Задания для учащихся
к контурной карте
«Крупнейшие города России»
помещенной на с. 26
На бланковке показаны границы субъектов
Российской Федерации и точками намечены
местоположения крупнейших городов России. Перед
занятиями размножьте бланковку на копировальном
аппарате, чтобы каждому ученику или на каждый
стол досталось по экземпляру. По одной на стол
потребуется и страница таблицы (с. 27).
Контурная карта — продукт одноразовый, и ее не
нужно жалеть: пусть ваши ученики без стеснения
наносят пунсоны, заштриховывают регионы,
проводят структурные линии, с которыми связано
размещение городов. Этими линиями могут быть
крупнейшие реки (например, Волга), транспортные
артерии (Транссиб), границы природных зон
(например, между тайгой и смешанными лесами).
На развороте страниц 24—25 — карта,
которая должна послужить ключом к проверке
выполненных работ. Ее можно использовать и
просто как демонстрационную при объяснении тем
«Население России», «Города».
Задание 1 (простое)
Нанесите на карту пунсоны 11
городов-миллионеров России. Подпишите их
названия.
Задание 2 (посложнее)
Нанесите на карту города России с численностью
населения более 500 тыс. чел. Подпишите их и
обозначьте цифрами или буквами регионы
(республики, края, области), где эти города
расположены. На полях карты расшифруйте цифровые
(буквенные) обозначения.
Задание 3 (для углубленно изучающих
географию)
Рассчитайте и при помощи трафаретной линейки
постройте карту городов России людностью более
500 тыс. жителей с масштабными значками (кружками). Внимание!
Площадь кружков должна быть примерно
пропорциональна числу проживающих в городе
людей.
На полях постройте легенду: эталонные кружки
для городов с 1 и 5 миллионами жителей.
Задание 4 (творческое)
Пользуясь школьными атласами, проведите на
контурной карте границы между природными зонами
тайги и смешанных лесов и между зонами
лесостепей и степей. Подчеркните названия
крупнейших российских городов, расположенных
близ этих границ. Попробуйте объяснить
сложившуюся картину.
Учителю: В итоге должна получиться
конфигурация, принципиальная схема которой
помещена в лекции № 5 курсов повышения
квалификации «Уроки понимания карты»
С.В.Рогачева как пример 47 («География», № 21/2005, с.
36). Постарайтесь, чтобы ваши школьники
прочувствовали природные факторы размещения
важнейших русских городов. Придумайте свои
схемы, объясняющие появление
городов-миллионеров и пятисоттысячников. Если вы
чувствуете, что схема вам удалась, вышлите ее в
адрес газеты «География», чтобы ,с вашей находкой
ознакомились и другие учителя-географы. |