Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №1/2006

Профильное обучение


География населения
с основами демографии

Программа курса

(35 часов)

С.А. СУХИНИН
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры экономической географии
и региональной экономики Приднестровского государственного университета
им. Т.Г. Шевченко
г. Тирасполь, Республика Молдова

В системе географического образования важное место занимают знания о населении, которые учащиеся получают на всем протяжении изучения предмета. В процессе обучения формируется комплексный подход к рассмотрению населения, которое изучается как субъект социально-экономической деятельности и общественных отношений, важный фактор преобразования природы.
Изучение данного курса направлено на углубление уже имеющихся знаний школьников о населении, полученных ими в 6—9-х классах, и формирование новых — об особенностях и закономерностях динамики численности, структуры, размещения населения, основных демографических процессах, территориальных различиях и причинах их проявления, последствиях их развития и управления ими.
Наряду с теоретическими знаниями, данный курс предусматривает формирование у учащихся практических умений, выраженных в ознакомлении старшеклассников с практическими приемами демографического анализа. Они предполагают овладение методами сбора, обработки, анализа интерпретации и представления геодемографической информации, выявление на ее основе закономерностей развития населения и разработку элементарных демографических прогнозов и моделей, определение возможных направлений регулирования демографических процессов. Таким образом, умения, формируемые у учащихся в ходе практических занятий, позволят им осознать прикладное значение знаний по географии населения, что в перспективе может способствовать их профессиональному выбору по окончании средней школы.
Проведение учебных занятий требует от учителя подбора специальной информационной базы, касающейся демографических и этнографических данных краеведческого и страноведческого характера.
В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом.

Введение (1 час)

Географические аспекты происхождения человека. Антропогенез и его стадии (этапы). Биологическая и социальная эволюция человека в процессе антропогенеза. Моно- и полицентрическая гипотезы происхождения человека.

Понятие о населении. Определение, предмет, задачи и направления исследования географии населения. Связь географии населения с другими науками. Демография как наука. Демографическое направление в географических исследованиях. Методы исследования географии населения и демографии.

История развития географии населения и демографии. Взгляды ученых античности и Средневековья на демографическое развитие общества. Зарождение демографии. Работы Дж. Граунта, А. Гийяра, Т. Мальтуса. Формирование и развитие географии населения как самостоятельного научного направления социально-экономической географии. Научные направления (школы) в истории развития географии населения: антропогеография Ф. Ратцеля, география человека П. Видаль де ла Блаша, исследования населения русскими и советскими географами (М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Б.Ц. Урланис, В.В. Покшишевский, С.А. Ковалев, С.И. Брук).

Практические работы

1. Население как объект изучения социальных, экономических и биологических наук. Своеобразие географии населения как науки, изучающей территориальную организацию населения. Научное и практическое значение географии населения.

2. Ознакомление с научными работами ученых в области географии населения. Сравнительная характеристика идей и взглядов отдельных ученых в области географии населения, антропогеографии и географии человека.

Раздел I.
Численность и воспроизводство населения
(10 часов)

Тема: Учет населения (2 часа)

Источники сведений о населении. Учет населения и его виды. История и методы осуществления текущего (постоянного) и выборочного учета населения в России и странах мира. Перепись населения как форма периодического учета населения. Понятие, значение, особенности и методика проведения переписей населения, их распространение в странах мира.

Практические работы

1. Ознакомление с материалами текущего и периодического учета населения. Выявление по переписному листу демографических, социально-экономических, этнических и прочих признаков, регистрируемых в ходе переписи населения.

2. Разработка макета переписного листа или составление вопросов для анкетирования населения.

Тема: Воспроизводство населения (4 часа)

Понятие о воспроизводстве населения. Естественное, механическое и социальное движение населения как составные части его воспроизводства. Элементы естественного движения населения: рождаемость, смертность, естественный прирост и естественная убыль. Абсолютные и относительные показатели естественного движения населения, единицы их измерения. Типы воспроизводства (естественного движения) населения: расширенный, простой и суженный; их распространение в странах и регионах мира. Факторы естественного движения населения: природные, социально-экономические, демографические, политические, культурные, психологические, военные, юридические, этнические и религиозные.

