Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2005

Методические образцы


Словарный экспресс-контроль

В последние годы много говорится о развивающем обучении, проектном методе, компьютеризации образования и т.п. При этом иногда забывается одна из базовых и простейших функций школьного обучения: передать детям некоторые существенные слова — термины, понятия, имена собственные из основных областей знания. И тем самым расширить для ребенка, с одной стороны, горизонты восприятия и понимания действительности, а с другой — лексикон для выражения идей. То есть расширить коммуникативные возможности индивидуума.
В этом отношении полезной бывает даже работа с кроссвордами. «Даже» — потому что умные учителя знают, что развивающая роль кроссвордов невысока. Рутинный кроссворд — это интеллектуальные «семечки», лузганье которых нельзя назвать пороком, но и полезным делом тоже назвать нельзя. Опытные учителя если и применяют кроссворды на уроках, то изредка, для разнообразия. Но то, что использует на уроках московский учитель А.С.Романов, собственно, и кроссвордами назвать нельзя. Это в общем-то обычный фронтальный опрос, но поданный в чуть более занятной форме и позволяющий охватить весь класс (вопросник и форма для ответа ксерокопируются и раздаются ученикам; возможна, в принципе, и коллективная работа с формой, начерченной на доске).
Такой экспресс-контроль может облегчить работу учителя, в особенности начинающего, не знающего еще, чем заполнить все 45 (40) минут урока. «Кроссворды» выручат, если вам придется просить коллегу — не географа заменить вас на уроке. Да и просто, если вы устали и сегодня нет должного настроя на творческий урок, «кроссворд» даст вам десять-пятнадцать минут передышки (проверку же можно поручить самим школьникам; работа несложная, а «проверяющие» будут польщены доверием).
При ксерокопировании не забывайте отрезать (или закрывать чистым листом нижние строчки с ответами).
1. Прибор для ориентирования на местности. Это изобретение способствовало дальним плаваниям в открытом море.
2. Древнегреческий ученый, составивший карту 1700 лет назад, на которой западные и восточные берега Евразии омывал один и тот же океан, а Индийский океан окружала суша.
3. Название масштаба, который имеет пояснение, например: в 1 см 10 м, означающее, что 1 см на плане соответствует 10 м на местности. (Прилагательное.)
4. Португальский мореплаватель, начальник испанской экспедиции 1519—1522 гг., совершившей кругосветное плавание; впервые пересек Тихий океан, в ходе экспедиции погиб.
5. Пара величин (выраженных в градусах), определяющих положение точки земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана.
6. Немецкий географ и путешественник, изготовил в 1492 г. глобус, отобразивший географическое представление о поверхности Земли накануне открытия Нового Света, поэтому на нем отсутствовала Южная и Северная Америка.
7. Линии на карте, соединяющие точки местности с одной и той же высотой относительно уровня моря и дающие представление о рельефе земной поверхности.
8. Географическая величина, определяющая положение какой-либо точки на земной поверхности, — величина дуги в градусах по параллелям от начального (нулевого) меридиана к востоку или западу.
9. Древнегреческий ученый, который более 2200 лет тому назад дал название науке «география», сумел довольно точно вычислить размеры Земли, определил радиус земного шара и составил первую карту мира.
10. Число, показывающее, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности.
11. Название всех неровностей земной поверхности.
12. Русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, командир судна «Мирный», участвовал
в открытии Антарктиды совместно с Ф.Ф. Беллинсгаузеном в 1819—1821 гг.
13. Название географической карты с изображением природных объектов — материков, морей, океанов, островов, рек, озёр и др. (Прилагательное.)
14. Угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет местности (выражается в градусах, отсчитывается от направления на север по часовой стрелке).
15. Воображаемая линия, проведенная на поверхности Земли параллельно экватору.
16. Воображаемая кратчайшая линия, проведенная на поверхности Земли от одного географического полюса к другому.
Вопросы составлены главным образом на основе учебника: Т.Г.Герасимова, Н.П.Неклюкова. География: Нач. курс: учеб. для 6 кл. — М.: Дрофа, 2001.

Составил А.С. РОМАНОВ
Москва