БУДЕТ СВЕТЛАЯ ПОЛОСА
Интервью с проректором Московского
государственного университета,
доктором географических наук, профессором
В.И. КРУЖАЛИНЫМ
— Виктор
Иванович, помните, на страницах «Географии»
проходила заочная олимпиада? И Вы были одним из
руководителей этого открытого конкурса.
Благодаря победе в нем многие одаренные молодые
люди из самых разных регионов России поступили...
— Да, на географический факультет МГУ, где я
тогда был заместителем декана по учебной работе.
Считаю, что ваша газета играет очень важную роль
в том, что географическое образование в школе
остается интересным, — во всяком случае, оно не
так быстро ухудшается. Хотя в целом по стране
ухудшается, и это приходится констатировать.
Вашей газете четырнадцатый год. Помню первые ее
выпуски, периодически смотрю современные и вижу,
что «География» и по содержанию, и по качеству, и
по глубине, и по широте охвата географического
материала очень выросла. Немалую роль сыграло,
думаю, то, что в газете стабильные кадры. Во всем
нужна стабильность, преемственность, тогда будет
развитие. Такова логика прогресса.
— Были годы, когда страна реализовывала
крупные проекты развития (гигантские стройки,
целина и др.). Тогда очевидна была
востребованность географической науки — для
решения практических задач, а это требовало и
сильной теории.
А в чем вклад географической науки и
ученых-географов в развитие страны в настоящее
время, в изменившихся условиях?
— Вот мой взгляд: география наиболее быстро
адаптируется к изменяющимся условиям в жизни
нашего общества. Дело в том, что именно география,
как наука, изучающая природу, население,
хозяйство, их взаимодействие, оказалась наиболее
близкой к решению проблем, которые возникли при
переходе нашего уклада жизни на рыночные
отношения, когда практически всё стало предметом
купли-продажи. Знание ресурсов, природы,
социально-экономической составляющей
жизнедеятельности территорий позволяют
географам быстрее интегрироваться в новые
отношения. Быстрее — по сравнению с некоторыми
другими науками, хотя появились новые
возможности у всех. Например, математики
оказались востребованными как специалисты в
области защиты различных программных продуктов
банков, корпораций, финансовых структур. Мы же,
географы, сейчас востребованы прежде всего для
принятия управленческих решений. В регионах это
ярко прослеживается. Я знаю, что многие наши
выпускники активно участвуют в выработке
проектов и программ социально-экономического
развития регионов. Работают над программами,
которые декларируют люди, претендующие на
высокие посты в регионах — губернаторов или
депутатов местных органов власти. Разработка
таких программ — сложное и серьезное дело. А кто
с успехом работает во всевозможных
аналитических центрах? Те же самые географы,
которые достаточно четко представляют себе
социально-экономический аспект развития
территории и знают те ключевые точки, через
которые наиболее эффективно можно развивать
регион.
— Реформы, проходящие в области школьного
образования, весьма дискуссионны. Пока видимый
результат, как Вы отметили, — снижение качества
образования. Учителям страны уже не первый год не
дают заниматься главным делом — учить детей.
Вместо этого — всевозможные аттестации,
мониторинги, и «венец» всего — ЕГЭ. Словно бы
задача школы — это поступление в высшее учебное
заведение. Но ведь первейшая задача школы —
воспитать, развить ребенка, дать ему базовые
знания по предметам. А вот подготовка к
тестированию (скажу прямо: натаскивание)
приводит к тому, что дети не умеют говорить,
рассуждать, размышлять, толково писать. Ваше
отношение к этому?
— Вы абсолютно правы: ЕГЭ не может
рассматриваться как действенный метод не только
для улучшения школьного образования, но даже для
предотвращения его спада. На мой взгляд, реформы,
которые проходят сейчас в образовании, не
способствуют повышению его качества. Те, кто
хотят провести эти реформы, копируют
всевозможные западные модели. Но и в Соединенных
Штатах Америки, и во многих других странах и
регионах мира уже отказываются от тех
технологий, которые существовали там десятки
лет. Там уже стремятся усложнить систему
школьного образования, сделать его более
фундаментальным, насыщенным математическими и
естественно-научными дисциплинами. Именно эти
дисциплины формируют мышление школьника и
развитого человека вообще.
