Выдающиеся объекты
на карте мира |
Маркеры глобализации
Высочайшие небоскребы мира и России
(к диаграммам на с. 24—25)
В № 25/98 «География» напечатала материал
«Города развивающихся стран устремляются
ввысь». Были приведены данные о высочайших
зданиях мира. Прошло всего 7 лет, а сколько
перемен! Начали забывать уже о нью-йоркских
«близнецах», а новые «близнецы» — башни
«Петронас» в Малайзии лишь ненадолго вышли в
мировые лидеры: их уже успел обогнать «Тайбэй-101»
— новая глобальная высотка. Достроен «Цзинь Мао»* в Шанхае (в 1998 г. мы в газете ошибочно
транскрибировали его название как «Джин Мао»,
это некорректно). Если в конце прошлого века
китайской нации принадлежало лишь 3 из десятки
лидирующих небоскребов мира, то теперь — 6. А
монголоидной расе в целом принадлежит 7 из 10! А из
20 —15. Всего же в Азии (если включить в счет еще и
Дубай в ОАЭ) — 17 из 20 высочайших зданий мира.
Остальные 3 — в США.
Статья опубликована при поддержке компании АРИС, представляющей на рынке строительные леса и вышки, предназначенные для ведения монтажных, ремонтных и отделочных работ снаружи и внутри строений. В каталоге на сайте scaffolder.ru представлены различные по высоте и размеру рабочей площадки сборно - разборные вышки-туры "Арис", укомплектованные передвижной базой, а также вышки-туры "Арис-компакт" и "Арис-дачная". Стоит отметить, что вышки туры Арис могут быть использованы и в качестве самостоятельных конструкций, и в качестве модулей, из которых собираются непередвижные подмости (помосты), незаменимые, при использовании специальных выравнивающих стоек и винтовых опор, в том числе и для работы на лестничных маршах и других основаниях с большим перепадом высот.
Небоскребы — символы экономического роста,
такие же яркие проявления современной
глобализации, как и международные аэропорты (см.:
Центры глобализации. Крупнейшие аэропорты
мира//География, № 12/2005, с. 23—26). Но если
крупнейшие аэропорты мира четко группируются в
трех мировых центрах современной экономики —
США, Западной Европе и Японии с окружающими ее
«новыми азиатами», то небоскребы из двух первых
десяток находятся только в США и на юго-востоке
Евразии. Небоскребы ни Западной Европы, ни самой
Японии не фигурируют в двадцатке первых. Почему?
С Западной Европой ваши ученики смогут,
пожалуй, разобраться сами: традиционность
строительного вкуса, высокая насыщенность
архитектурными памятниками, наличие давних,
эстетически хорошо сформированных городских
ансамблей делают нежелательным в глазах
европейского гражданина внедрение небоскребной
иглы в ткань большого города. В Париже по сю пору
вспоминают о том, какая оппозиция была в XIX в.
возведению Эйфелевой башни и как протестовали в
70-е годы XX в. против строительства знаменитого
ныне небоскреба на Монпарнасе. Скайлайн (профиль
над горизонтом) старинного европейского города
долгое время определяли купола и стрельчатые
фасады соборов, шпили колоколен. И поныне во
многих европейских городах средневековые соборы
фигурируют в списках высочайших зданий. Долгое
время не удавалось втиснуть небоскребы в
лондонскую застройку (говорят, препятствовал
этому принц Чарльз). И даже когда наконец
«прорвало» и небоскребы начали возводиться один
за одним и в Париже, и в Лондоне, они всё-таки
стали расти не в центрах городов (как в США), а
поодаль от исторических центров, создавая собой
альтернативные «вертикальные» центры деловой
активности: район Дефанс в Париже — за чертой
собственно города и за Булонским лесом; новейший
лондонский офисный центр Кэнери-Уарф — на месте
бывших доков на Темзе.
Следует отметить, однако, что пропагандируемое
лондонцами утверждение, что их построенный в 1991
г. небоскреб на площади Канады в Кэнери-Уарф
якобы самый высокий в Европе, — миф. В здании
всего лишь 235 м. Во второй половине XX в. долгое
время высочайшим зданием всей Европы оставался
Московский университет — здание
государственного престижа СССР — великой
державы. Единственным, пожалуй, городом Западной
Европы, который дал полную волю
небопоскребыванию, стал Франкфурт-на-Майне (cм.: Н.А.
