Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2005

Люди


Задания для учащихся
к контурной карте
«Крупнейшие города России»
помещенной на с. 26

На бланковке показаны границы субъектов Российской Федерации и точками намечены местоположения крупнейших городов России. Перед занятиями размножьте бланковку на копировальном аппарате, чтобы каждому ученику или на каждый стол досталось по экземпляру. По одной на стол потребуется и страница таблицы (с. 27).

Контурная карта — продукт одноразовый, и ее не нужно жалеть: пусть ваши ученики без стеснения наносят пунсоны, заштриховывают регионы, проводят структурные линии, с которыми связано размещение городов. Этими линиями могут быть крупнейшие реки (например, Волга), транспортные артерии (Транссиб), границы природных зон (например, между тайгой и смешанными лесами).

На развороте страниц 24—25 — карта, которая должна послужить ключом к проверке выполненных работ. Ее можно использовать и просто как демонстрационную при объяснении тем «Население России», «Города».

Задание 1 (простое)

Нанесите на карту пунсоны 11 городов-миллионеров России. Подпишите их названия.

Задание 2 (посложнее)

Нанесите на карту города России с численностью населения более 500 тыс. чел. Подпишите их и обозначьте цифрами или буквами регионы (республики, края, области), где эти города расположены. На полях карты расшифруйте цифровые (буквенные) обозначения.

Задание 3 (для углубленно изучающих географию)

Рассчитайте и при помощи трафаретной линейки постройте карту городов России людностью более 500 тыс. жителей с масштабными значками (кружками). Внимание! Площадь кружков должна быть примерно пропорциональна числу проживающих в городе людей.

На полях постройте легенду: эталонные кружки для городов с 1 и 5 миллионами жителей.

Задание 4 (творческое)

Пользуясь школьными атласами, проведите на контурной карте границы между природными зонами тайги и смешанных лесов и между зонами лесостепей и степей. Подчеркните названия крупнейших российских городов, расположенных близ этих границ. Попробуйте объяснить сложившуюся картину.

Учителю: В итоге должна получиться конфигурация, принципиальная схема которой помещена в лекции № 5 курсов повышения квалификации «Уроки понимания карты» С.В.Рогачева как пример 47 («География», № 21/2005, с. 36). Постарайтесь, чтобы ваши школьники прочувствовали природные факторы размещения важнейших русских городов. Придумайте свои схемы, объясняющие появление городов-миллионеров и пятисоттысячников. Если вы чувствуете, что схема вам удалась, вышлите ее в адрес газеты «География», чтобы ,с вашей находкой ознакомились и другие учителя-географы.