Многое зависит от того, в каких пропорциях
соединяются разные составляющие образования в
школе. Образование — это ведь еще и воспитание. А
иногда и учительское принуждение. Мы сами из
нашей школьной жизни помним, что не всегда с
удовольствием выполняли домашние задания,
иногда не делали просто потому, что не хотелось.
Но сейчас мы благодарны учителям, которые
заставляли нас учиться, прививали вкус к своим
предметам. А что это были за люди? Это были
личности, которые неподдельно любили свои
предметы, которые преподавали с энтузиазмом, с
желанием, чтобы мы освоили и усвоили. Они
передали нам и навыки получения знаний. Вот такая
линия преемственности необходима нашей школе.
Стало модным говорить, что наши учащиеся
перегружены, что это требует уменьшения
количества часов по той же географии (вы знаете,
предмет пытаются сокращать в разных проектах
учебных планов).
— Вы считаете это правильным?
— Конечно, это не правильно, я категорически
против этого. Но у нас часто бывает, что
общественность возражает, большинство против, но
общественный интерес не учитывают. И даже внутри
структур, принимающих решения, есть свои
группировки, которые между собой соперничают.
При этом не всегда побеждает правильное
направление и образ действий. Наш Московский
университет ведет работу — не только в стенах
МГУ, но и во всей стране, — чтобы уровень
образования не снижался, а, наоборот, рос,
основываясь на фундаментальных
естественно-научных знаниях.
Школа не только должна готовить к вузу. Примем,
однако, к сведению, что в силу разных
обстоятельств страна сейчас имеет более 3,5 тысяч
высших учебных заведений (включая филиалы). Из
них почти половина — негосударственные. Там не
хватает преподавателей, нет серьезной
материально-технической базы, не ведутся никакие
серьезные научно-исследовательские работы, на
которых должно основываться качество подготовки
и обучения специалиста. Количество вузов такое,
что едва ли не все, заканчивающие школу, могут
получить высшее образование. Ну а кто же будет
работать на промышленных предприятиях,
транспорте, в системе сервисного обслуживания,
где не надо высшего профессионального
образования, а достаточно общего среднего или
среднего профессионального? А таких кадров
стране нужно очень много, у нас сейчас их дефицит.
И вот здесь возникает проблема — проблема
регулирования разных уровней образования. Этим
тоже надо серьезно заниматься. Пока же — резкий
флюс: все пошли получать высшее образование.
Казалось бы, это хорошо. Тем более что многие
страны мира уже поставили перед собой задачу —
сделать свое общество, по существу,
высокообразованным, дать возможность всем, кто
пожелает, получить высшее образование. Но в этих
государствах несколько другие
социально-экономические условия, нежели у нас, в
России. Перескакивать в области образования
через определенные этапы исторического развития
общества было бы неверно. Процессы нужно
гармонизировать. Наша экономика начинает
подниматься, предприятия реанимируются и
рабочие профессии становятся востребованными. А
юристы, экономисты — их переизбыток уже такой,
что во многих регионах России они на бирже труда.
— Сейчас в школах в старших классах вводится
профильное обучение. И из-за этого география
вымывается из старших классов. Тенденция к
профильному обучению — спорная. Ребенок
избирает, например, профиль
физико-математический. Значит, все остальные
предметы, как считают учителя, родители, не нужны.
В результате продукт школы — выпускник —
получается ущербным. Он выходит из школы, в
общем-то, малообразованным человеком. Каково
ваше отношение к этому профильному образованию?
