Тугой клубок
взаимосвязанных факторов
Некоторые впечатления от учебного издания: Ю.Н.
Голубчиков. Природные зоны в жизни людей.
7—8 классы. — М.: Чистые пруды, 2005. — 32 с. (Библиотечка
Первого сентября, серия «География». Вып. 5)
С большим удовольствием и вниманием прочитал 32
страницы этого произведения. Читаешь об уже
известных фактах и закономерностях, а интерес не
пропадает. Написано хорошо, аргументированно.
Интерес подогревает и мысль о том, что последние
15 лет жизни (и в Министерстве, и в издательстве),
потраченные на то, чтобы убедить учителей
географии отказаться от раздельного изучения
курсов физической и экономической географии в
школе, прожиты не зря (хотя консерватизм и
инертность учителей иногда поражают). Читаешь
«Природные зоны в жизни людей» и снова
возвращаешься к мысли о том, как круто все
замешано матушкой Природой. От природных условий
(в первую очередь, от рельефа и климата) зависят
особенности проживающих в этих условиях народов,
направления хозяйственной деятельности
населения. Меняется географическое положение
территорий — меняются и качественные
характеристики составляющих этот замес
компонентов.
Учителю остается только наглядно и образно
показать на уроках географии, как меняются эти
природно-этнографические и природно-хозяйственные
отношения от одной территории к другой, и уроки
будут интереснее. Это не голословное утверждение,
а факт проверенный
28-летним стажем преподавания географии.
Разматывать тугой клубок взаимосвязанных
факторов, определяющих географическую специфику
изучаемых территорий, очень интересно и для
учащихся, если их научить этому, и для
преподавателя, когда удается эту объективно
существующую связь показать образно и
доказательно.
Сейчас, когда есть уже комплексно-страноведческие
учебники, географические атласы и карты, есть
методические письма Министерства образования и
разработана концепция преподавания географии,
интегрирующая физическую и экономическую
географию в единых комплексно-страноведческих
курсах школьной географии, маниакальное
упорство, проявляющееся в раздельном изучении
курсов, просто удивляет.
Есть надежда, что книга Ю.Н. Голубчикова будет еще
одним аргументом за интеграцию школьной
географии и переход к интересному преподаванию
географии путем раскрытия перед учащимися
объективно существующих взаимосвязей между
природой, населением и хозяйством, специфичными
для каждой отдельной территории мира.
Ученикам всегда будет интересно узнать, почему в
одном месте пасут оленей, а в другом разводят
овец и коз; почему и чем африканцы отличаются от
европейцев; как объяснить сосредоточение
наибольшего количества беднейших стран в
пределах экваториального и тропического
климатических поясов...
Уважаемые учителя! Откажитесь от изучения
порознь геологии, климатологии, гидрологии,
геоморфологии, демографии, экономики, социологии
на уроках школьной географии и поверьте:
учащиеся полюбят географию, чтобы стать в
дальнейшем геологами, гидрологами, экономистами...
а возможно, и учителями географии.
В.И. СИРОТИН,
главный редактор картографического
Издательства ДИК
|