Миграции населения как форма механического движения населения. Понятие, классификация, причины (факторы) миграций населения. Абсолютные и относительные показатели анализа миграций населения. Последствия миграций, их влияние на численность и состав населения. Роль миграций в истории цивилизации отдельных стран и народов. География миграций прошлого и современности. Основные особенности и направления современных миграций населения (международная миграция рабочей силы, «утечка умов», беженство).

Практические работы

1. Анализ территориальных различий типов воспроизводства (естественного движения) населения в странах и регионах мира.

2. Решение демографических задач по расчету величины элементов естественного движения населения и определение типов его воспроизводства.

3. Характеристика основных направлений исторических миграций населения.

4. Решение демографических задач по расчету величины показателей анализа миграций населения и определение их влияния на численность населения.

Тема: Численность и размещение населения (4 часа)

Численность населения мира, отдельных регионов и стран. Категории численности населения (постоянное, наличное, временно проживающее и временно отсутствующее), фиксируемые в ходе его учета. Показатели динамики численности населения: абсолютный прирост, коэффициент роста, темпы прироста численности населения; методика их расчета и анализа. Составные части динамики численности населения отдельных стран и регионов: естественный прирост или убыль, сальдо миграции (механический прирост или убыль). Динамика численности населения Земли, отдельных регионов и стран. Понятие, сущность, причины и распространение «демографического взрыва» и «демографического кризиса». Понятие о демографических прогнозах. Прогнозы численности населения мира.

Понятие о размещении населения. Различия в численности населения стран и регионов мира. Страны мира с наибольшей и наименьшей численностью населения. Плотность населения как главный показатель его размещения. Современная картина размещения населения мира и ее основные особенности. Факторы размещения населения.

Практические работы

1. Расчет и анализ показателей динамики численности населения отдельных стран (регионов).

2. Решение демографических задач по определению изменения численности населения страны вследствие естественного движения населения и миграций.

3. Анализ карты плотности населения мира, определение особенностей и факторов размещения населения отдельных регионов (материков, частей света) и стран.

4. Расчет и анализ средней плотности населения отдельных стран мира. Выявление факторов, обусловливающих особенности размещения населения в них.

5. Ознакомление с демографическими прогнозами численности населения мира, отдельных регионов и стран. Составление методом графической и расчетной экстраполяции прогноза численности населения одной из стран мира (своей местности, своего населенного пункта).

6. Характеристика по статистическим и картографическим материалам динамики численности и особенностей размещения населения своей местности.

Раздел II.
Основы демографического анализа
(10 часов)

Тема: Демографический анализ рождаемости (1 час)

Понятие о демографической ситуации и демографическом анализе. Рождаемость как демографический процесс. Пространственно-временные различия величины и уровней рождаемости в странах и регионах мира. Суммарный коэффициент рождаемости как показатель результатов естественного движения населения; территориальные различия и динамика его величины.

Практическая работа

Выявление территориальных различий уровней рождаемости на основе анализа карты рождаемости населения мира. Группировка стран по уровню рождаемости, определение стран с наибольшим и наименьшим ее уровнем.

Тема: Смертность и продолжительность жизни населения (3 часа)

Смертность как демографический процесс, составляющий естественное движение населения. Динамика величины и уровня смертности населения мира, отдельных регионов и стран. Причины смертности и их структурные различия в странах мира. Половые и возрастные различия смертности населения. Понятие о младенческой (инфантильной) смертности, показатель анализа и пространственные различия ее уровней. Экзогенные и эндогенные причины и факторы младенческой смертности.

Продолжительность жизни населения как интегральная характеристика результатов естественного движения населения. Изменение величины средней продолжительности жизни населения мира. Половые и территориальные различия продолжительности жизни населения.

Здоровье населения как составляющая его качества. Глобальная проблема здоровья и долголетия населения мира. Понятие о нозогеографии и медицинской географии. Характеристика масштабов распространения отдельных групп болезней (инфекционных, включая СПИД, злокачественных новообразований, болезней органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, психических заболеваний) в странах мира.