— Идеологи профильного образования
трактуют эту ситуацию следующим образом: «Где-то
к старшим классам школьник уже получает некое
базовое школьное образование, а дальше он уже
может выбрать по своим (или своих родителей)
склонностям и интересам ту область знаний, в
которой он будет продолжать образование». Такой
ход рассуждений я ставлю под сомнение. Мой
многолетний опыт работы в Московском
университете говорит о том, что ребята куда более
старшие, поступив в МГУ, на первом и на втором
курсах всё ещё мучительно решают для себя: «Туда
ли я поступил? Моё ли это?» Я понимаю, что в
жизни счастлив тот человек, который занимается
любимым делом. А часто мы видим, что люди,
получившие высшее образование, вынуждены
заниматься тем, к чему у них нет призвания от
природы, от душевных наклонностей. Поэтому очень
важно иметь систему, которая бы сориентировала
каждого из нас на ту или иную форму образования,
на выбор своей будущей профессии. И я считаю, что
здесь есть благая идея — попытаться уже в школе
дать возможность ребенку определиться, в какой
сфере знаний он себя наиболее комфортно
чувствует, найти свое призвание. Но я убежден, и
со мной согласятся многие, что лишь
у процентов десяти девятиклассников, на их
возрастном уровне, уже проявляются таланты. Лишь
немногие готовы осознанно сказать: «Мой выбор
сделан!» В основном же это нормальные
среднестатистические дети, которые должны
получить в школе комплексное, синтетическое,
системно увязанное школьное фундаментальное
образование.
Наклонности ребенка, конечно, проявляются в
процессе его обучения, причем опытные учителя
это видят уже с 5—6-го класса. Для реализации
талантов есть множество отработанных в
отечественной школе форм. В частности — система
предметных олимпиад. Московский университет
серьезно поддерживает их. В связи с ЕГЭ много
говорят о коррупции. А в связи с олимпиадами — о
какой коррупции можно говорить? Ведь чтобы выйти
во всероссийские призеры, надо прежде победить в
школе, в районе, в городе, в области. Вот какая
многоступенчатость, не говоря уж о федеральном и
международном уровнях. На географический
факультет мы каждый год без экзаменов принимаем
победителей всероссийских и международных
олимпиад.
— «География» много лет с удовольствием
освещает эту, олимпиадную линию работы
географического факультета.
— Газета помогает нам в этом деле. Олимпиады —
перспективная форма выявления одаренных детей.
А обязательная профилизация в школе не решит
проблему профориентации наших будущих
специалистов. Не следует «загонять» в профиль.
— Уровень «общегражданских» знаний по
географии снижается. Вам известны, конечно,
многочисленные (и всё умножающиеся) примеры карт
России без Курильских островов и
Калининградской области. Наша газета, что
называется, уже устала писать об этом. Нужно
как-то выправлять ситуацию со знаниями граждан,
хотя бы о своей стране. Не пора ли начать говорить
о том, что география должна стать обязательным,
стержневым предметом во всех классах, включая
11-й?
— Вопрос, как говорится, не в бровь, а в глаз.
Не потому, что я географ. Я благодарен судьбе, что
поступил в свое время на географический
факультет, и считаю, что интереснее науки и сферы
приложения знаний вообще нет. Я вроде не должен
об этом говорить, но, тем не менее, я об этом
говорю и считаю для себя счастьем быть географом.
Сфера приложения труда современных географов
чрезвычайно широка. Многие из них входят во
власть, многие — в управленческие структуры,
многие занимаются очень серьезным бизнесом,
стали крупными бизнесменами, многие из них уже
близки к «олигархам». Это всё географическое
образование. Оно по своей сути фундаментальное,
ведь географы получают знания по физике,
математике, химии, биологии, гуманитарным
дисциплинам. У них великолепная база познаний.
Географ — человек, который уже по модели своего
образования имеет системное мышление. Системное
мышление позволяет принимать оптимальные
решения в самых разных ситуациях. Я считаю, что
география, если бы она преподавалась в полном
объеме, начиная с младших классов до 11-го класса,
дала бы для развития личности не меньший эффект,
нежели, например, математика. К географии, к
сожалению, многие относятся как к описательной
дисциплине. Но современная география занимается
сложными системно организованными процессами,
моделировать которые традиционными
математическими или физическими методами не
всегда удается. В географии сейчас работают
многие математики, физики, химики. И они понимают
всю сложность проблем, которые решают и изучают
географы. Мы теснейшим образом взаимодействуем с
другими науками. У географии огромный
интеграционный потенциал. Это дает мне основание
утверждать, что количество географии в школе
необходимо увеличивать.
— Школа обязательно должна воспитывать
учащихся. Есть такой московский учитель — А.Ф.
