КАНАДСКИЙ СЕВЕР:
|
Административно-территориальное деление Канады |
Реальная проблема трудовых ресурсов на Канадском Севере заключается не в его заселении, а в выборе путей и методов стимулирования привлечения достаточно квалифицированной рабочей силы на определенные объекты в необходимом количестве и на необходимый срок — либо путем направленных миграций, либо путем повышения квалификации местных коренных жителей.
Частные предприниматели предпочитают привлекать сюда готовые кадры с юга, а государство, выполняя свои социальные функции, стремится ставить на необходимые ему рабочие места местных жителей: все районы Севера, где живет коренное население, охвачены безработицей — более высокой, чем по стране в целом. Для этого государство организует профессиональное обучение коренных жителей, а также стимулирует частные фирмы делать то же, обещая взамен различные льготы, помощь в развитии производственной и социальной инфраструктуры. Однако частные фирмы, как правило, занимаются трудоустройством коренных жителей весьма неохотно.
Коренное население Севера (по крайней мере, по заявлениям его официальных представителей) предпочитает традиционный уклад жизни, разрушение которого не может быть компенсировано никакими денежными выплатами. Пришлое же население в основном смотрит на свое пребывание на Севере как на временное, и это население может быть привлечено сюда именно надеждой на высокий заработок; привлечено, но не закреплено, поскольку чем выше заработок, тем скорее человек накопит сумму, необходимую ему для лучшего обустройства на юге, и покинет Север. В случае же необходимости закрепления пришлого человека на Севере — ему надо создать условия, максимально близкие к условиям освоенных районов юга, а лично для него — лучшие, чем те, которые он мог иметь для себя на юге. На это, а не на повышение денежных выплат, и направлены усилия как государства, так и частных компаний в тех случаях, когда они стремятся закрепить какой-то контингент жителей на данном месте на длительный срок. В случае же найма коренных жителей — работодатели нередко вынуждены сохранять для них возможность периодически уходить на охоту и т.п., иногда путем найма нескольких человек на одно рабочее место.
В большинстве же случаев частные компании отдают предпочтение экспедиционному методу организации работ, при котором рабочая сила направляется на Север лишь на определенный период, например летний сезон (система полугодовых контрактов), или вахтовому методу — с посменным пребыванием рабочего на предприятии и последующим многодневным отдыхом на месте постоянного жительства, где остается семья (часто за пределами Севера). Такие методы экономически наиболее эффективны, а иногда и единственно возможны — например, при транспортном строительстве, разработке мелких месторождений, а также в местностях с абсолютно дискомфортными климатическими условиями.
Как правило, все виды выплат рабочему на Севере не более чем на 10% выше, чем по стране в целом, и это в основном за счет того, что ему позволено здесь больше выкладываться на работе. Ведь следует учесть, что Канада — страна с традиционно высоким уровнем безработицы (что не мешает ей быть столь же традиционным центром притяжения мигрантов со всего мира). При относительно высокой оплате — канадских рабочих в принципе, наличие постоянного рабочего места, пусть даже и на Севере, ценится само по себе. К числу северных льгот, предоставляемых частными компаниями, канадские исследователи относят и «освобождение рабочих от некоторых ограничений, налагаемых профсоюзами», преимущественно в области допустимой продолжительности рабочего дня, которая здесь нередко достигает 12 часов, поскольку это соответствует желанию рабочих поскорее заработать и уехать в теплые края.
В результате годовая текучесть кадров на предприятиях горнодобывающей промышленности Канадского Севера колеблется в пределах 50—200%, то есть за год сменяется от половины до двух полных составов персонала предприятий.
В целом для частных компаний, ведущих освоение Севера, характерен дифференцированный подход к различным категориям работников: семейным квалифицированным работникам, предполагающим осесть на Севере надолго, с одной стороны, и малоквалифицированной молодежи, приехавшей на заведомо небольшой срок, — с другой. Надбавки к зарплате семейных рабочих обычно на 40—70% выше, чем те, которые получает вторая группа; на их закрепление ориентированы и меры по улучшению жилищных и культурно-бытовых условий, в которых значительное содействие компаниям оказывает государство. Это содействие осуществляется через государственные программы жилищного строительства, льготные ссуды, создание за государственный счет соцкультбыта, уровень развития которого в крупных поселениях Канадского Севера — по нашим меркам, может быть охарактеризован лишь таким ненаучным термином, как «сказочный». Там где создаются постоянные поселения, они намного комфортабельнее, чем у нас в Сибири, — с уютными жилищами, прекрасно оборудованными общественными центрами, спортзалами, бассейнами и даже зимними садами и оранжереями. В то же время уровень жизни в поселках индейцев и эскимосов остается намного ниже, чем в среднем по стране. Традиционный охотничий промысел не может обеспечить им достаточных доходов, и основным источником существования многих коренных жителей канадского Севера являются государственные пособия.
