Депонент ноября
В ноябре — начале декабря «География»
получила много писем с заметками, статьями,
методическими разработками. Не все мы можем
опубликовать. Есть, однако, ряд материалов,
которые могут представить интерес для отдельных
читателей. Поэтому мы проводим здесь краткий
обзор наиболее интересного из неопубликованного
— депонент статей. Читатели, желающие связаться
с автором депонированной статьи, могут
обратиться в редакцию за координатами.
Е.А. Гуськов. Сценарий внеклассного
мероприятия по географии «Туристический
экскурс по странам мира». — Пенза, 2005.
Автор, студент V курса Пензенского
педагогического университета, обучающийся по
специальности «география — биология»,
предлагает разработку, сделанную в ходе
педпрактики с учащимися 10-го класса. Цели
мероприятия. Образовательные: 1) привести в
систему знания учащихся по политической карте
мира; 2) сформировать общее представление о
географическом положении некоторых стран; 3)
обрисовать «экономическое лицо»
рассматриваемых стран. Развивающая: продолжить
формирование умений читать карту.
Воспитательная: активизировать самостоятельную
деятельность учащихся.
Ученикам предлагается сравнить Японию —
развитую страну и Бразилию — крупную
развивающуюся страну. Мероприятие проводится в
форме сказочной постановки. Царь озадачен:
царица собралась съездить в отпуск за границу. По
предложению студента-практиканта царь
приглашает две иностранные делегации. Одна из
них поведала о японском «экономическом чуде» и
вовлекла царя в чайную церемонию. Девушки из
второй делегации заставили царя станцевать
самбу и преподнесли ему баночку кофе. (В итоге
царь решил съездить в обе страны).
Написано в стихотворной форме.
В постскриптуме автор просит напечатать его
адрес: «Быть может, кто-то захочет сказать
спасибо или просто написать». Выполняем просьбу:
Евгений Алексеевич Гуськов. 442783, Пензенская
обл., Бессоновский р-н, с. Блохино,
ул. Первомайская, д. 23.
Г.Ф. Ха'митова. По странам и континентам. Кроссворд.
— Пос. Октябрьский, 2005.
Галина Федоровна преподает географию в
профессиональном училище № 24 в
пос. Октябрьский Октябрьского р-на Пермского
края.
Кроссворд содержит 30 слов — наименований стран,
городов и физико-географических объектов.
Андрей Язаджи из с. Авдарма (Гагаузия,
Молдавия) в качестве отклика на статью
Д.В. Зайца и В.А. Кетковича «Гагаузы» («География»,
№ 14/2005) прислал в редакцию буклеты Национального
гагаузского историко-этнографического музея (в
селе Бешалма) и Комратского музея, а также
справочный материал «Гагаузия — новое явление в
Европе».
Г.И. Бумантова. Удивительные просторы
России. Повторительно-обобщающий урок;
групповая проектная работа. — Пос. Игрим, 2005.
Галина Ивановна — учитель географии в Игримской
средней общеобразовательной школе № 2 с
углубленным изучением отдельных предметов
(Березовский р-н Ханты-Мансийского а.о. — Югра
Тюменской обл.).
Цель урока: закрепление знаний о географическом
положении, рельефе и геологическом строении
России; усвоение навыков групповой работы и
работы с дополнительными источниками
информации; воспитание любви и уважения к Родине.
Уроку предшествует опережающее задание: четыре
группы разрабатывают свои проекты:
1) «Русская равнина», 2) «Западная Сибирь», 3)
«Байкал», 4) «Камчатка». Урок открывается
прекрасными строками Николая Рыленкова:
От нас природа тайн своих не прячет,
Но учит быть внимательными к ней.
В ходе занятия группы представляют свои
проекты. Урок украшен стихотворными цитатами из
А. Твардовского, Ю. Ефремова. Особо красиво звучат
в проекте «Западная Сибирь» строки поэта манси Ю.
Шесталова:
Здесь так много воды:
Глаза тонут в воде,
И синее небо тонет в воде,
И солнце, как рыба, попавшая в сеть,
Плещется, плещется в синей воде.
Т.Г. Маслова. Минеральные ресурсы России. Урок
географии в 8-м классе. — Усачевская средняя
школа, 2005.
Татьяна Григорьевна Маслова, проживающая в с.
Бронево Каргопольского р-на Архангельской обл.,
учитель I квалификационной категории, ставит на
уроке следующие цели: 1) изучить состав полезных
ископаемых России и особенности их образования и
размещения; 2) познакомить учащихся с основными
месторождениями; 3) сформировать представление о
связи между полезными ископаемыми, рельефом и
тектонической структурой; 4) выявить пути
рационального использования полезных
ископаемых;
5) рассмотреть экологические проблемы
горнодобывающей промышленности; 6) продолжить
формирование умения работать с географическими
картами и сопоставлять их.
Приведены базовые сведения, а также интересные
факты о нефти и газе, алмазах Якутии и
биоиндикации полезных ископаемых.
Редакция «Географии» благодарит
авторов всех депонированных материалов
и ждет новых писем от всех читателей, всех
учителей России
и русского языкового мира. |