Краеведческие проекты
на базе школьного музея
Н.Ю. СТЕПАНОВ
учитель географии школы № 905 г. Москвы,
руководитель школьного краеведческого музея
«Мое родное Подмосковье»
В своей краеведческой деятельности в школе на
базе школьного музея мы уже давно (с 1984 г.)
используем метод, который сейчас называют
методом проектов. Суть его состоит в том, что
учащиеся выполняют творческие задания
интеллектуально-практического характера,
которые позволяют полнее и глубже изучить все
стороны жизни родного края. Работа над проектом
затрагивает различные области деятельности:
учебную и внеурочную, полевую, архивную и др.
Тематика проектов очень разнообразна, зачастую
на стыке многих предметов: география, биология,
история, москвоведение, экология,
изобразительное искусство, литература,
математика, физика. Возможные направления
творческих работ: географическое краеведение;
экология и охрана природы; историческое
краеведение; этнография; культура и искусство;
методика и педагогика; экономика; социальная
сфера; музейное дело; спорт; политика; медицина;
туризм и путешествия; коллекционирование.
Школьный краеведческий музей «Мое родное
Подмосковье» был открыт в 1987 г. Продолжением
его стало создание районного краеведческого
музея «Ивановское», открытого в сентябре 1999 г.
При выборе темы проекта необходимо учитывать
склонности и интересы учащихся — авторов
проектов, а также потребности школьного музея и
школы. При выполнении проектов разрешается
помощь со стороны родителей и других членов
семьи. Можно выделить пять этапов работы над
краеведческим проектом: подготовительный,
поисковый, оформительский, методический и защита
проекта.
Результаты, представленные к защите (презентации),
должны иметь справочные данные, теоретические
описания, рекомендации по использованию, схемы,
карты, эскизы, рисунки, фотографии и иную
документацию, полностью отражающую содержание
проекта. Защита проекта проводится на уроке, на
занятиях кружков, на школьной конференции по
краеведению. Лучшие проекты участвуют в районных,
городских, всероссийских и международных
конференциях и конкурсах (в зависимости от
уровня и качества проекта).
Наиболее активно краеведческими проектами на
базе музея школьники начинают заниматься с 7-го
класса.
К этому времени ученики уже овладели
определенными навыками учебной, в том числе
краеведческой, деятельности.
Выполнение проектов может быть как групповым,
так и индивидуальным. Некоторые индивидуальные
проекты рождаются из групповой деятельности:
собирают все, делает один. Чаще всего учащиеся
выбирают групповую форму. Оптимальный состав
группы — два-три человека (обычно это
одноклассники, которые между собой дружат или
которых связывают общие интересы, например
коллекционеры). В составе группы всегда
выделяется лидер, который как локомотив
определяет движение всей группы, направленное на
достижение результата. Индивидуальную форму
проекта выбирают наиболее подготовленные и
амбициозные учащиеся с сильным характером и
самостоятельным мышлением, одаренные в какой-то
области (художники, поэты, конструкторы,
исследователи).
Одним из первых проектов в нашем музее стала
диорама «Силурийский период». Участники проекта
работали с литературой по палеонтологии,
подробно изучили силурийский период: какие
геологические события происходили в то время,
какой был климат, какие растения и животные
наиболее характерны, их образ жизни и
особенности поведения. Изготовили коробку
диорамы из подручных материалов.
Десятиклассницы написали картину масляными
красками, укрепили ее на задней стенке. Учащиеся
из 9-го и 8-го классов изготовили растения из
бумаги, пленки, перьев и ниток; животных из
керамики и пластика. В нижней части диорамы
укрепили откидывающийся лист картона. В открытом
положении на картоне показано, кто и где
изображен в диораме. К уже готовой диораме была
составлена лекция-экскурсия «Жизнь в
силурийском периоде».
В 1998 г. в школьном музее был реализован
нумизматический проект «Периоды монетной
чеканки России». Его авторы — учащиеся 8-го
класса. Особенностью этого проекта стала очень
высокая степень самостоятельности авторов.
Связано это с тем, что нумизматика была любимым
занятием старшего проектной группы Максима,
который увлекался коллекционированием монет с
первого класса. Несмотря на юный возраст, его
компетентность в данном вопросе была настолько
высокой, что руководителю оставалось лишь иногда
поправлять участников группы. Обработали
нумизматическую коллекцию, подготовили
адаптированные тексты по теме проекта, выбрали
иллюстрации и картосхемы, отобрали монеты для
музея. Музейную часть проекта оформили в виде 12
планшетов, соответствующих разделам проекта. К
презентации была подготовлена лекция-экскурсия
по планшетам, на которых размещены тексты, монеты,
картосхемы, иллюстрации. Презентация проекта
прошла с успехом на Всероссийской краеведческой
конференции. Участники проекта получили дипломы
1-й степени.
Все оформленные проекты активно используются
как в учебной, так и во внеурочной деятельности
школьного музея. По материалам проектов авторы
работ проводят тематические экскурсии и беседы-лекции
(иногда выездные). Краеведческие проекты нашего
школьного музея — постоянные участники и
лауреаты окружных, городских и всероссийских
слетов, конкурсов и конференций по краеведению и
экологии. |