География населения
с основами демографии
Программа курса
(35 часов)
С.А. СУХИНИН
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры экономической
географии
и региональной экономики Приднестровского
государственного университета
им. Т.Г. Шевченко
г. Тирасполь, Республика Молдова
В системе географического образования важное
место занимают знания о населении, которые
учащиеся получают на всем протяжении изучения
предмета. В процессе обучения формируется
комплексный подход к рассмотрению населения,
которое изучается как субъект
социально-экономической деятельности и
общественных отношений, важный фактор
преобразования природы.
Изучение данного курса направлено на углубление
уже имеющихся знаний школьников о населении,
полученных ими в 6—9-х классах, и формирование
новых — об особенностях и закономерностях
динамики численности, структуры, размещения
населения, основных демографических процессах,
территориальных различиях и причинах их
проявления, последствиях их развития и
управления ими.
Наряду с теоретическими знаниями, данный курс
предусматривает формирование у учащихся
практических умений, выраженных в ознакомлении
старшеклассников с практическими приемами
демографического анализа. Они предполагают
овладение методами сбора, обработки, анализа
интерпретации и представления
геодемографической информации, выявление на ее
основе закономерностей развития населения и
разработку элементарных демографических
прогнозов и моделей, определение возможных
направлений регулирования демографических
процессов. Таким образом, умения, формируемые у
учащихся в ходе практических занятий, позволят
им осознать прикладное значение знаний по
географии населения, что в перспективе может
способствовать их профессиональному выбору по
окончании средней школы.
Проведение учебных занятий требует от учителя
подбора специальной информационной базы,
касающейся демографических и этнографических
данных краеведческого и страноведческого
характера.
В зависимости от наличия источников информации,
ее доступности и актуальности учитель вправе
корректировать систему практических заданий,
предусмотренных данным курсом.
Введение (1 час)
Географические аспекты происхождения
человека. Антропогенез и его стадии (этапы).
Биологическая и социальная эволюция человека в
процессе антропогенеза. Моно- и полицентрическая
гипотезы происхождения человека.
Понятие о населении. Определение, предмет,
задачи и направления исследования географии
населения. Связь географии населения с другими
науками. Демография как наука. Демографическое
направление в географических исследованиях.
Методы исследования географии населения и
демографии.
История развития географии населения и
демографии. Взгляды ученых античности и
Средневековья на демографическое развитие
общества. Зарождение демографии. Работы
Дж. Граунта, А. Гийяра, Т. Мальтуса.
Формирование и развитие географии населения как
самостоятельного научного направления
социально-экономической географии. Научные
направления (школы) в истории развития географии
населения: антропогеография Ф. Ратцеля,
география человека П. Видаль де ла Блаша,
исследования населения русскими и советскими
географами (М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев,
П.П. Семенов-Тян-Шанский, Б.Ц. Урланис,
В.В. Покшишевский, С.А. Ковалев, С.И. Брук).
Практические работы
1. Население как объект изучения
социальных, экономических и биологических наук.
Своеобразие географии населения как науки,
изучающей территориальную организацию
населения. Научное и практическое значение
географии населения.
2. Ознакомление с научными работами
ученых в области географии населения.
Сравнительная характеристика идей и взглядов
отдельных ученых в области географии населения,
антропогеографии и географии человека.
Раздел I.
Численность и воспроизводство населения
(10 часов)
Тема: Учет населения (2 часа)
Источники сведений о населении. Учет населения
и его виды. История и методы осуществления
текущего (постоянного) и выборочного учета
населения в России и странах мира. Перепись
населения как форма периодического учета
населения. Понятие, значение, особенности и
методика проведения переписей населения, их
распространение в странах мира.
Практические работы
1. Ознакомление с материалами текущего и
периодического учета населения. Выявление по
переписному листу демографических,
социально-экономических, этнических и прочих
признаков, регистрируемых в ходе переписи
населения.
2. Разработка макета переписного листа
или составление вопросов для анкетирования
населения.
Тема: Воспроизводство населения (4 часа)
Понятие о воспроизводстве населения.
Естественное, механическое и социальное
движение населения как составные части его
воспроизводства. Элементы естественного
движения населения: рождаемость, смертность,
естественный прирост и естественная убыль.
