Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №23/2005

Рецензия


КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ
БЕСПРЕДЕЛ

Е.С. АНТОНЮК
Заслуженный учитель РСФСР,
учитель географии ГОУ СОШ
«Московская государственная пятьдесят седьмая школа»

Сейчас в продаже шесть серий школьных атласов по географии.
1. Серия атласов Федеральной службы геодезии и картографии России, прямая наследница атласов Главного управления геодезии и картографии (ГУГК), издававшихся до 1991—1992 гг.
2. Атласы издательского дома «Дрофа» и издательства «ДиК»*, выпускаемые ежегодно с 1997 г. и постоянно дорабатывающиеся, исправляющиеся и дополняющиеся. Не дожидаясь десятилетнего юбилея, «Дрофа» приступила к изданию нового комплекта атласов «с учетом новых стандартов»: для 6-го класса — «Землеведение» (2004), для 8-го класса — «География России. Природа и население» (2004) и для 9-го класса — «География России. Хозяйство и географические районы» (2005).
Атлас для 10-го класса «Экономическая и социальная география мира» в 2005 г. вышел 9-м, исправленным изданием в традиционном исполнении, атлас для 5-го класса «Природоведение» в 2005 г. вышел 4-м, исправленным и дополненным изданием.
Максимальные тиражи по имеющимся у меня атласам были: для 6-го класса — 150, для 7-го — 250, для 8-го — 200, для 9-го — 250 и для 10-го — 300 тысяч экземпляров, что свидетельствует о спросе на это издание и удачном маркетинге.
3. Атласы издательства АСТ-Пресс, которые выпускаются дочерней компанией АСТ-Пресс школа (на обложке посередине — Земля; на фоне карты, ниже по горизонтали, — четыре фотоиллюстрации, содержание которых обозначено в конце атласа; внизу символ в виде улитки — торговый знак?). В серию входят: 5-й класс — «Природоведение», 6-й класс — «Начальный курс географии», 7-й класс — «Материки, океаны, народы и страны», 8-й класс — «Физическая география России», 9-й класс — «Экономическая и социальная география России», 10-й класс — «Экономическая и социальная география мира». Тиражи новых изданий — с 5-го по 10-й класс — 10, 20, 20, 28, 25, 60 тыс. Однако тиражи старых изданий были значительно больше, только дополнительные тиражи атласов 8—9-го классов составили по 70 тыс. экз.
4. Атласы серии «Сферы» издательства «Просвещение» и ДИ-ЭМ-БИ активно рекламируются, но пока у меня нет атласа по географии России (8—9 кл.) «Природа, население, хозяйство».
5. Два атласа издательства «Астрель» совместно с издательством «АСТ» (респ. Тыва) и ИПЦ (издательско-продюсерский центр) «Дизайн. Информация. Картография»** (1-й Рижский пер.).
8-й класс — «География России. Природа», 9-й класс — «География России. Население и хозяйство» с пометкой «Учебное издание». Будет ли это полный комплект атласов для школы — не понятно. Из-за качества издания я готова была счесть это издание маргинальным, если бы не имена руководителей проекта и редакторов, известных по другим атласам. Кроме того, именно в этом составе издателей*** выпущен большой и весьма амбициозный «Универсальный атлас мира» 2003 г. (311 страниц большого формата), из чего я делаю вывод, что следует ждать продолжения серии.
6. Недавно появилась новая серия атласов Омской картографической фабрики Федеральной службы геодезии и картографии России. На это издание я возлагала особые надежды, так как непосредственным разработчиком и составителем (наряду с Омской картографической фабрикой) выступает Научно-исследовательская лаборатория комплексного картографирования географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, а общая редакция и руководство картографическими работами выполнены Федеральной службой геодезии и картографии России. Уж они-то, думала я, точно знают, что и как надо показывать на картах.
В этой серии вышли атласы: для 6-го класса «Начальный курс», для 7-го класса «География материков и океанов. Природа, население, хозяйство»; атласы по географии России
в двух частях — ч. I для 8-го класса «Природа и человек», ч. II для 9-го класса «Население и хозяйство».
Тиражи — по 40 000 экз.


* С 2000 г. в выходных данных — ООО «Издательство ДиК», ООО «Дрофа», Роскартография «Географическая основа».
** Я не знаю, есть ли какая-то связь между ООО «Издательство ДиК» и ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография» (сокращенно ДИК).
*** Правда, издательство «АСТ» не в Тыве, а в Дагестане.

