Из Парижа в Москву.
С Запада на Восток
Впечатления автомобилиста
|
Эйфелева башня
в Париже (Франция).
Год постройки — 1889,
высота 300 м
|
Из Франции в Москву путь неблизкий, и Восток
проявляется постепенно, не спеша и даже как бы
нехотя.
Первым его посланцем оказывается Эльзас:
французский по принадлежности, общеевропейский
по притязаниям, но вполне немецкий по сути.
Форпост Германии во Франции открыто
демонстрирует свое происхождение: меню в
Страсбурге (он же Страсбур) удивляет наличием
тушеной кислой капусты, а музей в Кольмаре —
обилием шедевров старинной немецкой живописи.
Всего один мост через Рейн, и исчезают
многословно-певучие и баснословно-приветливые
«Бонжур, мсье-мдам, силь ву пле, вуаля, мерси,
оревуар». Им на смену приходят лаконичные до
лапидарности «Гутен таг» и «Данке». Вино
вытесняется пивом на обочину меню. В Дрездене
из-за барочных башен дворцов и церквей впервые
выглядывают знакомые бетонные коробки, словно бы
Родина помахала нам издалека своим платочком. Но
на заправках всё еще пахнет духами... В последний
раз...
После польской границы состояние дорог начинает
навевать тоску. Колейность по щиколотку.
Автопарк заметно стареет. Появляются вывески
ночных клубов, оформленные так, чтобы не оставить
сомнений в их истинном назначении. Оживает
придорожная торговлишка. На обочинах
громоздятся ящики с нехитрым товаром: статуэтки,
грибы, яблоки, домашние заготовки в стеклянных
банках. Мелькают унылые дворы Вроцлава с
неизменным и до боли привычным бункером бойлера
посередине. Немецкие надписи некоторое время
сохраняются словно бы по инерции, потом
пропадают, а потом и вовсе сменяются русскими
предложениями опта и розницы. Чтобы услышать
«Вечур добры», надо уже поздороваться первым. В
меню начинает доминировать водка,
а в атмосфере заведения — табачный дым. Впервые
становится слышна компания за дальним столом.
Белоруссия встречает полным ассортиментом
немецкой автопомойки на дороге и грозным «Металл
не принимаем» в обменнике в ответ на попытку
добавить пару монеток по 1 евро к мятой пятерке.
Услышав «Здравствуйте», буфетчица с европейским
именем Иоланта роняет что-то невнятное, не
разжимая губ и не меняя каменного выражения лица.
Меню просто отсутствует. Платить на заправке
надо вперед, а единственная на пятьсот
километров вокруг губка для мытья стекол
намертво прикручена проволокой. Помыть удается
только ближнюю половину стекла — дальше
проволока не дотягивается.
Вдоль дорог продают ягоды и полотенца
ядовито-анилиновой расцветки. Обгоняемый
грузовик со скрежетом переключает передачу,
окутывая нас и себя клубами вонючего дыма. Первая
«Волга», грохоча кузовными деталями, важно
пробирается навстречу. Призраком прошлого
выруливает с проселка «Запорожец».
Смоленская область устраивает в честь нашего
въезда рейд ГИБДД по замеру скорости, и встречные
доброжелательно мигают дальним светом. Асфальт
временами напоминает полигон для испытаний
автотехники на выносливость. Нас впервые
начинают обгонять — слева по встречной, справа с
подрезанием и совсем справа по обочине, нещадно
поднимая при этом мутную пыль. Светофоры на
подъезде к столице собирают огромные пробки. В
машине впереди открывается водительская дверца,
и уверенная рука засовывает под днище
пластиковый пакет с каким-то мусором. Ветер
немедленно подхватывает его, выносит с
противоположной стороны и радостно катит по
дороге, рассыпая объедки, как конфетти.
Осталось немного. Хаос на МКАДе... Гаишник с АКМ
наперевес... Спальный район — сбывшаяся мечта
архитектора-троечника... Вывороченный бордюр на
въезде во двор... Вечная яма около подъезда... Лифт,
не нуждающийся в эпитетах... Мы дома...
Антон АРИСТОВ
|