Давыдов, который с учениками регулярно посещает
родину Василия Васильевича Докучаева, село
Милюково в Смоленской области. К сожалению, место
почти заброшено. Учитель и ученики прилагают
усилия к тому, чтобы родина Докучаева обрела
достойное место на карте культурного наследия
России. Мы бы очень хотели, чтобы Московский
государственный университет поддержал эту
инициативу. Ведь Докучаев — ученый с мировым
именем. Его научное наследие имеет прямое
отношение к географическому факультету...
— И к факультету почвоведения, и к
биологическому.
— Хорошо бы создать «милюковское»
общественное движение, чтобы ученые, студенты
МГУ поддержали его. Наша газета готова выступать
информационным спонсором всех благих начинаний
в этом направлении.
— Вы затронули очень важную тему. Это —
история нашего Отечества через выдающихся
ученых, которые очень много сделали для того,
чтобы Россия была известна в мире не только тем,
что это большая территория, но и тем, что это
родина великих ученых. И я абсолютно согласен с
делом, инициированным учителем и поддержанным
газетой. И Московский университет, — как говорят
у нас часто, флагман российского образования и
один из лучших университетов в мире (а это слова,
которые не мы сами про себя говорим, это
констатировалось в ходе празднования 250-летия
МГУ), безусловно, такие начинания поддерживает.
Обращение, которое опубликовано в «Географии» в
№ 9 за 2005 г. к географам-почвоведам России, должно
получить практическое развитие. Вместе мы можем
наметить программу действий.
Я думаю, что вам следует проявить инициативу в
плане организации такой встречи представителей
Московского университета, географов, почвоведов,
биологов, заинтересованных учителей. Думаю,
помогут и смоляне. В Смоленске есть великолепные
вузы. Например, Смоленский гуманитарный
университет. Он не государственный, но очень
удивительно и гармонично развивается как вуз,
очень бережно относящийся к истории своей
смоленской земли.
— В этом году «География», Педагогический
университет «Первое сентября» совместно с МГУ
начали проводить дистанционные курсы повышения
квалификации учителей.
— Да, да, факультет глобальных процессов,
руководимый Н.Х. Розовым.
— Мы благодарны университету за
сотрудничество.
— Я не ярый сторонник дистанционного
образования как образования первичного. А вот
для повышения квалификации, для дополнительного
образования это очень хороший канал. Потому что
люди часто не могут оторваться от работы, от
обыденной жизни, особенно в нынешних условиях. Но
иметь возможность доступа к новым знаниям они,
безусловно, должны. В МГУ сейчас создан научный
парк, или технопарк. На его базе мы активно
развиваем дополнительные формы образования.
Недавно мы предложили программу образования в
области туризма. На географическом факультете
год назад создана кафедра рекреационной
географии и туризма. Я ее возглавил. Кафедра
реализует новую, два года назад созданную
программу, которая в государственном
образовательном стандарте именуется «Туризм».
Впервые в стране создана такая специальность. До
этого туризм как специализация был лишь
составной частью разных других специальностей.
Например, «география» — специальность, а при ней
«страноведение и международный туризм» —
специализация. Но туризм — бурно развивающаяся
системно организованная отрасль. Это
потребовало открытия новой специальности и
соответствующей кафедры. Это очень нужное
образовательное направление, которое требует
серьезной учебно-научной подготовки, причем
фундаментальной — со знанием математики,
информатики, географии, экономики, управления,
психологии, социологии и мощного блока
специальных дисциплин, среди них географические,
и, безусловно, знания минимум двух языков. Нужна и
очень хорошая практическая подготовка. Все это в
совокупности даст возможность готовить
менеджеров — управленцев в сфере организации
туризма, туроператорской и турагентской
деятельности.
Сейчас по другим специализациям туризма
работает более 200 вузов в стране. Но все говорят о
невысоком качестве подготовки специалистов. Тут
важно, чтобы не вышло так, как получилось с
юристами и экономистами. Я считаю, что
инновационные специальности надо открывать на
базе классических университетов.