Все серии атласов имеют привлекательный (и даже «завлекательный») внешний вид — яркие глянцевые обложки. Над разработкой атласов трудились серьезные люди — руководители проектов, научные руководители серий, общие редакторы, ответственные редакторы и «просто» редакторы, отдельные авторы и целые авторские коллективы, картографы, корректоры, технические и художественные редакторы, специалисты по программному обеспечению и компьютерной верстке, компьютерному дизайну (и просто дизайнеры), цветокоррекции, ответственные за выпуски, научные консультанты и рецензенты. Конечно, в разных сериях — в разных количествах и сочетаниях.

По сравнению со старыми атласами (ГУГК) все серии обогащены новыми тематическими картами. Часто количество карт разного содержания превышает число уроков, отведенных на весь курс. Даже в атласе для 6-го класса (бывший «Начальный курс», а теперь «Землеведение») 60 карт, а в 7-м уже более 90! («Сферы»).

Все издания снабжают тематические карты дополнительными сведениями в виде профилей, графиков, диаграмм, таблиц, пояснительных текстов и фотоиллюстраций. Хорошо? В принципе, да. Но когда на развороте мы имеем несколько карт, «разбросанных» под разными углами по отношению к краям листа, или 5—6 слайдов размером 4 x 2,5 см, разбросанных так же и обрамленных черной рамкой с перфорацией, плюс объемные диаграммные фигуры, дополненные еще рисунками и вездесущим «забавным персонажем — путешественником», выступающим в компании то с овцой, то с верблюдом, то от такой заботы о наглядности и доступности даже опытному пользователю карт становится не по себе. Составители так увлеклись оригинальным дизайном, что даже надписи к слайдам, на которых из-за их размеров что-либо различить трудно, разместили под углом уже к самим этим слайдам. Это серия «Сферы».

Еще хуже выглядит дополнительный материал к картам в новых атласах «Дрофы» для 8-го и 9-го классов. Некоторые развороты в атласе 8-го класса напоминают прилавки наших традиционных сельпо времен застоя, в которые вдруг поступил товар; картинки перекрывают рамки карт, упираются в обрезы листов атласа, содержание фотоиллюстраций часто невразумительно, многие из них не имеют подписей, а некоторые имеют вид доморощенных фотомонтажей (8-й кл., с. 28, 31). Я понимаю, что все делается с лучшими намерениями, но должно же быть элементарное чувство меры. Так, стремление во что бы то ни стало дать дополнительные сведения о хозяйстве экономических районов привело к тому, что в атласе 9-го класса физические и экономические карты оказались на разных разворотах, что приводит к невозможности их совместного использования.

Я не знаю, чем вызвано стремление многих издательств («Дрофа», «Сферы», «Астрель») печатать свою продукцию на мелованной бумаге, использовать непременно яркие («химические») краски.
В свое время вопросами восприятия карт занимались психологи. Сейчас, конечно, не до экспериментов. Но стоит учитывать то, что было сделано раньше. Не видно в этих издательствах заботы о единстве своих «серий». Впрочем, нет единства (а это непременное условие для атласов) и внутри одного отдельно взятого атласа.

Так, покупая атлас «Земля и люди» («Сферы»), я случайно открыла страницу 25 и в подвешенной наискосок этикеточке читаю: «В Оймяконе, полюсе холода северного полушария, отмечена самая большая амплитуда температуры в 112,8° от –77,8 °С до +35 °С». Считаю — все верно. Хватаюсь за голову: отстала, прозевала новости науки! И уже дома на с. 6 в скромной рамочке обычным, а не жирным шрифтом написано пояснение к условному знаку: «–71° — абсолютный минимум температуры». Противоречий такого рода очень много.

Кроме того, все издательства хотят иметь «свое лицо», показывают нам, учителям, что они знают что-то такое, чего мы не знаем. Так АСТ-Пресс зачем-то потребовалась впадина Гхор — самая низкая отметка суши (это уровень Мертвого моря), но их «обошла» Омская картфабрика по «самому влажному» месту. Аст-Пресс указывает на Черапунджи (около 12 000 мм осадков), «Сферы» дает «точно», 11 873 мм, но Черрапунджи, Омская фабрика пишет, что самое влажное место на Земле — Тутунендо, среднегодовое количество осадков здесь 11 770 мм. А я еще где-то читала про Гавайские острова. И так много-много раз. Зачем ученикам 6-го класса (даже в справочной таблице) впадина Анджикая, –81 м (Азия, Туркменистан)? Заметим, что Омская картфабрика на карте Азии в этом самом месте ставит отметку –76 м. Оказалось, что в атласе эту высотную отметку можно увидеть только на карте полушарий (м.: 1 : 90 000 000), так как на физической карте России есть кусок Туркмении, но Туркмения — без рельефа; видимо, новые государственные границы отменили там наличие рельефа. На карте полушарий (слава богу, никаких государственных границ нет) есть отметка –81, но она находится между Аралом и северо-восточным Каспием (цифра занимает почти все это пространство), то есть это может быть или Казахстан, или Узбекистан. Что должен делать учитель? Работать, работать и работать! В современном «Географическом атласе России» (ПКО «Картография, 1998) на физической карте России Туркмения есть, но впадины нет; нет ее и там, где она обозначена в атласе (то ли в Узбекистане, то ли в Казахстане). Остается одно — смотреть или старый атлас для учителей средней школы (ГУГК, 1980), или Атлас СССР (ГУГК, 1984). Точно, есть «–81», а главное — в Туркмении (к югу от Сарыкамышского озера), но не Анджикая, а Акджакая.

