Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2005

Курсы повышения квалификации


С.В. Рогачев.
Уроки понимания карты...

Контрольная работа № 1

Контрольная работа должна быть отправлена до 15 ноября 2005 г. по адресу:
ул. Киевская, д. 24, г. Москва, 121165, Педагогический университет «Первое сентября».

Если вам пока не известен ваш идентификатор, не заполняйте это поле.
Если у вас есть вопросы или замечания по курсу в целом, то запишите их в поле «Комментарии».

Комментарии




Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!

Контрольная работа состоит из четырех заданий, составленных по материалам лекций 1—4.

ЗАДАНИЕ

1. Поисковая составляющая

Изучая общегеографические (физические) карты, выявите крупные, известные города России или зарубежных стран, местоположение которых предопределено конфигурациями, рассмотренными в лекциях 3 и 4:

Y-образные;

)(-образные;

«диафрагмы»;

«восклицательные знаки»;

V-образные.

Приведите по трём из пяти перечисленных выше типов конфигураций по одному примеру (примеры не должны повторять те, что приведены в лекциях).

Совет: Поиск целесообразно вести по картам разного масштаба. Одни конфигурации бросаются в глаза на мелкомасштабных картах с высоким уровнем генерализации, другие — на среднемасштабных, с детализированной прорисовкой рельефа, речных траекторий и береговых линий.

2. Моделирование

Начертите по одной схеме для каждого из трех примеров.

На схеме:

— условными знаками обозначьте важнейшие барьеры, каналы проницаемости, массивы, ядра, векторы и т.п. (в соответствии с терминологией пространственного анализа, приведенной в лекции 2);

— подпишите реальные географические названия фигурирующих объектов;

— укажите места возникновения узлов пространственных связей — важных городов;

— расшифруйте условные обозначения.

Напоминание: Схема — не карта. На схеме не нужно вырисовывать всё в подробностях. Напротив, несущественные подробности нужно опустить, а вот главное — акцентировать.

Пояснение: Схемы могут быть вычерчены от руки. Однако предпочтительнее хорошо вычерченные схемы: за это можно получить поощрительный балл.

3. Географическая содержательная составляющая (осмысление)

Напишите к каждой из трех схем короткий комментарий — пояснительный текст (несколько строк) по образцу пояснений к примерам 14—46 из лекций 3 и 4.

В комментарии раскройте суть пространственного механизма: почему именно такое взаимное расположение физико-географических объектов обусловило возникновение здесь крупного узла социально-экономических связей — гоRрода и чем этот город замечателен. Постарайтесь в двух словах объяснить (или хотя бы выдвинете гипотезу), почему в найденной вами узловой точке длительное время не вызревал крупный город, а потом точка «пробудилась» к городской жизни.

4. Методическая составляющая (планирование деятельности)

Укажите, в уроки по каким темам и в каких классах вы считаете возможным и целесообразным включить рассмотренные в лекциях и найденные вами самими примеры пространственных конфигураций.

ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Ответ по каждому примеру оформите в виде форматки (с. 43).

Объем каждой форматки — 1 страница (желательно формата А4, но допускаются и тетрадные листы). Каждая форматка вычерчивается на отдельном листе, на обороте чертить нельзя.

Общий объем — 3 страницы (листа).

В Педагогический университет «Первое сентября» следует прислать вырезанный из с. 41 заполненный купон или его ксерокопию и три заполненные форматки с примерами конфигураций. Внимание! Каждая форматка должна быть подписана.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

1. За каждый пример (включая вычерченную схему) по одному из типов конфигураций можно получить до 4 баллов. при этом соответствие примера иллюстрируемой конфигурации оценивается в 2 балла; адекватное отражение на схеме важных элементов конфигурации — в 1 балл; хорошо подобранные условные обозначения и хорошее оформление — в 1 балл. Всего — до 12 баллов.

2. За обоснованный объяснительный комментарий

к каждому примеру (или разумную гипотезу, яркий пример, показывающий исключительность города, выросшего в соответствующем географическом положении) — до 2 баллов. Всего — до 6 баллов.

3. За расстановку примеров по разделам программы и по урокам — до 2 баллов.

Итого — до 20 баллов. Для получения зачета необходимо набрать не менее 12 баллов.

 

Бланк для выполнения контрольной работы № 1.
Образец форматки

Схема Условные обозначения
с с

 

Комментарий

 

Класс, раздел программы, урок (уроки), где целесообразно обратить внимание учащихся на этот пример:

 

Автор (фамилия и. о.):