Абсолютные и относительные показатели
естественного движения населения, единицы их
измерения. Типы воспроизводства (естественного
движения) населения: расширенный, простой и
суженный; их распространение в странах и
регионах мира. Факторы естественного движения
населения: природные, социально-экономические,
демографические, политические, культурные,
психологические, военные, юридические,
этнические и религиозные.
Миграции населения как форма механического
движения населения. Понятие, классификация,
причины (факторы) миграций населения. Абсолютные
и относительные показатели анализа миграций
населения. Последствия миграций, их влияние на
численность и состав населения. Роль миграций в
истории цивилизации отдельных стран и народов.
География миграций прошлого и современности.
Основные особенности и направления современных
миграций населения (международная миграция
рабочей силы, «утечка умов», беженство).
Практические работы
1. Анализ территориальных различий типов
воспроизводства (естественного движения)
населения в странах и регионах мира.
2. Решение демографических задач по
расчету величины элементов естественного
движения населения и определение типов его
воспроизводства.
3. Характеристика основных направлений
исторических миграций населения.
4. Решение демографических задач по
расчету величины показателей анализа миграций
населения и определение их влияния на
численность населения.
Тема: Численность и размещение населения (4
часа)
Численность населения мира, отдельных регионов
и стран. Категории численности населения
(постоянное, наличное, временно проживающее и
временно отсутствующее), фиксируемые в ходе его
учета. Показатели динамики численности
населения: абсолютный прирост, коэффициент
роста, темпы прироста численности населения;
методика их расчета и анализа. Составные части
динамики численности населения отдельных стран
и регионов: естественный прирост или убыль,
сальдо миграции (механический прирост или убыль).
Динамика численности населения Земли, отдельных
регионов и стран. Понятие, сущность, причины и
распространение «демографического взрыва» и
«демографического кризиса». Понятие о
демографических прогнозах. Прогнозы численности
населения мира.
Понятие о размещении населения. Различия в
численности населения стран и регионов мира.
Страны мира с наибольшей и наименьшей
численностью населения. Плотность населения как
главный показатель его размещения. Современная
картина размещения населения мира и ее основные
особенности. Факторы размещения населения.
Практические работы
1. Расчет и анализ показателей динамики
численности населения отдельных стран
(регионов).
2. Решение демографических задач по
определению изменения численности населения
страны вследствие естественного движения
населения и миграций.
3. Анализ карты плотности населения мира,
определение особенностей и факторов размещения
населения отдельных регионов (материков, частей
света) и стран.
4. Расчет и анализ средней плотности
населения отдельных стран мира. Выявление
факторов, обусловливающих особенности
размещения населения в них.
5. Ознакомление с демографическими
прогнозами численности населения мира,
отдельных регионов и стран. Составление методом
графической и расчетной экстраполяции прогноза
численности населения одной из стран мира (своей
местности, своего населенного пункта).
6. Характеристика по статистическим и
картографическим материалам динамики
численности и особенностей размещения населения
своей местности.
Раздел II.
Основы демографического анализа
(10 часов)
Тема: Демографический анализ рождаемости (1
час)
Понятие о демографической ситуации и
демографическом анализе. Рождаемость как
демографический процесс.
Пространственно-временные различия величины и
уровней рождаемости в странах и регионах мира.
Суммарный коэффициент рождаемости как
показатель результатов естественного движения
населения; территориальные различия и динамика
его величины.
Практическая работа
Выявление территориальных различий уровней
рождаемости на основе анализа карты рождаемости
населения мира. Группировка стран по уровню
рождаемости, определение стран с наибольшим и
наименьшим ее уровнем.
Тема: Смертность и продолжительность
жизни населения (3 часа)
Смертность как демографический процесс,
составляющий естественное движение населения.
Динамика величины и уровня смертности населения
мира, отдельных регионов и стран. Причины
смертности и их структурные различия в странах
мира. Половые и возрастные различия смертности
населения. Понятие о младенческой (инфантильной)
смертности, показатель анализа и
пространственные различия ее уровней.
Экзогенные и эндогенные причины и факторы
младенческой смертности.
Продолжительность жизни населения как
интегральная характеристика результатов
естественного движения населения. Изменение
величины средней продолжительности жизни
населения мира. Половые и территориальные
различия продолжительности жизни населения.
Здоровье населения как составляющая его
качества. Глобальная проблема здоровья и
долголетия населения мира. Понятие о
нозогеографии и медицинской географии.
