Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2005

Идеология желанной географии


ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Основное общее образование обязательно.
Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают
получение детьми основного общего образования.

Конституция Российской Федерации
ст. 43, п. 4

По материалам анкетирования родителей, проведенного учителями России в рамках конкурса «Я иду на родительское собрание» (условия его были объявлены в № 39, 43, 46; обзор материалов начат в
№ 7, 8, 10, 14, 15/2005).

Воспитывать чувство гордости
за свою Родину

Советы родителей из Нижнего Тагила

Слишком сложно изложенные темы:

— Общие географические закономерности, зональные и азональные факторы в 7-м классе.

— Общая характеристика экономики России (традиционная и командная, рыночная и переходная, структурные особенности).

— Климат Земли.

— Научно-техническая революция.

Что не нужно в средней общеобразовательной школе:

— Изучение больших циклов Н.Д. Кондратьева.

— Изучение теории демографического перехода.

— Подробное рассмотрение этапов формирования современной экономики России.

— Простое перерисовывание карт атласа в контурные карты.

— Сильная загруженность учебников научным материалом, за которым невозможно распознать образ.

Что бы следовало изменить:

— Нельзя допустить сокращения часов, так как география — старейший и классический предмет российского образования.

— В учебниках сейчас минимум иллюстраций и максимум текста; должно быть наоборот.

— Материал многих тем 7-го класса очень объемен и сложен для детей при ограниченном количестве учебного времени; необходима корректировка материала.

— Бо'льшая часть вопросов ЕГЭ направлена на воспроизведение отдельных географических фактов и не в состоянии проследить, создана ли в сознании ребенка целостная географическая картина мира. Вопросы ЕГЭ нуждаются в значительной доработке. Никак нельзя допустить, чтобы данная форма проверки знаний стала единственной и превалирующей!

— Уделять больше времени изучению России и определению ее места в мире, воспитанию у детей чувства гордости за свою Родину.

В целом суждения и замечания родителей можно считать конструктивными и целесообразными, ни разу не прозвучало мнение о ненадобности предмета в школе.

Анкетировала и подытоживала
результаты опроса М.Н. ИУС,
учитель школы № 69 г. Нижний Тагил
Свердловская обл.

Уметь работать с картой, ориентироваться
на местности, знать свой край

Позиция жителей Приуралья

В Кизеловской гимназии обучаются 406 учащихся. Гимназия единственная в городе (население 33 тыс. человек), и родители стремятся обучать детей в ней.

В связи с закрытием шахт (градообразующих предприятий), массовым выездом квалифицированных кадров средний уровень образования родителей снижается, меняется отношение к школе. Отдав ребенка в гимназию, некоторые родители все проблемы воспитания и обучения возложили на школу, ожидая высокого положительного результата.

Родители считают, что главное, чему необходимо научить детей по географии — это умению работать с картой, ориентироваться на местности; больше уделять внимания географии России и географии своего региона и местности.

Многие хотели бы упростить содержание экономической географии, особенно России; возможно, изучать этот курс в 10—11-м классах. Рекомендуется предусмотреть в учебном плане школы время на экскурсии по родному краю, области.

Т.Л. ХЛЮПИНА,
учитель гимназии г. Кизел,
Пермская обл.

Чтобы у детей развивался
интерес к предмету

— Что бы вы изменили в школьной географии, чтобы она стала полезнее и интереснее вашим детям?

— Дать детям хорошо иллюстрированный учебник с учетом новых изменений в мире.

— Увеличить количество часов для изучения карты.

— Больше интересной познавательной и проблемной информации для того, чтобы у детей развивался интерес к предмету.

— Содержание учебников разгрузить от избытка терминов.

— Давать детям больше запоминающихся интересных фактов.

— Чтобы материал учебника не отставал от жизни.

— Больше хорошей дополнительной литературы для детей.

— Обучающие фильмы и компьютерные программы.

— Больше современного наглядного материала на уроках.

— Больше проводить практических занятий на местности.

— Больше работать с картой.

— Проводить уроки на природе.

— Увеличить количество практических уроков, особенно для работы с картой.

— География сейчас дает знания обо всем и ни о чем. Нет времени на изучение географической карты.

— В наше время даже на переменах играли в города, реки и географическое лото. Нужно, чтобы школьная география была интересной.

— Больше проводить уроков-практикумов.

— Больше уроков на изучение географии своей Родины.

— Больше изучать карту.

— Больше экскурсий. В идеале, как и раньше, доступность путешествий по стране.

— Больше походов по родному краю.

— Больше уделять внимания практическим работам по изучению родного края.

— Ввести предмет «География» в 11-м классе.

— Углубленно изучать географию родного края.

— Углубленно изучать «Географию России».

— Издавать учебники для углубленного изучения географии.

— На уроках уделять внимание архитектуре, использовать произведения великих мастеров слова, художников.

— Знать карту.

Каждому ребенку необходимо дать современный, отвечающий всем требованиям учебник географии. Смело внедрять в школы элективные и профильные курсы согласно запросам родителей и учащихся. На образовании нельзя экономить. Выпустив сегодня из стен школы неграмотного ученика, завтра мы получим неквалифицированного специалиста.

Согласна с высказыванием автора книги «По океанам и континентам» Б.Б. Вагнера: «Увы, рамки и задачи школьных учебных пособий не позволяют их авторам вдаваться в детальные описания, да и огромный объем материала школьной программы поневоле заставляет их сбиваться на сухое перечисление и скороговорку. В результате школьник, даже влюбленный в географию, испытывает разочарование уже в первые недели изучения этого курса в 7-м классе. В дальнейшем оно только растет, порождая скуку на уроках и бессмысленную зубрежку дома вместо активного и полноценного усвоения знаний».

Мнения брянских родителей собрала
и сформулировала вывод
Л.К. ГАРОЧКИНА,
учитель СШ № 7 г. Клинцы
Брянская обл.

Современная школьная география
отторгает географию от ребенка

Из бесед с родителями — жителями города Сочи

Чтобы увлечь детей, чтобы география действительно стала интересным для школьников предметом, нужно их максимально приблизить к природе, людям родного города.

Л.М. Куденко (дочь — в 8-м кл.)

В географии столько узкоспециализированных терминов, что это не только одуряет детей, но и отторгает географию от ребенка.

Мой сын не собирается выбирать географию в качестве специализации. Необходимо сделать упор на изучение региона. Вот здесь география необходима для жизни всем.

Е.Н. Гикало (сын — в 8-м кл.)

Собрала В.Г. ВОВЕНКО,
учитель гимназии № 15
Центрального р-на г. Сочи
Краснодарский край