Практические работы

1. Анализ карты смертности населения и выявление территориальных различий ее уровня в странах и регионах мира. Группировка стран мира по уровню смертности. Страны мира с наибольшим и наименьшим уровнем смертности.

2. Отображение величины средней продолжительности жизни мужчин и женщин в странах мира на контурной карте. Анализ половых и территориальных различий продолжительности жизни населения. Определение причин сверхвысокой смертности мужчин.

3. Анализ половой и возрастной структуры и особенностей причин смертности населения своей местности.

4. Изучение географии отдельных инфекционных болезней (по выбору) в прошлом и современности.

Тема: Демографическое развитие стран мира (4 часа)

Глобальная демографическая проблема: понятие, сущность, причины, аспекты проявления, следствия. Пространственные различия демографической ситуации в странах мира. Проблемы демографического развития России и стран СНГ.

Концепция демографического перехода Ф. Ноутстайна: сущность, этапы (стадии), значение для демографического анализа. Прогнозы изменения демографической ситуации в странах мира. Гипотеза стабилизации численности населения Земли.

Практические работы

1. Составление и анализ графической модели демографического перехода одной из стран мира (своей местности). Определение факторов и прогнозирование развития демографической ситуации в ней.

2. Анализ карты естественного движения (воспроизводства) населения и выявление территориальных различий демографической ситуации в странах мира. Группировка стран мира по уровню естественного прироста населения. Страны с наибольшим и наименьшим уровнем естественного прироста (убыли) населения.

3. Определение этапов (стадий) демографического перехода отдельных стран мира и типов воспроизводства в них.

Тема: Управление народонаселением (2 часа)

Понятие об управлении демографическими процессами. Демографические политика: понятие, цели и задачи, виды, меры (методы), распространение в странах мира. Понятие, направления и методы демографической политики. География проведения демографической политики в странах мира.

Практические работы

1. Ознакомление с географией проведения миграционной и демографической политики в странах мира.

2. Разработка сценария мероприятий демографической (миграционной) политики в своей местности (для одной из стран).

Раздел III.
Структуры населения
(10 часов)

Тема: Половая и возрастная структуры населения (4 часа)

Понятие о половой структуре населения. Абсолютные и относительные показатели анализа половой структуры населения. Территориальные и возрастные различия соотношения полов. Факторы, влияющие на половую структуру населения. Гендерные проблемы в странах мира.

Понятие о возрастной структуре населения, задачи ее изучения. Возрастные группы населения и варианты их выделения (одногодичные, пятилетние и десятилетние), их применение в демографическом анализе. Возрастные категории населения (дотрудоспособное, трудоспособное и население старше трудоспособного возраста), их границы в странах мира. Типы возрастной структуры населения (по Г. Сундбергу): прогрессивная, регрессивная, стационарная; их распространение в странах мира. Связь типа возрастной структуры населения с типом воспроизводства (естественного движения) населения. Половозрастные пирамиды как графическое изображение половой и возрастной структуры населения. Методика построения и анализа половозрастных пирамид стран различного типа возрастной структуры населения. Факторы, влияющие на возрастную структуру населения.

Демографическое старение: понятие, типы, причины (факторы). Показатели анализа и критерии уровня старения населения в странах мира. Демографическая нагрузка: понятие, показатели расчета, аналитическое значение. Различия демографической нагрузки населения в регионах и странах мира.

Практические работы

1. Выявление по карте атласа территориальных различий половой структуры населения в странах мира, определение факторов, обусловливающих соотношение полов в них.

2. Выявление территориальных различий половозрастной структуры населения по статистическим и картографическим материалам.

3. Построение и анализ половозрастной пирамиды одной из стран мира (своей местности). Расчет и анализ показателей, характеризующих половую структуру населения, демографическое старение и демографическую нагрузку.

4. Сравнительная характеристика половой и возрастной структуры населения стран мира на основе анализа их половозрастных пирамид. Выявление факторов, обусловливающих их особенности.