Характеристика масштабов распространения
отдельных групп болезней (инфекционных, включая
СПИД, злокачественных новообразований, болезней
органов пищеварения, сердечно-сосудистой
системы, психических заболеваний) в странах мира.
Практические работы
1. Анализ карты смертности населения и
выявление территориальных различий ее уровня в
странах и регионах мира. Группировка стран мира
по уровню смертности. Страны мира с наибольшим и
наименьшим уровнем смертности.
2. Отображение величины средней
продолжительности жизни мужчин и женщин в
странах мира на контурной карте. Анализ половых и
территориальных различий продолжительности
жизни населения. Определение причин
сверхвысокой смертности мужчин.
3. Анализ половой и возрастной структуры
и особенностей причин смертности населения
своей местности.
4. Изучение географии отдельных
инфекционных болезней (по выбору) в прошлом и
современности.
Тема: Демографическое развитие стран мира
(4 часа)
Глобальная демографическая проблема: понятие,
сущность, причины, аспекты проявления, следствия.
Пространственные различия демографической
ситуации в странах мира. Проблемы
демографического развития России и стран СНГ.
Концепция демографического перехода
Ф. Ноутстайна: сущность, этапы (стадии),
значение для демографического анализа. Прогнозы
изменения демографической ситуации в странах
мира. Гипотеза стабилизации численности
населения Земли.
Практические работы
1. Составление и анализ графической модели
демографического перехода одной из стран мира
(своей местности). Определение факторов и
прогнозирование развития демографической
ситуации в ней.
2. Анализ карты естественного движения
(воспроизводства) населения и выявление
территориальных различий демографической
ситуации в странах мира. Группировка стран мира
по уровню естественного прироста населения.
Страны с наибольшим и наименьшим уровнем
естественного прироста (убыли) населения.
3. Определение этапов (стадий)
демографического перехода отдельных стран мира
и типов воспроизводства в них.
Тема: Управление народонаселением (2
часа)
Понятие об управлении демографическими
процессами. Демографические политика: понятие,
цели и задачи, виды, меры (методы),
распространение в странах мира. Понятие,
направления и методы демографической политики.
География проведения демографической политики в
странах мира.
Практические работы
1. Ознакомление с географией проведения
миграционной и демографической политики в
странах мира.
2. Разработка сценария мероприятий
демографической (миграционной) политики в своей
местности (для одной из стран).
Раздел III.
Структуры населения
(10 часов)
Тема: Половая и возрастная структуры
населения (4 часа)
Понятие о половой структуре населения.
Абсолютные и относительные показатели анализа
половой структуры населения. Территориальные и
возрастные различия соотношения полов. Факторы,
влияющие на половую структуру населения.
Гендерные проблемы в странах мира.
Понятие о возрастной структуре населения,
задачи ее изучения. Возрастные группы населения
и варианты их выделения (одногодичные,
пятилетние и десятилетние), их применение в
демографическом анализе. Возрастные категории
населения (дотрудоспособное, трудоспособное и
население старше трудоспособного возраста), их
границы в странах мира. Типы возрастной
структуры населения (по Г. Сундбергу):
прогрессивная, регрессивная, стационарная; их
распространение в странах мира. Связь типа
возрастной структуры населения с типом
воспроизводства (естественного движения)
населения. Половозрастные пирамиды как
графическое изображение половой и возрастной
структуры населения. Методика построения и
анализа половозрастных пирамид стран различного
типа возрастной структуры населения. Факторы,
влияющие на возрастную структуру населения.
Демографическое старение: понятие, типы,
причины (факторы). Показатели анализа и критерии
уровня старения населения в странах мира.
Демографическая нагрузка: понятие, показатели
расчета, аналитическое значение. Различия
демографической нагрузки населения в регионах и
странах мира.
Практические работы
1. Выявление по карте атласа
территориальных различий половой структуры
населения в странах мира, определение факторов,
обусловливающих соотношение полов в них.
2. Выявление территориальных различий
половозрастной структуры населения по
статистическим и картографическим материалам.
3. Построение и анализ половозрастной
пирамиды одной из стран мира (своей местности).
Расчет и анализ показателей, характеризующих
половую структуру населения, демографическое
старение и демографическую нагрузку.
