требованиям учебник географии.
Смело внедрять в школы элективные и профильные
курсы согласно запросам родителей и учащихся. На
образовании нельзя экономить. Выпустив сегодня
из стен школы неграмотного ученика, завтра мы
получим неквалифицированного специалиста.
Согласна с высказыванием автора книги «По
океанам и континентам» Б.Б. Вагнера: «Увы,
рамки и задачи школьных учебных пособий не
позволяют их авторам вдаваться в детальные
описания, да и огромный объем материала школьной
программы поневоле заставляет их сбиваться на
сухое перечисление и скороговорку. В результате
школьник, даже влюбленный в географию,
испытывает разочарование уже в первые недели
изучения этого курса в 7-м классе. В дальнейшем
оно только растет, порождая скуку на уроках и
бессмысленную зубрежку дома вместо активного и
полноценного усвоения знаний».
Мнения брянских родителей собрала
и сформулировала вывод
Л.К. ГАРОЧКИНА,
учитель СШ № 7 г. Клинцы
Брянская обл.
Современная школьная география
отторгает географию от ребенка
Из бесед с родителями — жителями города Сочи
Чтобы увлечь детей, чтобы география
действительно стала интересным для школьников
предметом, нужно их максимально приблизить к
природе, людям родного города.
Л.М. Куденко (дочь — в 8-м кл.)
В географии столько узкоспециализированных
терминов, что это не только одуряет детей, но и
отторгает географию от ребенка.
Мой сын не собирается выбирать географию в
качестве специализации. Необходимо сделать упор
на изучение региона. Вот здесь география
необходима для жизни всем.
Е.Н. Гикало (сын — в 8-м кл.)
Собрала В.Г. ВОВЕНКО,
учитель гимназии № 15
Центрального р-на г. Сочи
Краснодарский край
|