Многие страны, как вы хорошо знаете, получают
высокие доходы от туризма. Россия же с ее
потрясающими красотами, с ее великолепными
рекреационными ресурсами пока имеет от туризма
лишь единицы процентов дохода. Но некоторые
регионы, например Карелия, уже получают от этой
деятельности внушительную прибыль. Наши задачи
— серьезные научные исследования рекреационных
систем России и мира, разработка методов, которые
позволили бы для каждого региона оценить его
рекреационный потенциал и выявить те виды
туризма, которые, что называется, «созданы для
этого региона».
— Наверное, Вам приходилось видеть брошюры,
подготовленные сотрудниками МГУ для библиотечки
«Первого сентября»?
— Вот тоненькая книжечка Ю.Н. Голубчикова
«Природные зоны в жизни людей» для учащихся 7—8-х
классов. Она, по существу, написана с позиций
географического детерминизма. Многие
десятилетия это направление испытывало давление
со стороны официальных органов. Но в настоящее
время для такого рода идей открыто поле
деятельности. И многие ученые, среди них Л.Н.
Гумилев, плодотворно работали в этом
направлении. Вспомним мысли Гумилева о
предопределенности поведения этносов
(«пассионарность») природными условиями той или
иной территории, где люди жили, развивались,
существовали и испытывали фазы подъема,
развития...
Я всячески поддерживаю идею о необходимости
изучения жизни и деятельности человека во
взаимосвязи с особенностями природы. Об этом
пишет и автор брошюры: какие особенности человек
приобретает, живя в полярных пустынях, в тундре, в
тайге, в степях, в пустыне или в тропиках. Мы —
часть природы, мы вышли из природы. У каждой
природной зоны есть свои экологические
параметры, влияющие на человека. Человек гор и
человек равнин различаются по темпераменту, даже
по внешнему виду. Если мы возьмем человека
арктических пустынь и человека тропиков, то это
тоже очень разные люди и по манере поведения, и по
образу жизни, и по характеру, и по менталитету.
Идея изучения характера человека в связи с
состоянием этносоциальных систем и их развитием
чрезвычайно важна и актуальна. Я считаю, такие
размышления интересны и близки ребятам,
чрезвычайно полезны на уроках географии.
— Наш основной подписчик — учитель средней
школы, причем не только из крупных городов...
— Да, очень многие из сёл, из глубинки, я знаю.
— Что Вы пожелаете нашим читателям в Новом
году?
— Дорогие коллеги! Я вам искренне благодарен
и признателен за ваш патриотический, за ваш
беззаветный труд на благо нашего Отечества. Это
не громкие слова. Это мое искреннее убеждение:
только вы, учителя средней школы, географы, да и
другие ваши коллеги, способны, пока еще есть для
этого силы, сохранить в наших детях те добрые и
светлые чувства любви к нашему Отечеству, к нашей
Родине, ко всему живому, что есть на земле. Вы
можете привить светлые чувства и добрые качества
будущему населению России. Именно географы
понимают, как важно жить в гармонии с природой,
как важно жить в дружбе с людьми, которые
населяют нашу планету. Мы, географы, можем
подсказать, как наиболее эффективно подойти к
решению проблем регионов нашей страны и мира. Как
гармонизовать отношения между природой и
человеком, отношения внутри самого общества. Не
зря ведь в географии есть два крыла — физическая
география и социально-экономическая география.
Эти два крыла, синхронно работая, дают
возможность нашей птице лететь вперед —
навстречу добру, свету, теплу, солнцу. И мне
думается, что такая уникальная профессия, как
учитель географии, позволяет давать нашим
ребятам, а следовательно — будущему поколению
России нужные знания.
Я глубоко убежден, что настанут более светлые
времена в нашей стране. Настанут вопреки тому,
что мы сейчас чувствуем на себе, — и учителя, и
профессора. Будет более светлая полоса. Надо еще
немного потерпеть, а в России народ-то
терпеливый.
Но не надо только терпеть, надо и действовать.
Реальным примером действия может служить работа
газет «Первого сентября», которые организовали
общероссийский мост между центром и огромной
периферией России и доставляют во все регионы
самые свежие, самые последние знания в сфере
нашего образования, нашей науки, новости
географической культуры. Это позволяет нам,
географам, в тысячах километрах друг от друга,
быть вместе. С Новым годом вас! И крепкого вам
здоровья, бодрости духа и удачи.
Беседу вела О.Н. КОРОТОВА
|