Слука, Т.Х. Ткаченко. Франкфурт-на-Майне —
деловой центр Европы//География, № 27—28/2003, с. 28, 37).
Лишь его «Мессетурм» («Ярмарочная башня») и
«Коммерцбанк» в 90-е годы сдвинули 240-метровый МГУ
с всеевропейского пьедестала. Сейчас Лондон
бросился догонять архитектурную глобализацию:
уже началось возведение 310-метровой «Лондон
Бридж Тауэр». Восстановить лидерство Москвы
должна третькилометровая башня «Федерация» —
главный объект формируемого делового центра
Москва-Сити на Краснопресненской набережной
столицы.
В Японии по соображениям, аналогичным
европейским, строительство небоскребов не
форсировалось, хотя одна «японка» из Иокогамы
почти входит в первую мировую тридцатку (33-е
место). Ваши ученики легко добавят еще одно
соображение, заставляющее японцев
воздерживаться от неумеренно высокой этажности:
сейсмичность.
Китайцы Тайваня, правда, хвастают, что высокая
сейсмическая опасность не помешала им соорудить
у себя в 2004 г. полукилометровый и 101-этажный
«Тайбэй-101», ставший нынешним мировым лидером. Но
предложим школьникам всмотреться в
тектоническую карту мира, найти Японию и найти
Тайвань. Первая — в зоне молодой (новой, по
легенде карты) складчатости, вся территория
заштрихована тревожными красными диагоналями:
постоянные землетрясения. Тайвань — конечно,
тоже не на архее, но это всё-таки не в самом пекле
красных штриховок «Зоны землетрясений» и
поодаль от тревожных красных кружков «Эпицентры
катастрофических землетрясений».
Япония — ядро глобализации на Тихом океане —
из-за сейсмики не смогла вполне воплотить свое
особое положение в особые небоскребы. Зато
периферия японской экономики — прибрежный
Китай, Малайзия, Корея — успешно отстроились за
нее. Кстати, не только Южная, но и (и в первую
очередь) Северная Корея. 330-метровый 105-этажный
северокорейский отель в Пхеньяне занимает 18-е
место в мировом рейтинге (конструкции его
возведены, но отель еще не пущен в эксплуатацию).
Рассказывая ученикам о ведущих небоскребах
мира, очень важно не упустить из виду и объяснить
их размещение. Важно, чтобы дети поняли, что
небоскребы — это не какие-то случайные номера в
списке новейшего «культурного» или «природного»
наследия. Это материализовавшиеся капиталы. Это
проявления фокусирования в определенных точках
земной поверхности частиц прибылей, стягиваемых
с остальных территорий Земли.
Важно не просто констатировать: «Самый высокий
небоскреб — в Тайване», а объяснить, какое
географическое и политическое положение (в
сущности, оффшор) вызвало здесь концентрацию
средств, достаточных для столь «престижного»
строительства (См.: Д.В. Заяц. Тайвань
(Китайская Республика)//География, № 17/2005). И — как
программа минимум — четко привязать небоскреб к
карте мира. Ведь мы изучаем не небоскребы, а
географию!
Важно не просто сказать: «В десятку мировых
лидеров входят небоскребы Сянгана (Гонконга),
Шэньчжэня и Гуанчжоу (Кантона)». Важно объяснить
особое полуостровное положение Сянгана при
входе в Юг Китая — у устья Сицзяна (и показать,
показать на карте!), раскрыть соответствующую
особую судьбу полуострова (долгое время —
британское владение, плацдарм инвазии западной
экономики) и его особое благосостояние. Важно
объяснить (и показать на карте, даже если в
школьном атласе этот город не обозначен), что
такое Шэньчжэнь. Это одна из первых 4 особых
экономических зон Китая, созданная в 80-е годы для
взаимодействия с Гонконгом, тогда еще Китаю не
принадлежавшим (см.: Е.Н. Самбурова. Специальные
экономические зоны Китая//География, № 34/99, с. 12).
