Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №17/2005

Хрестоматия


Методика преподавания
географии

Сашка чертил клетки для морского боя и противно ныл: «Откройте учебники! Повторите! Закройте учебники!» Элка прыснула: уж очень похоже он бурчал любимые слова учительницы географии.

...Она привычно-равнодушно вплыла в класс: «Здравствуйте! Закройте учебники...»

Шорох разнесся над партами. «Не удастся сыграть в морской бой?» — раскрыл удивленно рот Вачек. Кто-то захлопнул толстую книгу. С шумом задвинуты в парту магнитные шахматы. Гнетущая тишина — в ожидании чего-то худшего. Педагог выдержала паузу, поглотившую все звуки, и добавила громко:

— Сегодня мы рассмотрим природные условия нашего края. — Тихо закончила: — Урок буду вести не я, а Леонид Иванович.

Дверь приотворилась. Показался длинный, чуть согнутый парень с черными усиками.

— Кое-что я вам, ребята, принес.

Учительница... открыла перед собой учебник.

Парень, между тем, справился с охапкой рулонов, коробок, папок. Разложил все это на столе.

— Ну, вот, урок начался. — И снова исчез из класса.

— Леня! Папин студент! Из экспедиции вернулся, — искорками вспыхнули глаза Милы. Новость чиркнула по классу: путешественник! Восторженное ожидание зажглось на лицах ребят.

Леня втащил лист фанеры величиной почти с классную доску, покрытый серой материей. Когда покрывало сняли, Вачек ахнул.

Это была карта, но необычная. Зеленые массивы лесов, извилисто-голубые жилки рек, зеркальца озер, кубики городов. Миле живо представилась опушка леса, лось с ветвистыми рогами. Грибы в траве прячутся.

— Догадались, что это?

— Карта нашей области. Наш город Владимир! — выпалил Сашка.

— Верно, рельефная карта, пояснил студент. — Двенадцать человек из нашей группы полтора года ее лепили, рисовали. Восемь экспедиций совершили, чтобы уточнить, представить зримо.

— Как вы думаете, что больше: наша область или Армения?

— Наверное, Армения, — протянул кто-то с места. — Там горы высокие.

— Они почти равны. Область занимает 29 тысяч квадратных километров, а Армения — 33 тысячи квадратных километров. У нас — население полтора миллиона. Расположена область на одной из величайших равнин. Территория эта была когда-то, в далекие геологические времена, дном океана. Каково?

— Правда? — недоверчиво заерзал на парте Вачек. — Я сижу на дне моря, слышь, — прошептал он Миле.

Леонид Иванович вытащил из папки фотографию загадочного льва в короне, который стоял как человек и опирался на скипетр. Снимок вмиг прикрепил к углу карты.

— Герб Владимира, — прошептала Мила. Учитель услышал:

— Верно. А сейчас мы отправимся в путешествие. Предлагайте, куда.

— В Москву, конечно. В магазины, — вытянув руку так, что чуть не свалился с парты, нетерпеливо выкрикнул Сашка.

— Хорошо, побываем на западном краю нашей области, как говорят путешественники, в западной координате. Это за Александровом, верно? Как туда поедем?

— Мы с папой в прошлое воскресенье на электричке... Там брат папин, — снова отозвался Сашка и указкой ткнул в западный мысок области. — На базаре... там... мед покупали.

— Ну что же, мед — это вкусно, — пригладив черные усики, скрыл улыбку студент. — Но там и поинтереснее кое-что есть.

Он включил проектор. На белом полотне экрана замелькали поля, фермы, виды города Александрова.

