Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №24/2005

Курсы повышения квалификации


 

Итоговая работа

проводится в форме
УРОКА ПОНИМАНИЯ КАРТЫ

Цели урока

А. Объяснить учащимся, как физико-географические объекты могут определить размещение городов.

Б. Дать начальные навыки преобразования карты в осмысленную картосхему.

Содержание урока. Рассмотреть минимум одну из изученных в лекциях пространственных конфигураций; объяснить ее смысл (почему эта конфигурация приводит к возникновению узла человеческой деятельности — города); проиллюстрировать примерами и моделями.

Тип (или типы) конфигурации для рассмотрения на уроке выбирается самим учителем.

Уроку может предшествовать опережающее домашнее задание по внимательному изучению карт районов, которые будут рассматриваться в качестве примеров.

Основные методы. Моделирование, работа с картой, схематизация.

Моделирование предполагает: а) моделирование самой планировкой учебного помещения (соответствующая расстановка «барьеров» из мебели и открытие необходимых «каналов проницаемости»); б) моделирование в виде схем, создаваемых учителем и учениками на доске, в тетрадях или в иной форме.

Ход работы (примерные требования)

В ходе урока (занятия) учитель (преподаватель) должен продемонстрировать учащимся общий принцип рассматриваемой конфигурации, смоделировав ее в кабинете (или — по желанию — в зале, на пришкольном участке, на местности). Примеры того, как это проще всего можно сделать, приведены в конце лекции 8: конфигурацию «восклицательного знака» моделирует сама планировка класса, так что переставлять почти ничего не придется. Вы можете воспользоваться этими примерами, можете выработать свои. Тогда вам потребуется как-то иначе расставить мебель или еще как-то иначе разметить пространство, реально или условно выделив в нем барьеры и каналы проницаемости. Можно, например, сдвинуть столы и стулья, натянуть ленты, сделать на полу разметку мелом и т.п. Можно «подписать» географические названия на элементах планировки класса. (Еще боRльшие возможности для учительской фантазии могла бы дать работа в школьном дворе или на местности, но погодные условия зимы вряд ли это позволят).

Учитель должен подвести учеников к пониманию того, как организуется пространство в помещении, и к осознанию и принятию аналогии «планировка помещения — пространственная организация территории».

Следует выразить рассматриваемую конфигурацию в виде обобщенной схемы (лучше всего, если ученики сами придут к созданию схемы) на доске, на экране, на постере и т.д.

Необходимо приложить схему (схемы) к конкретным ситуациям на картах регионов России и мира (используя рассмотренные в лекциях примеры или генерируя собственные) и показать, как в географической реальности выполняются общие принципы организации пространства, которые были «открыты» вами и учащимися на этапе моделирования.

Нужно показать учащимся, как многосложная карта может быть превращена в выразительную схему, позволяющую ответить на вопрос: «Почему этот город здесь сформировался?».

Учащиеся должны успеть самостоятельно попробовать свои силы в создании схемы на предложенном вами примере и по возможности начать отрабатывать этот навык.

По итогам урока в Педагогический университет «Первое сентября» нужно выслать следующие документы и материалы:

1. Справка о проведении УРОКА ПОНИМАНИЯ КАРТЫ, подписанную руководителем образовательного учреждения.

2. Краткое (не более 2 страниц) описание урока (главный упор делайте на режиссуру урока).

3. Ваш анализ урока (не более 2 страниц):

— что было главным в объяснении;
— чем помогли лекции;
— что особенно хорошо получилось на уроке;
— что не удалось;
— возникли ли трудности в ходе подготовки и проведения урока;
— каково было общее отношение учащихся к нетрадиционному уроку;
— каковы были типичные непонимания (вопросы) и ошибки учащихся;
— что урок помог учащимся узнать (запомнить);
— что они поняли;
— что научились делать;
— как научились смотреть на мир;
— что в школьниках удалось развить.

4. Рефлексия учащихся: 1—2 кратких отзыва об уроке.

5. Ваше мнение о курсе «Уроки понимания карты (основы пространственного анализа)»: чем полезен; сложен или доступен; что вам помог увидеть, понять, узнать, чему помог научиться; что вы готовы применять на практике в учебном процессе; могут ли изученные вами элементы пространственного анализа помочь повысить уважение учеников к нашему предмету и престиж географии в школе; другие ваши комментарии.

6. Купон со с. 38 (или его копию).

С наступающим новым годом!