Организация
деятельности учащихся |
Крупнейшие контейнерные
морские порты мира
50 лидирующих портов по числу
переработанных (перегруженных)
контейнеров
Стремительное развитие китайских
контейнерных портов,
или Вся Россия меньше одного Даляня
Карта
По объему контейнерных перевозок Шанхайский
порт пока не догнал лидеров — Сингапур и Сянган,
но стремительно приближается к ним. По
предварительным данным на 2005 г., в Шанхае
переработано 18 млн стандартных контейнеров (а
два года назад, в 2003 г. — было лишь 11 млн).
Очень быстро наращивают контейнерооборот и
другие порты континентального Китая — Шэньчжэнь
и Циндао. По оценкам, в 2005 г. общий объем
контейнерных перевозок в КНР превысит 75 млн
стандартных контейнеров. По общему объему
контейнерных перевозок Китай уже в 2003 г.
обогнал США и с тех пор лидирует в мире по этому
показателю.
Контейнерные перевозки — один из наиболее
прогрессивных видов современных транспортных
операций. Именно продвижение контейнеров в
значительной мере способствует организации
экономики на современном логистическом принципе
«поставки точно в срок» (just in time).
Как обстоит дело с контейнерными перевозками в
России? Казалось бы, они есть: любой живущий у
железнодорожной магистрали школьник то и дело
видит мелькающие платформы с закрепленными на
них контейнерами.
Что по этому поводу говорит статистика? В
2004 г. морские порты России перегрузили 17 млн
т грузов в контейнерах. По отношению к общему
грузообороту это, вроде бы, не так и мало: почти 5%.
Но сколько это контейнеров и как их количество
относится к общемировому контейнерообороту?
Общее количество контейнеров, переработанных в
портах России в 2004 г., составило около 1,4 млн
шт. (в пересчете на стандартные 20-футовые
контейнеры). Посмотрим теперь в таблицу по
крупнейшим контейнерным портам мира (с. 26). Через
Сянган проходит контейнеров в 15 раз больше, чем
через все порты РФ! И даже самый последний
Танджунг-Перак на индонезийской Сурабае
перерабатывает в год 1,6 млн контейнеров.
Эти заметки — не для того, чтобы воспитывать в
школьниках комплекс экономической
неполноценности. Они к тому, чтобы помочь детям
укрепиться в понимании важности производящей
экономики. Ведь в миллионах контейнеров возят
вовсе не информацию, не финансы, не услуги и не
туристов, словом, вовсе не то, что пытаются нам
сейчас представить как главное в современной
экономике. В них — продукты труда миллионов промышленных
рабочих.
По данным
Американской ассоциации
портовых властей.
Статистические сведения на 2003 г.
Специальное содержание карты
разработал Д.В. Заяц |