4. Сравнительная характеристика половой
и возрастной структуры населения стран мира на
основе анализа их половозрастных пирамид.
Выявление факторов, обусловливающих их
особенности.
5. Решение демографических задач по
расчету и анализу показателей, характеризующих
половую и возрастную структуры населения.
Тема: Семейная структура населения (1
час)
Понятие о семье и семейной структуре населения.
Отличие семьи как демографической единицы от
домохозяйства как социально-экономического
образования. Брачность и разводимость как
демографические процессы, определяющие семейную
структуру населения. Возраст вступления в брак и
его пространственные различия. Типы браков в
странах современного мира. Показатели анализа
семейной структуры населения, уровней брачности
и разводимости. Территориальные особенности и
тенденции динамики среднего размера семьи,
уровней брачности и разводимости. Планирование
семьи как составная часть демографической
политики в странах мира.
Практические работы
1. Изучение территориальных различий
семейной структуры населения в странах и
регионах мира, определение факторов, их
обусловливающих.
2. Проведение и анализ результатов
микросоциологического исследования населения с
целью выяснения особенностей семейной структуры
населения и динамики среднего размера семьи.
Выявление связи семейной структуры с
воспроизводством населения.
Тема: Этническая структура населения (2
часа)
Понятие об этносах и этнической структуре
населения. Типы этнических общностей: племя,
народность, нация. Понятие об этногенезе как
историческом процессе происхождения и развития
этносов. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.
Основные этногенетические процессы:
ассимиляция, консолидация, межэтническая
интеграция, этногенетическая миксация.
Классификация этносов по численности.
Крупнейшие по численности народы мира, их
география. Языковая (лингвистическая)
классификация народов: понятие, сущность,
особенности. Языковые (лингвистические) семьи и
группы народов мира, их география. Крупнейшие по
численности языки мира, их распространение.
Официальные языки ООН. Географическая
классификация народов: понятие, сущность,
особенности, значение. Историко-географические
области мира. Этнографические особенности
отдельных народов Земли — их обряды, обычаи, быт,
своеобразие национальной одежды, жилища,
питания, традиционных ремесел и искусства.
Классификация стран мира по этнической
структуре населения: моно- и полиэтнические
государства. Этнические меньшинства в странах
мира. Межэтнические проблемы и взаимодействия.
Глобальный этнический кризис. Очаги
территориально-этнических конфликтов в странах
мира и государствах СНГ. Пути урегулирования
региональных межэтнических конфликтов.
Практические работы
1. Изучение языковой (лингвистической)
классификации народов и географии крупнейших
языковых семей, групп и народов мира.
2. Анализ одной из
историко-этнографических областей на территории
стран СНГ и Балтии (по выбору).
3. Выявление сущности, факторов, форм и
пространственных уровней проявления
глобального этнического кризиса. Разработка
сценария мероприятий по урегулированию
проблемной ситуации в одном из регионов
межэтнической напряженности.
Тема: Конфессиональная структура
населения (1 час)
Понятие о религии и конфессиональной структуре
населения. Классификация религий. Традиционные
формы религиозных верований и их
распространение. Местные (национальные) религии
в странах мира. Понятие о мировых религиях.
Теософские основы, история возникновения и
география христианства, ислама и буддизма.
Религия как форма человеческого мировоззрения.
Влияние религии на государственное устройство,
демографическое поведение людей,
социально-экономическую и политическую жизнь
общества. Страны с теократической формой
правления. Классификация стран мира по
конфессиональной структуре населения: моно- и
поликонфессиональные государства.
Межконфессиональные проблемы и взаимодействия в
странах мира. Пути урегулирования
межрелигиозной напряженности.
Практические работы
1. Изучение географии мировых и
национальных религий. Составление карты их
распространения.
2. Выявление влияния миграций населения
на распространение религий в странах и регионах
мира.
Тема: Расовая структура населения (1 час)
Понятие о расах и расовой структуре населения.
Отличительные признаки человеческих рас.
Происхождение рас. География основных (больших)
рас, смешанных расовых форм и типов. Расовая
дискриминация и ее формы в странах мира. Расизм.
Равенство рас и несостоятельность идей расизма.
Практическая работа
Изучение численности и географии человеческих
рас. Составление карты распространения основных
(больших) рас, смешанных расовых форм.