5. Решение демографических задач по расчету и анализу показателей, характеризующих половую и возрастную структуры населения.

Тема: Семейная структура населения (1 час)

Понятие о семье и семейной структуре населения. Отличие семьи как демографической единицы от домохозяйства как социально-экономического образования. Брачность и разводимость как демографические процессы, определяющие семейную структуру населения. Возраст вступления в брак и его пространственные различия. Типы браков в странах современного мира. Показатели анализа семейной структуры населения, уровней брачности и разводимости. Территориальные особенности и тенденции динамики среднего размера семьи, уровней брачности и разводимости. Планирование семьи как составная часть демографической политики в странах мира.

Практические работы

1. Изучение территориальных различий семейной структуры населения в странах и регионах мира, определение факторов, их обусловливающих.

2. Проведение и анализ результатов микросоциологического исследования населения с целью выяснения особенностей семейной структуры населения и динамики среднего размера семьи. Выявление связи семейной структуры с воспроизводством населения.

Тема: Этническая структура населения (2 часа)

Понятие об этносах и этнической структуре населения. Типы этнических общностей: племя, народность, нация. Понятие об этногенезе как историческом процессе происхождения и развития этносов. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Основные этногенетические процессы: ассимиляция, консолидация, межэтническая интеграция, этногенетическая миксация.

Классификация этносов по численности. Крупнейшие по численности народы мира, их география. Языковая (лингвистическая) классификация народов: понятие, сущность, особенности. Языковые (лингвистические) семьи и группы народов мира, их география. Крупнейшие по численности языки мира, их распространение. Официальные языки ООН. Географическая классификация народов: понятие, сущность, особенности, значение. Историко-географические области мира. Этнографические особенности отдельных народов Земли — их обряды, обычаи, быт, своеобразие национальной одежды, жилища, питания, традиционных ремесел и искусства.

Классификация стран мира по этнической структуре населения: моно- и полиэтнические государства. Этнические меньшинства в странах мира. Межэтнические проблемы и взаимодействия. Глобальный этнический кризис. Очаги территориально-этнических конфликтов в странах мира и государствах СНГ. Пути урегулирования региональных межэтнических конфликтов.

Практические работы

1. Изучение языковой (лингвистической) классификации народов и географии крупнейших языковых семей, групп и народов мира.

2. Анализ одной из историко-этнографических областей на территории стран СНГ и Балтии (по выбору).

3. Выявление сущности, факторов, форм и пространственных уровней проявления глобального этнического кризиса. Разработка сценария мероприятий по урегулированию проблемной ситуации в одном из регионов межэтнической напряженности.

Тема: Конфессиональная структура населения (1 час)

Понятие о религии и конфессиональной структуре населения. Классификация религий. Традиционные формы религиозных верований и их распространение. Местные (национальные) религии в странах мира. Понятие о мировых религиях. Теософские основы, история возникновения и география христианства, ислама и буддизма.

Религия как форма человеческого мировоззрения. Влияние религии на государственное устройство, демографическое поведение людей, социально-экономическую и политическую жизнь общества. Страны с теократической формой правления. Классификация стран мира по конфессиональной структуре населения: моно- и поликонфессиональные государства. Межконфессиональные проблемы и взаимодействия в странах мира. Пути урегулирования межрелигиозной напряженности.

Практические работы

1. Изучение географии мировых и национальных религий. Составление карты их распространения.

2. Выявление влияния миграций населения на распространение религий в странах и регионах мира.

Тема: Расовая структура населения (1 час)

Понятие о расах и расовой структуре населения. Отличительные признаки человеческих рас. Происхождение рас. География основных (больших) рас, смешанных расовых форм и типов. Расовая дискриминация и ее формы в странах мира. Расизм. Равенство рас и несостоятельность идей расизма.

Практическая работа

Изучение численности и географии человеческих рас. Составление карты распространения основных (больших) рас, смешанных расовых форм.

