Курсы повышения
квалификации |
Итоговая работа
проводится в форме
УРОКА ПОНИМАНИЯ КАРТЫ
Цели урока
А. Объяснить учащимся, как
физико-географические объекты могут определить
размещение городов.
Б. Дать начальные навыки преобразования
карты в осмысленную картосхему.
Содержание урока. Рассмотреть минимум одну
из изученных в лекциях пространственных
конфигураций; объяснить ее смысл (почему эта
конфигурация приводит к возникновению узла
человеческой деятельности — города);
проиллюстрировать примерами и моделями.
Тип (или типы) конфигурации для рассмотрения на
уроке выбирается самим учителем.
Уроку может предшествовать опережающее
домашнее задание по внимательному изучению карт
районов, которые будут рассматриваться в
качестве примеров.
Основные методы. Моделирование, работа с
картой, схематизация.
Моделирование предполагает: а) моделирование
самой планировкой учебного помещения
(соответствующая расстановка «барьеров» из
мебели и открытие необходимых «каналов
проницаемости»); б) моделирование в виде схем,
создаваемых учителем и учениками на доске, в
тетрадях или в иной форме.
Ход работы (примерные требования)
В ходе урока (занятия) учитель (преподаватель)
должен продемонстрировать учащимся общий
принцип рассматриваемой конфигурации,
смоделировав ее в кабинете (или — по желанию — в
зале, на пришкольном участке, на местности).
Примеры того, как это проще всего можно сделать,
приведены в конце лекции 8: конфигурацию
«восклицательного знака» моделирует сама
планировка класса, так что переставлять почти
ничего не придется. Вы можете воспользоваться
этими примерами, можете выработать свои. Тогда
вам потребуется как-то иначе расставить мебель
или еще как-то иначе разметить пространство,
реально или условно выделив в нем барьеры и
каналы проницаемости. Можно, например, сдвинуть
столы и стулья, натянуть ленты, сделать на полу
разметку мелом и т.п. Можно «подписать»
географические названия на элементах планировки
класса. (Еще боRльшие возможности для учительской
фантазии могла бы дать работа в школьном дворе
или на местности, но погодные условия зимы вряд
ли это позволят).
Учитель должен подвести учеников к пониманию
того, как организуется пространство в помещении,
и к осознанию и принятию аналогии «планировка
помещения — пространственная организация
территории».
Следует выразить рассматриваемую конфигурацию
в виде обобщенной схемы (лучше всего, если
ученики сами придут к созданию схемы) на доске, на
экране, на постере и т.д.
Необходимо приложить схему (схемы) к конкретным
ситуациям на картах регионов России и мира
(используя рассмотренные в лекциях примеры или
генерируя собственные) и показать, как в
географической реальности выполняются общие
принципы организации пространства, которые были
«открыты» вами и учащимися на этапе
моделирования.
Нужно показать учащимся, как многосложная
карта может быть превращена в выразительную
схему, позволяющую ответить на вопрос: «Почему
этот город здесь сформировался?».
Учащиеся должны успеть самостоятельно
попробовать свои силы в создании схемы на
предложенном вами примере и по возможности
начать отрабатывать этот навык.
По итогам урока в Педагогический университет
«Первое сентября» нужно выслать следующие
документы и материалы:
1. Справка о проведении УРОКА ПОНИМАНИЯ
КАРТЫ, подписанную руководителем
образовательного учреждения.
2. Краткое (не более 2 страниц) описание
урока (главный упор делайте на режиссуру
урока).
3. Ваш анализ урока (не более 2 страниц):
— что было главным в объяснении;
— чем помогли лекции;
— что особенно хорошо получилось на уроке;
— что не удалось;
— возникли ли трудности в ходе подготовки и
проведения урока;
— каково было общее отношение учащихся к
нетрадиционному уроку;
— каковы были типичные непонимания (вопросы) и
ошибки учащихся;
— что урок помог учащимся узнать (запомнить);
— что они поняли;
— что научились делать;
— как научились смотреть на мир;
— что в школьниках удалось развить.
4. Рефлексия учащихся: 1—2 кратких отзыва
об уроке.
5. Ваше мнение о курсе «Уроки понимания
карты (основы пространственного анализа)»: чем
полезен; сложен или доступен; что вам помог
увидеть, понять, узнать, чему помог научиться; что
вы готовы применять на практике в учебном
процессе; могут ли изученные вами элементы
пространственного анализа помочь повысить
уважение учеников к нашему предмету и престиж
географии в школе; другие ваши комментарии.
6. Купон со с. 38 (или его копию).
С наступающим новым годом! |