Я уже вроде стала привыкать к «новой» глубине озера Байкал — 1 637 м. «Дрофа» ее дает с 2000 года. (В 1997, 1998, 1999-м была «старая» глубина — 1 620 м.) Эту же глубину указывают Федеральная служба, Аст-Пресс, «Сферы», Омская картфабрика и «Астрель». «Новая» «Дрофа» (8-й класс, 2004) с упорством, достойным лучшего применения, на девяти картах возвращает нам (с. 3, 13, 34, 36, 38, 40, 44, 46, 53) старую глубину — 1 620 м, причем на картах, где этой глубине делать нечего (карты плотности населения, народов и т.п.). Однако в атласе 9-го, где на пяти картах глубина 1 620 м, вдруг снова появляется глубина 1 637 м. А авторы-составители атласа «Дрофы» нашли в России среди «выдающихся объектов природы» двух мировых лидеров и семь «рекордсменов России». Каспийское море, — конечно, мировой лидер по площади, но не совсем наш: эту площадь, как известно, делят и пока до конца не поделили пять государств. Ну а Байкал, он — точно наш, и глубина наша (только вот какая?). Про запасы пресной воды почему-то ничего не сказали. Зато среди рекордсменов России определили две реки, и главное — обе «самые длинные»: Обь с Иртышом — «самая длинная водная артерия» (Иртыш не весь наш), Лена — просто «самая длинная река» (хоть и не «артерия», зато наша). В общем, как говорил Баранский, «каша с гвоздями». Кушать ее приходится нам, учителям, и нашим ученикам.

Н.Н. Баранский когда-то сказал: «...научить ребят с малолетства работать напряженно, организованно, толково — ведь это же одна из важнейших задач воспитания, а возможно, и самая главная» (Н.Н. Баранский. Методика преподавания экономической географии. — М.: Учпедгиз, 1960. С. 339).

Даже те учителя, кто никогда не читал Баранского (где его взять?!), интуитивно работают исходя из этого постулата. Я думаю, что согласится с этой задачей и Министерство образования, которое «допускало» и «рекомендовало» эти серии атласов для использования в школах.

Чтобы мы, учителя, могли выполнять требования программ, новых стандартов — учить детей знанию карты, чтению и пониманию карты, — необходимо, чтобы и сами карты соответствовали определенным параметрам. Карты должны соответствовать:

1) географической истине;

2) нормам картографии;

3) будучи учебными картами, требованиям методики преподавания.

Поскольку карты — модель действительности, то они должны эту действительность адекватно отображать, выделять главное и, уж во всяком случае, не искажать. Известна история с одним учителем географии, который сошел с ума, не найдя на карте Берингов пролив (Ильф и Петров. Золотой теленок). Это были времена нэпа. Похоже, что мы находимся в гораздо худшем положении, чем тот учитель. То, что я пишу об атласах, — не рецензия. Я пытаюсь снять стресс, который длится несколько лет. Я просто ищу атласы для 8—10-го классов и не могу найти.

То что издающиеся атласы (6 серий) никуда не годятся — не секрет. Ищу не только я. Студенты географического факультета МГУ и педагогических институтов (университетов) занимаются по старым атласам. Абитуриентам разных вузов (МГУ, МПГУ, Финансовая академия, Высшая школа экономики и т.п.) преподаватели подготовительных курсов и частные репетиторы настойчиво рекомендуют «найти», «достать» атласы до 91—92 гг. издания. Кстати, известно, где достать: у магазина «Педагогическая книга» за «старый» (до 1992 г.) школьный атлас просят 1 000 рублей. Сторговаться можно за 350, если умеешь. Чаще всего это уже копии, благо современная техника позволяет их делать.