Тема: Трудовые ресурсы и занятость
населения (1 час)
Понятие о трудовых ресурсах. Профессиональная
и образовательная структуры населения и
трудовых ресурсов. Понятие о занятости.
Занятость и экономически активное население
(ЭАН). Состав ЭАН. Показатели анализа величины и
структуры ЭАН, уровней занятости и безработицы.
Особенности отраслевой структуры занятости
населения в отдельных странах и регионах мира, ее
изменения (сдвиги) во второй половине ХХ в.
Факторы, влияющие на величину и структуру
трудовых ресурсов. Влияние этнических,
исторических и географических особенностей на
формирование трудовых навыков населения и
развитие производства.
Оценка трудовых ресурсов и уровня
обеспеченности населения ими. Баланс трудовых
ресурсов: понятие, структура, аналитическое
значение. Рынок труда: понятие, структура,
ситуационные возможности. Безработица: понятие,
виды, формы, пути снижения уровня. Проблемы
занятости и безработицы в странах мира.
Управление процессом формирования и
использования трудовых ресурсов.
Практические работы
1. Построение и анализ баланса трудовых
ресурсов одной из стран мира.
2. Сравнительный анализ структуры
занятости населения стран мира. Оценка уровня их
обеспеченности трудовыми ресурсами, выявление
связи величины и структуры занятого населения с
демографическими процессами и типом
воспроизводства населения, половой и возрастной
структурами, продолжительностью жизни.
Раздел IV.
Территориальная организация населения
(4 часа)
Тема: Расселение населения (1 час)
Понятие о расселении населения. Кочевой,
полукочевой и оседлый образ жизни населения.
Географические формы расселения. Понятие о
поселении. Сети и системы поселений, их
взаимосвязь с природными условиями местности и
территориальной организацией хозяйства.
Проблемы управления расселением. Критерии
выделения городских и сельских поселений.
Тема: География сельского населения и
сельских поселений (1 час)
География сельского расселения мира. Сельские
поселения — преобладающая форма расселения
населения мира в прошлом и настоящем.
Классификация сельских поселений по людности
(численности населения), по топографическому
положению, планировочным формам, истории
происхождения (генезису), функциям. План
комплексной социально-экономической
характеристики сельского населенного пункта.
Территориальные различия сельского расселения в
регионах и странах мира. Перспективы и тенденции
развития сельского расселения.
Практические работы
1. Составление схемы классификации
сельских поселений своей местности по различным
признакам (людности, топографическому положению,
планировочным формам, генезису, функциям) и
выявление особенностей местной системы
сельского расселения.
2. Комплексная социально- и
экономико-географическая характеристика одного
из населенных пунктов своей местности (по
типовому плану).
Тема: География городского населения и
городов (2 часа)
География городского расселения мира.
Исторические предпосылки возникновения городов
древности и современности. Классификация
городов по людности (численности населения),
функциям, генезису, характеру планировки.
Географическое положение городов: понятие,
сущность, виды, уровни, характеристика. План
комплексной социально- и
экономико-географической характеристики города.
Понятие об урбанизации. Урбанизация как
глобальный процесс современности и будущего.
Источники роста городского населения в стране:
естественный и миграционный прирост населения,
изменение статуса сельских поселений, создание
новых городских поселений. Темпы, уровень и
пространственно-временныRе различия
урбанизации. Формы урбанизации
в странах мира (субурбанизация,
гиперурбанизация, псевдоурбанизация), их
следствия в демографическом,
социально-экономическом, культурном и
экологическом развитии общества. Городские
агломерации и мегалополисы как урбанистические
формы расселения населения, их география.
Крупнейшие города мира. Проблемы и перспективы
развития крупных городов. Управление
территориальным ростом и развитием городских
поселений.
Практические работы
1. Составление схем классификации
городов своей местности (региона, страны) по
различным критериям.
2. Разработка и анализ модели размещения
городов в заданных природных и
социально-экономических условиях местности.
3. Разработка и анализ модели
преобразования и территориального роста города
в заданных условиях местности.
4. Анализ динамики и выявление
территориальных различий уровня урбанизации
населения регионов мира. Типология стран мира по
специфике урбанизации.
5. Разработка прогноза роста городского
населения страны методом расчетной и
графической экстраполяции.
6. Составление комплексной социально- и
экономико-географической характеристики одного
из городов своей местности (по типовому плану). |