Создание в 1999 г. новой федеральной Территории Нунавут во многом отражает новый подход к развитию Канадского Севера, в основном сформировавшийся в 90-х годах. В 60—70-е годы главной целью его освоения являлась эксплуатация невозобновимых, в основном минеральных богатств ради нужд южных, хозяйственно развитых районов страны. Малонаселённый же индейско-эскимосский Север всегда рассматривался как своего рода чистый лист, полигон развития, кладовая ресурсов. На новом, нынешнем этапе развития канадской федерации Север воспринимается прежде всего как малая родина живущих там народов, и интересы их развития теперь поставлены во главу угла. Кроме того, на севере Канады теперь отчетливо наметилось своеобразное политико-административное разделение двух несхожих этногеографических регионов. С одной стороны — это чрезвычайно редко заселённые инуитами острова и побережья Северного Ледовитого океана — собственно Арктика. С другой стороны — это индейский таёжный Север, имеющий сухопутную дорожную связь с югом, очаги горнопромышленного освоения и, как следствие, хотя и нестабильное, временное, но сопоставимое с индейским по численности пришлое (неаборигенное) население.
Характерной особенностью нового этапа «северной» политики Канады является и активное вовлечение народов Севера в международную политику, в многосторонние политические, культурные и, в нарастающей степени, экономические отношения.
Так, в июне 2000 г. министр иностранных дел Канады Ллойд Эксуорти обнародовал очередную правительственную программу «новой северной политики». По сообщениям агентства «Саутам ньюс», канадское правительство собирается работать над созданием Университета Арктики, изыскивать возможности развития экологического туризма на Канадском Севере, добиваться прокладки быстрых и эффективных международных рейсов через Арктику. По словам министра, «для Севера настало время очень быстрых и захватывающих перемен». Он определил две основных задачи северного направления канадской внешней политики: 1) улучшение экономической базы северян и 2) гарантии сохранения канадского суверенитета на Севере. В частности, в течение ближайших пяти лет канадский МИД выделит 10 млн долл. на финансирование деятельности образованного в 1996 г. международного арктического совета, в который входят представители правительств восьми северных стран — Канады, США, России, Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании и Исландии, совместно с организациями коренных народов арктических регионов. Пять миллионов долларов пойдут на поддержку программ помощи коренным народам Российского Севера и «поиска местных решений их проблем развития».
В связи с развитием российско-канадского сотрудничества на Севере и в Арктике представляет несомненный интерес современная канадская оценка состояния и перспектив этого сотрудничества. Такая оценка содержится в опубликованном в 2000 г. документе канадского Министерства иностранных дел и внешней торговли «Северное измерение внешней политики Канады» и связанном с ним проекте, действие которого рассчитано на период до 2005 г. В нем, в частности, говорится:
«Для стабильности международной системы жизненно необходимо преуспеяние России, а для стабильности России жизненно необходимо устойчивое развитие и преуспеяние ее Севера. При 8-процентной доле в населении страны, на Российском Севере производится 20% ее ВВП, и он является одним из ее ведущих источников твердой валюты. С 80% населения всего мирового Севера в его пределах, Российский Север представляет собой наиболее заселенную его часть: здесь живут более 12 млн человек, в т.ч. 200 000 представителей коренных народов.
С сокращением или завершением действия программ субсидирования коренных народов, многие поселения обратились к самоснабжению; они пытаются оживить традиционную культуру своих жителей. Условия жизни остаются трудными. Финансов явно не хватает на то, чтобы возродить жизнеспособные общины коренного населения. В то же время политические реформы предоставили большую автономию коренным народам. Эти народы активно ищут путей к своему участию в процессах принятия политических решений относительно развития Севера на местном и международном уровнях.
Канада исторически заинтересована в процветании и безопасности России — на самом деле, у нас там на кону многое. Учитывая удельный вес Севера в будущем России и всего региона в целом, необходимы немедленные и скоординированные меры. Следовательно, будущее российского Севера важно для Канады, и именно на нем сфокусировано “Северное измерение внешней политики Канады”».
«Арктическая самобытность», которую Канада разделяет с Россией, служит для обеих стран надежной базой для их сотрудничества именно на Севере. Имеется ряд двусторонних соглашений по вопросам развития Севера, особенно в областях науки, экономики, а в последнее время еще и проблем окружающей среды и коренных народов. Вследствие природного сходства двух стран, Канада всегда имела и прямую коммерческую заинтересованность в сотрудничестве с Россией. Наличие у Канады опыта и технических навыков освоения природных ресурсов Арктики дает канадцам относительные преимущества в России и создает отличные возможности для канадских инвестиций. А в области защиты окружающей среды канадские технологии и системы управления просто не имеют себе равных. На Российском Севере претворяются 20 проектов в областях экономической реформы, управления и защиты окружающей среды.
Канадское правительство однозначно заявляет о своей активной поддержке международной деятельности Арктического совета и содействии сотрудничеству с Россией в решении общих северных задач. Переход к России председательского кресла в Арктическом совете на 2004—2006 гг. и ее ожидаемое традиционно активное участие в проведении третьего Международного полярного года в 2007/08 г. неизбежно еще более повысит долю арктической составляющей в российско-канадских отношениях ближайших лет.