На новых картах реки стали бледно-голубыми (это на голубом и зеленом фоне, не говоря уже о более резких фоновых окрасках), надписи рек тоже бледно-голубые, прочитать их очень трудно. Невольно вспоминаешь Маяковского: «Если у тебя ни молока и ни вымени — чёрта в твоем коровьем имени». Карта, которая «не читается» — не карта, она не выполняет своей функции. Если названия объектов искажены, то такой картой нельзя пользоваться: Маршаловы (Маршалловы) острова, Зандская (Зондская) впадина, Амиранская (Амирантская) впадина, Хуанхе (Хуанхэ), Серебряное (Серебрянское) водохранилище, Эвадор (Эквадор), Экибстузская (Экибастузская) ТЭС, Магеланов (Магелланов) пролив, Плзень (Пльзень), Бандар-Сери-Бетаван и Багдар-Сери-Бегаван (Бандар-Сери-Бегаван), Еврат (Евфрат), Герания (Германия), р. Сухоня (Сухона), пролив Лаперуз (Лаперуза), Качконор (Качканар), Сыкывкар (Сыктывкар), Торнхейм (Тронхейм), р. Токантис (Токантинс), о-ва Кампо или Нампа (Нампо), Эбаляхское (Эбеляхское) месторождение, Ангар (Ангара), Тунгузка (Тунгуска), оз. Паго-Маджоре (Лаго-Маджоре), Джауджикау (Дзауджикау), Шанхой (Шанхай), г. Харере (Хараре — столица Зимбабве), Бамбей (Бомбей), ГЭС Хувер (Гувер), Гуанчжо (Гуанчжоу), Абака (это Анадырь), Мекон или Менонг (р. Меконг), Таньганьика (Танганьика) и т.д. и т.п. Я не говорю о таких мелочах, как Шеньян или Шэньян, Чань-Чунь или Чанчунь, Пуерто-Рико или Пуэрто-Рико, Хайдерабад или Хайдарабад, а теперь еще Туркменбашы — или Туркменбаши? (Большинство предпочитает «ы».
А как насчет «жи, ши — пиши через и», усвоенное с начальной школы?)

Примеры взяты из разных серий. Но бывает и хуже. В атласе 8-го класса («Дрофа», 1997) проскочило такое написание Восточно-Сибирского моря — «ceёieoce-Сибирское». Сбой компьютера, что поделаешь. Но в 2004 г. в атласе 10-го класса на карте Германии уже все гидрографические объекты приобрели странное написание: СЫМ, кВИ, аБ; аМ, йOВ·, 3·Ъ, ЕУOВМiРУВ, щОё (здесь я сказала: ё-моё!), щOВ, ДОёЪПГОё (и дошла до ёпэрэсэтэ!) и т.д., список длинный. Но если такое произошло, зачем же пускать в продажу? Это же бракованный товар. Или уж если жалко пускать под нож, то надо по крайней мере принести потребителям извинения. Этот атлас принесли и подарили мне мои ученики. Но, поверьте, я плакала. Да и сейчас не могу спокойно об этом говорить.

Это все просто «АШИБКИ», или «ОЧЕПЯТКИ». Что же говорить о настоящих ошибках: реки и города, моря, проливы, равнины и горы, месторождения полезных ископаемых и целые страны находятся не там, где им положено быть. Список невозможно привести: у меня примеров на двадцати страницах. И все это — результат непонимания особенностей картографического способа передачи информации.

Париж на Луаре, а не на Сене. Санкт-Петербург на берегу Рижского залива или на реке Свирь, Кемерово на месте Новокузнецка, Томск не на Томи, а на Чулыме, Рона течет по Соне, а не начинается в Швейцарии; река Урал — вся наша, «российская», так как, пройдя меридиональный участок и повернув на запад, не пошла на юг, через Казахстан, а соединилась с Волгой по Самаре (и это в атласе Федеральной службы, а повторяет это много лет «Дрофа»); река Снейк подписана как Колумбия, — кроме того, в Северной Америке на Аляске появилась еще одна Колумбия (Кускокуим); Магелланов пролив не отделяет Огненную Землю от Южной Америки, а проходит по проливу Дрейка. Япония — в Китае, Кения — в Эфиопии, Владикавказ — не на Тереке и не в Северной Осетии, Восточно-Китайское море — на месте Желтого, озеро Севан совпало с Мингечаурским водохранилищем, оз. Воже обозначено как оз. Белое и т.д.

Новые издатели вкупе со старыми, с Министерством образования ликвидировали географию как школьный предмет. Впрочем, издательства — не сознательно. Они объективно понимают пользу географии и даже знают, что «без карты нет географии» и, пока есть в школе география, нужны будут и атласы. Все издательства получили (или приобрели? — не знаю) права «на осуществление работ в составе геодезической и картографической деятельности», или просто «картографическую лицензию», все они имеют «санитарно эпидемиологические заключения». И самое главное — они нам сообщают, что их атласы прошли заключение Федерального экспертного совета Минобразования России и допущены (или рекомендованы) в качестве учебно-наглядных пособий. Поэтому они должны знать, что любая карта — общегеографическая или тематическая (они в атласах преобладают) — имеет в составе картографического изображения математическую и географическую основы.

Окончание следует