Тема: Трудовые ресурсы и занятость населения (1 час)

Понятие о трудовых ресурсах. Профессиональная и образовательная структуры населения и трудовых ресурсов. Понятие о занятости. Занятость и экономически активное население (ЭАН). Состав ЭАН. Показатели анализа величины и структуры ЭАН, уровней занятости и безработицы. Особенности отраслевой структуры занятости населения в отдельных странах и регионах мира, ее изменения (сдвиги) во второй половине ХХ в. Факторы, влияющие на величину и структуру трудовых ресурсов. Влияние этнических, исторических и географических особенностей на формирование трудовых навыков населения и развитие производства.

Оценка трудовых ресурсов и уровня обеспеченности населения ими. Баланс трудовых ресурсов: понятие, структура, аналитическое значение. Рынок труда: понятие, структура, ситуационные возможности. Безработица: понятие, виды, формы, пути снижения уровня. Проблемы занятости и безработицы в странах мира. Управление процессом формирования и использования трудовых ресурсов.

Практические работы

1. Построение и анализ баланса трудовых ресурсов одной из стран мира.

2. Сравнительный анализ структуры занятости населения стран мира. Оценка уровня их обеспеченности трудовыми ресурсами, выявление связи величины и структуры занятого населения с демографическими процессами и типом воспроизводства населения, половой и возрастной структурами, продолжительностью жизни.

Раздел IV.
Территориальная организация населения
(4 часа)

Тема: Расселение населения (1 час)

Понятие о расселении населения. Кочевой, полукочевой и оседлый образ жизни населения. Географические формы расселения. Понятие о поселении. Сети и системы поселений, их взаимосвязь с природными условиями местности и территориальной организацией хозяйства. Проблемы управления расселением. Критерии выделения городских и сельских поселений.

Тема: География сельского населения и сельских поселений (1 час)

География сельского расселения мира. Сельские поселения — преобладающая форма расселения населения мира в прошлом и настоящем. Классификация сельских поселений по людности (численности населения), по топографическому положению, планировочным формам, истории происхождения (генезису), функциям. План комплексной социально-экономической характеристики сельского населенного пункта. Территориальные различия сельского расселения в регионах и странах мира. Перспективы и тенденции развития сельского расселения.

Практические работы

1. Составление схемы классификации сельских поселений своей местности по различным признакам (людности, топографическому положению, планировочным формам, генезису, функциям) и выявление особенностей местной системы сельского расселения.

2. Комплексная социально- и экономико-географическая характеристика одного из населенных пунктов своей местности (по типовому плану).

Тема: География городского населения и городов (2 часа)

География городского расселения мира. Исторические предпосылки возникновения городов древности и современности. Классификация городов по людности (численности населения), функциям, генезису, характеру планировки. Географическое положение городов: понятие, сущность, виды, уровни, характеристика. План комплексной социально- и экономико-географической характеристики города.

Понятие об урбанизации. Урбанизация как глобальный процесс современности и будущего. Источники роста городского населения в стране: естественный и миграционный прирост населения, изменение статуса сельских поселений, создание новых городских поселений. Темпы, уровень и пространственно-временныRе различия урбанизации. Формы урбанизации
в странах мира (субурбанизация, гиперурбанизация, псевдоурбанизация), их следствия в демографическом, социально-экономическом, культурном и экологическом развитии общества. Городские агломерации и мегалополисы как урбанистические формы расселения населения, их география. Крупнейшие города мира. Проблемы и перспективы развития крупных городов. Управление территориальным ростом и развитием городских поселений.

Практические работы

1. Составление схем классификации городов своей местности (региона, страны) по различным критериям.

2. Разработка и анализ модели размещения городов в заданных природных и социально-экономических условиях местности.

3. Разработка и анализ модели преобразования и территориального роста города в заданных условиях местности.

4. Анализ динамики и выявление территориальных различий уровня урбанизации населения регионов мира. Типология стран мира по специфике урбанизации.

5. Разработка прогноза роста городского населения страны методом расчетной и графической экстраполяции.

6. Составление комплексной социально- и экономико-географической характеристики одного из городов своей местности (по типовому плану).