Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2005

Методические образцы


Учить на примерах

О простых методах повышения эффективности
географического образования

Часть фюзеляжа «А-380» на барже «пролетает» под пролетом Каменного моста в Бордо

Часть фюзеляжа «А-380» на барже «пролетает»
под пролетом Каменного моста в Бордо

Давно замечено, что общие слова в образовании малоэффективны. Напротив, разбор конкретных случаев способствует пониманию. Примеры запоминаются и в нужные жизненные моменты всплывают из памяти, начинают работать «в связи», «по ассоциации», «по образцу», «в развитие» и т.д. То есть помогают ориентироваться в ситуациях, эффективно мыслить, решать проблемы.

Конкретные территориальные примеры (case study) в современной западной учебной литературе по географии для школьников составляют едва ли не основу содержания. Видно, что учебники пишут действительно добросовестно работающие, знающие материал и понимающие задачи образования авторы. Ползучие — в одном обобщенно-тоскливом ключе — описания всего подряд: всех компонентов ландшафта, всех материков, всех районов, всех отраслей, уходят в прошлое.

Карта

Как же работают — в содержательном и методическом отношении — такие case study? Приведем один пример географического примера из французского учебника S.Arias, F.Arnal, С.Biaggi, R.Knafou. Geographie: Europe, France. — P: Belin, 2003. Речь идет о производстве самого «раскрученного» сегодня самолета — «Аэробуса А-380» (он, видимо, появится и на российских линиях и будет не понаслышке знаком нашим гражданам). Изучите внимательно схему на с. 13 и посмотрите, сколько образовательных целей достигается с помощью одного примера:

1. Ученики понимают, что такое самолетостроение, какая это многосложная отрасль.

2. Ученики понимают, как проявляет себя международная кооперация.

3. Ученики понимают, что такое транспортная логистика (очень модное и, вопреки модности, полезное понятие, означающее рационально организованное материально-техническое снабжение).

4. Ученики понимают, что реализация крупных проектов приходит в противоречие с интересами «маленького человека»: для крестьян, чьи дома сносили или чьи сады ровняли бульдозером для прокладки «самолетной дороги», это была жизненная трагедия.

5. Появляется воспитательно значимая идея компромисса интересов, компенсаций. Важна и упомянутая в легенде схемы демократическая законодательная процедура принятия решения. Чтобы снести несколько ферм, парламент всей Франции принимает закон. (Заметим, решение принимает не директор строительства, не какой-нибудь олигарх, не губернатор, не министр и даже не президент, а народные представители, взвесив баланс национальных, региональных, местных и личных интересов.)

6. Дети понимают, что при реализации крупных производственных проектов должны учитываться вопросы охраны природы (указаны конкретные мероприятия).

7. Дети понимают, что и ради сохранения культурного наследия не грех пойти на некоторые дополнительные расходы, что нельзя рассуждать так: «Что такое какой-то Каменный мост в провинциальном Бордо в сравнении с мощным, всемирного масштаба проектом “Аэробус”! Снести пару пролетов этого ветхого моста и заменить более высокими».

8. Заодно закрепляются важные элементы знания карты мира: Бискайский залив, Жиронда, Гаронна, Бордо, Тулуза.

Так в обучении реализуется подлинная комплексность географического содержания. Информации, идей и императивов довольно много, а попробуйте-ка не усвоить: так всё взаимосвязано, так хороша форма подачи.

Визуально стадии транспортировки и монтажа «А-380» вы можете проследить вместе со школьниками по адресу www.futura-sciences.com/communiquer/g/showphoto.php/photo/580 (и последующие номера кадров).

Крыло будущего «Аэробуса» готово к транспортировке на автоприцепе по негабаритной дороге

Крыло будущего «Аэробуса»
готово к транспортировке на автоприцепе
по негабаритной дороге