— Животноводство и зерновые, как мы увидели, развиты в районе хорошо. Кто знает, чем еще знамениты эти места? Про Александрову слободу слышали? Оттуда Иван Грозный управлял тогдашней Русью восемь лет. «Александровская республика» 1905 года тоже известна. Телевизоры «Рекорд» у кого есть? — Полкласса подняли руки. — Александровцы умеют растить искусственные кристаллы, без которых немыслима современная промышленность. В журнале «Юный техник» узнаете, как получить их дома. Попробуйте. Удивительное занятие! Кто тут у вас химией увлекается? — студент нагнулся над столом, заглядывая в свои записи. — Николин, не прочитал еще?

Долговязый Сергей поднялся, растянув в довольной улыбке рот, и бережно взял журнал: «Попробую». А сам недоумевал: откуда путешественник про него знает?

— Между прочим, я побывал в Александрове года три назад. Как и ты, Саша, на электричке ездил. Знаете, что произвело на меня самое сильное впечатление? Встреча с лесником Иваном Родионовичем вот из этой деревни, — указка ткнула крохотную точку на карте. Фото лесника с собакой лайкой у огромного дерева тоже прилипло к карте. — Долго мы с ним говорили. О чем? О дубах. Граница их распространения как раз проходит по нашей области. Дальше на север им холодно. Необыкновенное это дерево. И человек этот оказался необыкновенным. Решил вырастить целую дубраву. Разгадал-таки загадку, почему дубки редко у кого растут. От могучего своего питомца для вас подарок передал — как раз тридцать шесть желудочков. За вашей школой парк разбивают. Там и посадить можно. Встанет дубовая роща шестиклассников. — Мешочек с желудями Леонид передал Миле. — Поговорите с биологом, когда посадку лучше всего сделать. Поймете, что родной земля становится, когда к ней свои руки приложишь.

Из кармана учитель незаметным движением достал игрушечный автобус:

— Нам пора отправляться в следующее путешествие, к самой северной точке области. Определим координаты — 56 градусов 47 минут северной широты. Деревня Косяково Юрьев-Польского района этим и знаменита. Представить местность нам помогут слайды. Пшеничные поля, картофелеуборочные комбайны в работе, плантации смородины, яблоневые сады. Среди песчаных и супесчаных, в основном, почв области, вдруг этот плодородный клин, где урожаи зерновых составляют до 30 центнеров с гектара. Откуда здесь такая земля? Что за чудо такое — Владимирское Ополье? Во главе с божественным Суздалем, городом-сказкой на Русской Земле. И тому из вас, кто станет агрономом, животноводом, механизатором, уверен, раскроется тайна нашей земли, как раскрылась она Владимиру Михайловичу Ковалеву...

«Счастье мое землепашца, хлебороба огромное, как поля наши, — раздался в классе добрый басок из магнитофона. — Тридцать лет отданы земле. И, когда мы понимали ее законы, она понимала нас».

Слова оборвались, комната заполнилась пением жаворонка. Чувствовалось, что разговор записан прямо в поле, что на пашню светит солнышко.

Леонид Иванович открыл одну из коробок на столе. И перед классом предстала пестрая желтоглазая птица:

— Сова полярная. У нас появляется зимой вроде как погреться. Для нее это юг.

Глядя на карту, Вачек, сам того от себя не ожидая, произнес вслух:

— А туда, где Клязьма в другую реку впадает, на автобусе не доедешь, на лодках надо.

— Молодец, — похвалил практикант, — здесь находится восточная координата области — 42 градуса 58 минут восточной долготы. Интереснейшее место! Здесь можно в трех водах выкупаться за один день. В двух реках и озере. Давайте-ка задержимся в прибрежном лесу, послушаем, о чем там поют птицы.

Щелкнул магнитофон, и веселый птичий гомон запонил класс. Соловей! Сорока! Кукушка! Ребята узнавали птиц среднерусского леса. Вопросительно поглядывали на учителя, прислушиваясь к незнакомым голосам.

— А это какая птица квакает? — Вачек обернулся к Миле с улыбкой, но Леня услышал его реплику.

