Как начать урок
Т.В. ВОЛОВИК
учитель географии Ермаковской средней школы
№ 1
Красноярский край
Я окончила Тираспольский пединститут МССР в
1971 г. Романтика привела в Сибирь
(распределение было только по Молдавии,
переписка с Министерством СССР, РСФСР, ЦК ВЛКСМ
дала возможность работать в Красноярском крае).
Семь лет работы в комсомоле... и вот уже двадцать
два года работаю учителем географии в
Ермаковском (в августе будет тридцать лет
«сибирской ссылки» — так называл мой отъезд в
Сибирь папа). Работаю учителем географии в
Ермаковской школе.
Предлагаю некоторые фрагменты моих уроков.
1. Начать урок с афоризма, пословицы,
поговорки:
а) это может быть решение ребуса;
б) красиво написанные слова на доске, листе
бумаги.
Например:
10-й кл. Сравнение Канады и Австралии. «Канада и
Австралия похожи, как дочки одной матери».
8-й кл. «Ветер умер от холода» (армянская) —
при изучении климата.
8—9-й кл. «Российское могущество прирастать
будет Сибирью» (М.В. Ломоносов).
6—8-й кл. «Остановить рукой морской прилив» —
индийская пословица, учит считаться с реальными
возможностями влияния человека на природу.
6-й кл. «Реки — дети климата и рельефа» — тема
«Реки».
Дальше идет большой разговор, который может
перейти в работу с текстом, атласом...
2. Географическая разминка в начале урока. На
полоске бумаги с пол-листа альбома крупным
шрифтом написаны географические термины.
Показываю молча карточку, а ученик объясняет, что
обозначает тот или иной термин. Этот вид работы
учит не только запоминать, что обозначают данные
слова, но и развивает зрительную память, учит
грамотно писать слова.
Например:
6-й кл. Гидросфера: исток, устье, водораздел,
питание рек и т.д.
10-й кл. Общий раздел: мегалополис,
субурбанизация, монархия, унитарное государство,
эмиграция...
3. Начать урок со слов: «Представьте себе,
что...»
9—10-й кл. Вы — президент страны.
6—8-й кл. Вы — путешественник, исследователь,
этнограф, журналист...
Итогом урока может быть: мини-сочинение,
дневник путешественника, стихи, репортаж с места
событий, рисунок, схема, речь, контурная карта,
проект... Или идет живая беседа, бурный диспут.
4. «Мозговая атака». Предлагаю на уроке всем
прочитать параграф. 2—3 ученика готовятся
отвечать, а остальные готовят вопросы (весь класс
задает им вопросы). Выбор темы зависит от
подготовленности класса. За интересные и
наиболее трудные вопросы учащиеся также
получают оценки. Эта форма работы учит
самостоятельно получать знания на уроке, работая
с текстом; составлять вопросы грамотно, четко;
развивает уверенность в себе, память и, что очень
важно, умение культурно вести диалог.
Буду рада, если мой опыт пригодится другим, хотя
в нем нет ничего изобретенного, это все хорошо
забытое старое. Использую эти и другие формы
работы, и уроки проходят по-рабочему и интересно,
без концертов и показухи. |