Здесь отмечались фантастические темпы развития:
из поселка с 25 тыс. жителей Шэньчжэнь, стоящий на
границе с Гонконгом, за полтора десятилетия
вырос в миллионеры. Сам Шэньчжэнь лежит на краю
провинции Гуандун. Столицей же этой провинции
является Гуанчжоу (Кантон). Если ваши школьники
из сказанного еще не уяснили пространственного
механизма распространения небоскребной
эпидемии в Китай, приведите им циркулирующую в
Китае поговорку: «Шэньчжэнь учится у Гонконга,
Гуандун — у Шэньчжэня, а вся страна у Гуандуна».
Новое явление — выход в мировые лидеры
небоскребов Арабского Востока. Сейчас «Башня
Эмиратов» и красавец «Бурдж аль Араб» в Дубае
(ОАЭ) занимают 12-е и 20-е места. Пусть ученики
сравнят эти показатели с тем, как Дубай смотрится
на мировой карте грузовых аэропортов
(«География», № 12/2005, с. 26). Четко вырисовывается
зарождение еще одного субцентра глобальной
экономической системы. От рекламируемых в Дубае
проектов новых зданий (до 700-метровой высоты!)
рябит в глазах.
Свой супернебоскреб начала строить и
Саудовская Аравия. И не где-нибудь, а в Мекке. Но
это не столько небоскреб бизнеса, не столько
символ глобализации, сколько здание
государственного престижа и самомнения. Это не
игла, занимающая минимум драгоценной площади, а
разлапистое, многокрылое здание со шпилем.
Проект удивительным образом напоминает высотные
здания Москвы сталинского времени.
Что же до Москвы, она теперь строит как раз
бизнес-иглы и здания, напоминающие дубайские (в
«Федерации» заметны аллюзии с «Бурдж аль Араб»).
Ими будет утыкан клочок земли на
Краснопресненской набережной Москвы-реки. Под
несуществующую еще «Федерацию» уже подвели
станцию метро «Деловой центр». И если вы из
центра поедете в редакцию «Географии» по
«голубой» линии, чтобы привезти нам новый урок,
новую статью или выгодно оформить подписку, не
сядьте по ошибке в поезд, следующий к «Деловому
центру»: линия от Киевской теперь раздваивается.
Зачем нужны Москве эти новые небоскребы
престижа? Затем же, зачем одежда определенного
типа и стоимости нужна некоторым людям для того,
чтобы быть принятыми в определенных кругах.
Но учащиеся школ на большей части немосковской
России вправе спросить: «Нам-то что от этих
столичных заигрываний с международным
капиталом?» Что тут может учитель объяснить? Он
может призвать на помощь теорию диффузии
нововведений: согласно ей импульсы развития из
Москвы постепенно распространяются на
окружающие территории и крупнейшие города
страны, а от них — к окружающим их областям и
городам второго ранга, а от них... Так, если
буквально следовать теории, когда-нибудь и ваша
сельская школа приобретет облик небоскреба
вроде МГУ или «Федерации». Но это, конечно, шутка.
Пока же в списке высочайших (то есть самых
дорогих и самых престижных) зданий и сооружений
России мы наблюдаем только московские (ряд
разбавлен лишь одним иногородним объектом —
недорогой телебашней, построенной в Ленинграде в
годы хрущевской доброты). В этом, конечно,
проступает несправедливость всей общественной
системы современной Российской Федерации. Так же
как в размещении небоскребов, крупных
аэропортов, банков, заRмков, фешенебельных
магазинов, охранных гвардий и дорогих
высокотехнологичных товаров проступает
несправедливость тех мировых процессов, которые
называют магическим словом «глобализация».
Хорошим развитием работы на уроке может стать
расклейка ксерокопий с рисунками небоскребов на
демонстрационной карте. Для углубленного
изучения порекомендуем сайт www.skyscraperpage.com
(англоязычный), позволяющий найти информацию и
изображения небоскребов большинства стран мира.
* «Дзинь мао» в переводе означает:
золотая роскошь, изобилие золота. |