Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2006

Конкурс для учащихся и их тренеров


Конкурс для учащихся

Географическое пополнение

В конкурсе могут принять участие коллективы учащихся (класс, кружок, вузовская группа, группа друзей и т.п.) или отдельные ученики и студенты*. Участникам, как коллективным, так и индивидуальным, требуется иметь тренера** — учителя географии, методиста, вузовского преподавателя или иного квалифицированного наставника. Тренер берет на себя твердое моральное обязательство направлять работу команды или индивидуального участника, но ни при каких условиях не подсказывать и тем более не делать работу за подопечных***.
Конкурс строится как бесконечная вереница туров. Задания публикуются раз в один-два месяца. За каждое правильно выполненное задание (или элемент задания) участник (индивидуальный или коллективный) получает очки, которые никогда не сгорают. Очки накапливаются тур за туром.
Можно выполнять все задания, можно — отдельные, наиболее понравившиеся, можно — лишь посильную часть задания.
Рейтинговая таблица печатается в газете «География». Участник, набравший в сумме 9 баллов, объявляется лауреатом конкурса и получает почетный диплом. Почетный диплом высылается также тренеру лауреата. Предусмотрены и другие формы поощрения участников и тренера.


* Возрастная дифференциация учитывается жюри при оценке работ.
** Участие в конкурсе без тренера допускается лишь в порядке исключения. Желающие принять участие в конкурсе без руководителя должны кратко объяснить, почему им приходится так поступить.
*** Любой опытный педагог прекрасно понимает, что это легко проверяется даже на расстоянии.

Первый тур: ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

1. Мнемоническая формула

Мнемоническая формула — формула для запоминания. Самый известный пример:

Как однажды Жак-звонарь
Городской сломал фонарь.

Легко запоминаемый стишок позволяет заучить цвета радуги. Всем известна и вариация в прозе: «Каждый охотник...» Выпускники геофаков все как один помнят тот или иной «народный» вариант формулы: «Каждый отличный студент должен курить папиросу. Ты, Юра, мал, подожди немного». Так запоминают геохронологическую шкалу.

Требуется:

сложить мнемоническое стихотворение (или, если со стихами не получается, «рассказ» в прозе) для эффективного запоминания расположенных на Волге (от истока к устью) городов — центров субъектов федерации.

До 1 балла.

2. Эконом-пики

В этом номере на с. 17—19 напечатан материал К.С. Лазаревича о высших точках России и ее физико-географических районов. А если попробовать определить высшие точки для районов экономических?

Требуется:

а) определить высшие точки (отметку высоты и местоположение) Северо-Западного, Волго-Вятского и Центрально-Черноземного районов;

б) собрать и изложить информацию о том, как выглядят места, где расположены эти точки, какие примечательные объекты есть (если есть) в ближайших окрестностях, как можно было бы добраться до этих точек от Москвы, используя только общественный транспорт (пеший ход минимизировать).

Используйте информацию карт, справочников, краеведческую литературу, материалы сети Интернет.

До 1,2 балла.

3. Визитная карточка

В № 40 и 44/2003; 4, 8, 11, 15 и 40/2004; 5 и 16/2005 и других (в частности, в этом номере на
с. 7, 9, 21, 31 и 32) мы много рассказывали о гербах городов и информации, в них закодированной.

Требуется:

а) составить и нарисовать герб* города Чулым;

б) дать описание герба и географическое объяснение его символики.


* Все изображения нужно уместить на геральдическом щите стандартной формы; никаких фигур, поддерживающих щит, или обрамлений щита не требуется. Размер рисунка — на ваше усмотрение, но он должен выдерживать уменьшение до размера примерно 3 х 4 см, т.е. не должен быть перегружен.

Для этого выясните, где этот город, узнайте как можно больше о его биографии и географии, выясните, что отличает его от других городов своего региона и всей страны, и постарайтесь в образно-знаковой форме сказать о городе и его окрестностях главное, подчеркнуть особенное. Постарайтесь, чтобы герб Чулыма не стал похожим на гербы каких-либо других городов России. Свой замысел разъясните в тексте (не более 1 стр.).

До 1 балла.

 


Ваши произведения посылайте на конкурс до 25 февраля по почте (Редакция «Географии», ул. Киевская, 24, Москва 121165) c пометкой ПОПОЛНЕНИЕ или по электронной почте: geo@1september.ru, поставив в графе «Тема» слово POPOLNENIE.

К работе необходимо приложить сведения об участнике или участниках (фамилии, имена, отчества, где учатся; имеет ли команда название, если есть капитан — кто; адреса и телефоны для обратной связи) и тренере (фамилия, имя, отчество, где и кем работает; адрес и телефон для обратной связи).