Словарный экспресс-контроль
В последние годы много говорится о развивающем
обучении, проектном методе, компьютеризации
образования и т.п. При этом иногда забывается
одна из базовых и простейших функций школьного
обучения: передать детям некоторые существенные
слова — термины, понятия, имена собственные из
основных областей знания. И тем самым расширить
для ребенка, с одной стороны, горизонты
восприятия и понимания действительности, а с
другой — лексикон для выражения идей. То есть
расширить коммуникативные возможности
индивидуума.
В этом отношении полезной бывает даже работа с
кроссвордами. «Даже» — потому что умные учителя
знают, что развивающая роль кроссвордов невысока.
Рутинный кроссворд — это интеллектуальные
«семечки», лузганье которых нельзя назвать
пороком, но и полезным делом тоже назвать нельзя.
Опытные учителя если и применяют кроссворды на
уроках, то изредка, для разнообразия. Но то, что
использует на уроках московский учитель А.С.Романов,
собственно, и кроссвордами назвать нельзя. Это в
общем-то обычный фронтальный опрос, но поданный в
чуть более занятной форме и позволяющий охватить
весь класс (вопросник и форма для ответа
ксерокопируются и раздаются ученикам; возможна,
в принципе, и коллективная работа с формой,
начерченной на доске).
Такой экспресс-контроль может облегчить работу
учителя, в особенности начинающего, не знающего
еще, чем заполнить все 45 (40) минут урока.
«Кроссворды» выручат, если вам придется просить
коллегу — не географа заменить вас на уроке. Да и
просто, если вы устали и сегодня нет должного
настроя на творческий урок, «кроссворд» даст вам
десять-пятнадцать минут передышки (проверку же
можно поручить самим школьникам; работа
несложная, а «проверяющие» будут польщены
доверием).
При ксерокопировании не забывайте отрезать (или
закрывать чистым листом нижние строчки с
ответами).
1. Прибор для ориентирования на местности. Это
изобретение способствовало дальним плаваниям в
открытом море.
2. Древнегреческий ученый, составивший карту
1700 лет назад, на которой западные и восточные
берега Евразии омывал один и тот же океан, а
Индийский океан окружала суша.
3. Название масштаба, который имеет пояснение,
например: в 1 см 10 м, означающее, что 1 см на
плане соответствует 10 м на местности. (Прилагательное.)
4. Португальский мореплаватель, начальник
испанской экспедиции 1519—1522 гг., совершившей
кругосветное плавание; впервые пересек Тихий
океан, в ходе экспедиции погиб.
5. Пара величин (выраженных в градусах),
определяющих положение точки земной поверхности
относительно экватора и нулевого меридиана.
6. Немецкий географ и путешественник,
изготовил в 1492 г. глобус, отобразивший
географическое представление о поверхности
Земли накануне открытия Нового Света, поэтому на
нем отсутствовала Южная и Северная Америка.
7. Линии на карте, соединяющие точки местности
с одной и той же высотой относительно уровня моря
и дающие представление о рельефе земной
поверхности.
8. Географическая величина, определяющая
положение какой-либо точки на земной поверхности,
— величина дуги в градусах по параллелям от
начального (нулевого) меридиана к востоку или
западу.
9. Древнегреческий ученый, который более 2200 лет
тому назад дал название науке «география», сумел
довольно точно вычислить размеры Земли,
определил радиус земного шара и составил первую
карту мира.
10. Число, показывающее, во сколько раз
расстояние на плане меньше, чем на местности.
11. Название всех неровностей земной
поверхности.
12. Русский флотоводец и мореплаватель, адмирал,
командир судна «Мирный», участвовал
в открытии Антарктиды совместно с Ф.Ф. Беллинсгаузеном
в 1819—1821 гг.
13. Название географической карты с
изображением природных объектов — материков,
морей, океанов, островов, рек, озёр и др. (Прилагательное.)
14. Угол между направлением на север и на какой-нибудь
предмет местности (выражается в градусах,
отсчитывается от направления на север по часовой
стрелке).
15. Воображаемая линия, проведенная на
поверхности Земли параллельно экватору.
16. Воображаемая кратчайшая линия, проведенная
на поверхности Земли от одного географического
полюса к другому.
Вопросы составлены главным образом на основе
учебника: Т.Г.Герасимова, Н.П.Неклюкова. География:
Нач. курс: учеб. для 6 кл. — М.: Дрофа, 2001.
Составил А.С. РОМАНОВ
Москва
|