Дорогие читатели! Прошедший год завершился громким географическим «делом». Депутаты обнаружили отсутствие Сахалина и Курил в издании по единому государственному экзамену. (Ни понимания единства России, ни государственной ответственности, ни способности выдержать экзамен.) О такой «легкости мыслей необыкновенной», о наносящем ущерб достоинству России небрежении географической конкретикой наша газета писала уже давно и не раз. Особенно много — в 2004 г., когда Москву перед президентскими выборами заполонили плакаты с картой нашей страны без Калининграда и Курил. Как вы помните, тогда мы получили ответ из Минобразования, за логичность и грамотность которого лишь очень добрый учитель поставил бы четверку. Ситуация, к сожалению, не улучшается. Недавно, в № 15/2005 наш читатель — учитель из села Частые Пермской обл. Г.П. Субботин обратил внимание на отсутствие Сахалина и Курил на карте России в рекламе крупного издательства, профессионально занимающегося образованием. Настало время задуматься над причинами
происходящего. Помимо причин общего плана (они
ясны всем), есть и сугубо наши, предметные.
Школьная география становится всё менее
конкретной, всё более превращается в
«рассуждения вообще». Главное же, что дарит, чем
вооружает и чем дисциплинирует география
человека — географическая карта — всё чаще
становится лишь декорацией, а порой и бутафорией
на уроке. В 1996 г. в спецвыпуске по Канаде мы приводили высказывание: «У Канады слишком мало истории и слишком много географии». Наша страна не страдает от недостатка истории, но почти вся школьная история «топчется» на пятачке вокруг двух столиц. А вот географии у нас еще больше, чем у канадцев. И география — повсеместна! Для нашей Родины география — национально-стратегический предмет. Любая модель «развития вообще» будет жизнеспособна и будет работать, только если она адаптирована к местности: к нашим равнинам и возвышенностям, нашим лесам, тундрам и степям, нашим морозам и снегам. Цель построения гражданского общества может быть реализована только в условиях информированности общества о собственном территориальном «теле». В этом году мы должны начать формировать общественное движение за то, чтобы география стала стержневым, обязательным для изучения предметом во всех школах России вплоть до выпускного класса. Можно со вкусом вести общие рассуждения о глобальных проблемах, о моделях развития, об информационных обществах пока вы сидите в городской квартире с центральным отоплением. Но стоит войти в вечерний заснеженный бор, ступить на волжский лёд, попасть — пусть даже не в буран — в обычную позёмку на степной дороге, чтобы понять: настоящий новый год, новое самосознание, новый образ действий в России может быть только с географией. С Новым годом! Творческих успехов! Ольга Коротова, |