— От лягушачьих оркестров никуда не денешься. А это, догадались, кто? Филин ухает. Перепел пить просит. Варакушка стонет. Коростель-виолончелист к концерту готовится.

— Кто скажет, как называется специалист по изучению птиц?

Сашка поскреб затылок.

— Орнитолог! — вспомнила Мила папины объяснения.

— Правильно. У нас в педагогическом институте есть такой, известный ученый Иннокентий Викторович Измайлов. Кто заинтересуется, может с ним встретиться, побывать на биологической станции, где под его руководством студенты изучают пернатых нашего края. Кто хочет в гости к профессору?

— Я! Я! Я! — Лес рук взметнулся над партами, голоса слились в один, похожий на восторженный гул болельщиков на стадионе.

У каждого на парте оказалось несколько маленьких крепких семечек.

— Кедровые орешки! Из Сибири! — обрадовалась Мила.

— Я тоже так думал, — пояснил путешественник, — пока не попал вот сюда, в северо-восточный угол. Заклязьминский бор. Егерь водил меня. Стадо кабанов пересекло нам дорогу. Белки во множестве шныряли по седым соснам. Уральские дремучие леса сюда к нам каким-то чудесным образом забрались в давние времена и остались до сих пор. Три недели мы плутали по дебрям. Реликтовый бор… Представляете, что это такое?

— Айда в бор! — застрекотала Элка и пропела «Во сыром бору тропинка…»

Класс грохнул от смеха. Усики Леонида Ивановича расползлись в улыбке.

— Можно мне? — подняла руку Эла. — Я летом у бабушки в Меленках отдыхала.

— Это как раз в южной точке нашей области, где река Унжа. Там мир особый. Может, и герб города запомнила? Найди среди других городов.

— Вот он, с мельницей, — уверенно показала Эла. — Бабушка говорила, что петухи у них на три области поют — Владимирскую, Горьковскую и Рязанскую.

— Горластые, — застрясся и покраснел от смеха Сашка.

— Кто знает, почему так город называется? Один местный житель мне сказывал, будто из-за речки: мелкая больно.

— Подумаешь, речка меленькая, — зазвенел голосок-сверчок Элки. — Этим место не прославишь. В герб вставляли самое важное. Мельниц там ветряных много. Вот и обозначили на гербе. Гордились ими.

— Напиши об этом местному краеведу письмо, я дам адрес. Возможно, он согласится с тобой и поздравит с топонимическим открытием. Топонимика — наука о происхождении географических названий. Очень интересное дело. Убедилась, Элла? Открыть секреты имен рек, озер, долин, лесов, деревень непросто. Ходить надо в экспедиции, людей слушать, в архивных материалах «откапывать» истину. Вам не приходилось задумываться, почему Клязьма — Клязьма? Почему Нерль так называется? Кто выбрал имена Колокше, Ворше, Судогде? Слышите, в этих названиях звучат таинственные голоса наших предков?

— Помните сказку про «Аленький цветочек»? Аксаков написал ее на юге нашей области, в Мещере. Это целая страна болот, медленных рек, текущих в никуда, край непуганых птиц... Я был там в экспедиции. Мы даже географическое открытие сделали. Какое? Обнаружили место, где ледник споткнулся, край морены оставил. Вот тут перед Мещерой. Почва — как в тундре — мхи. Образовался и пояс Березняки—Мошок. Знаменито место тем, что грибов там видимо-невидимо. Отсюда банки с лисятами, опятами, масленками по всей Европе в путешествие отправляются. Франция у нас деликатесы грибные заказывает. Сам видел, как машина буксовала — по грибам проехать не могла...

Сашка подмигнул Вачеку хитро, мол, завирает, ясно?

— Кто не верит, айда со мной летом. Про Мещерские леса стоит сказать особо, — продолжал учитель. — Карелия и Шотландия позавидуют: целое ожерелье из озер — одно переходит в другое. О великолепии наших болот я уже не говорю — красивейшие заповедные места. Птичье царство.

