Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №23/2005

Резонанс


ВОСПОМИНАНИЯ,
ВЫЗВАННЫЕ СТАТЬЕЙ

С большим вниманием всегда читаю методическую газету для учителей географии, экологии и природоведения «География». Иногда даже пишу заметки. Вот и сейчас, прочитав статью В.А. Кетковича «Путешествие в Горный Алтай», вспомнил о своих геологических изысканиях в этом безумно красивом крае. Вспомнил и решил написать, тем более что совсем недавно в одной из местных газет было написано, что древние жители Горного Алтая для бальзамирования трупов применяли вещества, содержащие соединения ртути, а в другой — что в Горном Алтае за год выпадает из атмосферы до 42 г ртути на 1 км2. Можно ли связать эти два, на первый взгляд, совершенно разные сообщения воедино? Что может быть общего между раскопками археологов, разгадкой бальзамирования тел умерших людей и загрязненностью современной атмосферы? Давайте разберемся.
Горно-Алтайская область известна в мире геологов прежде всего тем, что там находятся ртутные месторождения Чаган-Узцы и Акташ. Последнее — одно из редких месторождений в мире, где ртуть представлена не только ее основным минералом — киноварью, но и собственно самородной металлической ртутью. Это явление в природе очень редкое. Самородная ртуть на алтайском месторождении Акташ встречается среди густо вкрапленных киноварных руд в виде многочисленных мелких капелек, пронизывающих карбонатные горные породы. Иногда в известняках белого цвета отмечаются полости объемом в 2—3 см3, наполовину заполненные желтыми кристалликами самородной серы и мельчайшими капельками серебристого жидкого металла — самородной ртути.
В районе ртутного месторождения Акташ, расположенного в горах Курайской гряды, есть несколько небольших горных озер, одно из которых писатель-фантаст Иван Ефремов, автор знаменитых социально-философских романов «Туманность Андромеды» и «Лезвие бритвы», назвал «Мертвым» озером. Дело в том, что в районе этого водоема нет никакой растительности, хотя все прилегающие склоны покрыты вечнозелеными реликтовыми кедровыми и еловыми лесами; в водах этого озера нет рыбы, хотя в соседних озерах ее полно. Все это потому, что озеро находится в котловине, сложенной известняком с самородной ртутью, парыR которой уничтожали на протяжении веков все живое в округе.
И.А. Ефремов, путешествуя в Монголию и Китай, несколько раз посещал Акташский район и в одном из своих рассказов написал, что у Чуйского тракта находится интересное озеро в ртутьсодержащих горных породах, которое он назвал Мертвым. Не мог доктор геолого-минералогических наук, ученый-палеонтолог пройти мимо столь уникального природного феномена, тем более что именно Ефремов заложил основы тафономии — раздела палеонтологии, изучающего закономерности процессов естественного захоронения организмов и образования месторождений ископаемых останков. Его фундаментальный труд «Тафономия и геологическая летопись», изданный в 1950 г., впоследствии был переведен на многие языки мира, а автор за это научное исследование был удостоен Государственной премии СССР.
Ближайшее от Горного Алтая месторождение, где встречаются капельки самородной металлической ртути, находится в горах Испании, название этого месторождения — Альмаден. И даже самая невероятная и фантастическая мысль, что древние поселенцы Горного Алтая посещали это месторождение самородной ртути, чтобы использовать ее для сохранения своих захоронений, не выдерживает никакой критики. Ведь и ртутный Акташ, и Пазарыкские курганы, где были найдены забальзамированные мумии, находятся на Горном Алтае. Ртуть, постоянно испаряясь, попадает в атмосферу, и поэтому нет ничего удивительного в том, что на Горном Алтае постоянно идут «ртутные» дожди.
...В 80-е годы прошлого века я с группой студентов Брестского государственного педагогического института имени А.С. Пушкина по специальному заданию Министерства цветной металлургии СССР несколько раз выезжал в геологические экспедиции на Акташское и Чаган-Узцыское месторождения ртути для изучения минералогических особенностей промышленных руд и продуктов их металлургического обжига. И, конечно, в свободное от работы время мы посетили район Мертвого озера, прошли по его каменистым безжизненным берегам тропами Ивана Ефремова, отобрали образцы горных пород и ртутных руд для своих исследований и коллекций.
Скупые строчки в газете о «ртутном» дожде, небольшая заметка о разгадке секрета древних мумий и десятистраничная статья с фотографиями в «Географии» — а сколько интересных воспоминаний об этом уникальном геологическом районе, о скольких любопытных деталях можно рассказать, если немножко расшифровать эти сведения. И сколько еще всех нас ждет неизведанного, интересного и любопытного на страницах газеты-журнала «География», которая раздвигает нам мир неизведанного. И это прекрасно!

Альберт БОГДАСАРОВ,
профессор, действительный член
Белорусского географического общества
г. Брест, Белоруссия