— Я болота боюсь, — прошептал Вачек.

— Болота, озёра, реки, леса для нас, местных жителей, — заступники и защита. Для недругов — места гиблые, страшные...

— Вот и последний экспонат на сегодня — гость из южных степей. Охотник знакомый из Меленок подарил. — Рыжеватый заяц с белым пушком хвоста «выпрыгнул» на стол из коробки.

Ребята ринулись к столу рассматривать чучело.

— Минуточку, — поднял руку Леонид Иванович. — Закончим урок. Рассказ о промышленности области продолжим в музее. Сверхточные станки, тракторы, экскаваторы, мотоциклы увидите сами. Наша область отправляет продукцию в 96 стран мира.

Учитель подал Эле открытку: «Передай, пожалуйста, маме, чтобы не забыла. О своем заводе она расскажет лучше меня». Элка гордо улыбнулась.

Звонок с урока напомнил Вачеку жужжанье назойливой мухи. «У тебя мать такая знаменитая? — повернулся он к Элке. — Не знал». Поспешил к карте. Как она вылеплена? Ага, магнитики держат фото.

Вачек полистал дневник последнего путешествия по Нерли с фотографиями и смешными подписями. Элка выпытывала у Лени, страшно ли на ночевках в лесу. Милу заинтересовало, а почему Кщара — Кщара?

— Извините, — Леонид Иванович засунул зайца в портфель. Остались торчать уши. Подхватил папки. — Мне срочно надо звонить... насчет новой экспедиции... — Уже на ходу добавил: — Карту и все остальное в учительскую. Пожалуйста!

Вачек первым кинулся исполнять просьбу.

— Стойте! — в классе раздались всхлипывания. «Географиня», опираясь на парты, перебиралась к столу. — Я восемнадцать лет преподаю. Вы... вы... сразу к нему переметнулись! Он не учитель вовсе! — лицо ее стало лилово-красным. — Практикант! — Она отошла к окну. Оглушительно высморкалась в мужской носовой платок. Вдруг резко повернулась: — Займите свои места! — глаза блеснули зло. — Как вы вели себя на уроке? — Она подняла подбородок и оглядела класс из-под очков, как из-под рыцарского забрала. — Особкин, Нехлюзин, Матвеева — дневники!

Сашка упал на парту и заплакал. Боялся записи в дневнике, как огня: отец бить будет. Вачек равнодушно стал рыться в портфеле. Элка взорвалась:

— Я при чем? Виновата, что география у Леонида Ивановича интересная?

— На уроке должна соблюдаться дисциплина! — постучала карандашом по столу «географиня». — Я наведу надлежащий порядок! Это главное! Второй закон для учителя — программа! Я как председатель методсовета знаю ее досконально и отклонений не допущу! Сегодня на уроке он пропустил 18 мест из учебника! Даже задание на дом не задал! откройте дневники!

Никто в классе не пошевелился.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Репетитор Украины". Не даются какие-то предметы в школе или институте? Пропустили много уроков и не можете самостоятельно наверстать? Нужна усиленная подготовка к экзаменам или тестированию, к поступлению в ВУЗ? На сайте repetitor.org.ua Вы найдете репетитора не только по всем предметам школьной программы, но и преподавателей по отдельным разделам и дисциплинам различных наук. Например, в базе есть и Репетиторы по географии и конкретно по экономгеографии, репетиторы по геометрии и отдельно по планиметрии и стереометрии, репетиторы по физике и по ядерной физике. Уверены, что Вы найдете того, кто Вам нужен. Если же самостоятельно подобрать преподавателя на сайте Вам не удалось, или Вас не устраивают те предложения, которые есть в базе, оставьте свою заявку, и менеджеры "Репетитора Украины" постараются Вам помочь.

Любовь ФОМИНЦЕВА.
Крайние точки. — Владимир. 1992