Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2006

Методические приемы


Как начать урок

Т.В. ВОЛОВИК
учитель географии Ермаковской средней школы № 1
Красноярский край

Я окончила Тираспольский пединститут МССР в 1971 г. Романтика привела в Сибирь (распределение было только по Молдавии, переписка с Министерством СССР, РСФСР, ЦК ВЛКСМ дала возможность работать в Красноярском крае). Семь лет работы в комсомоле... и вот уже двадцать два года работаю учителем географии в Ермаковском (в августе будет тридцать лет «сибирской ссылки» — так называл мой отъезд в Сибирь папа). Работаю учителем географии в Ермаковской школе.

Предлагаю некоторые фрагменты моих уроков.

1. Начать урок с афоризма, пословицы, поговорки:

а) это может быть решение ребуса;

б) красиво написанные слова на доске, листе бумаги.

Например:

10-й кл. Сравнение Канады и Австралии. «Канада и Австралия похожи, как дочки одной матери».

8-й кл. «Ветер умер от холода» (армянская) — при изучении климата.

8—9-й кл. «Российское могущество прирастать будет Сибирью» (М.В. Ломоносов).

6—8-й кл. «Остановить рукой морской прилив» — индийская пословица, учит считаться с реальными возможностями влияния человека на природу.

6-й кл. «Реки — дети климата и рельефа» — тема «Реки».

Дальше идет большой разговор, который может перейти в работу с текстом, атласом...

2. Географическая разминка в начале урока. На полоске бумаги с пол-листа альбома крупным шрифтом написаны географические термины. Показываю молча карточку, а ученик объясняет, что обозначает тот или иной термин. Этот вид работы учит не только запоминать, что обозначают данные слова, но и развивает зрительную память, учит грамотно писать слова.

Например:

6-й кл. Гидросфера: исток, устье, водораздел, питание рек и т.д.

10-й кл. Общий раздел: мегалополис, субурбанизация, монархия, унитарное государство, эмиграция...

3. Начать урок со слов: «Представьте себе, что...»

9—10-й кл. Вы — президент страны.

6—8-й кл. Вы — путешественник, исследователь, этнограф, журналист...

Итогом урока может быть: мини-сочинение, дневник путешественника, стихи, репортаж с места событий, рисунок, схема, речь, контурная карта, проект... Или идет живая беседа, бурный диспут.

4. «Мозговая атака». Предлагаю на уроке всем прочитать параграф. 2—3 ученика готовятся отвечать, а остальные готовят вопросы (весь класс задает им вопросы). Выбор темы зависит от подготовленности класса. За интересные и наиболее трудные вопросы учащиеся также получают оценки. Эта форма работы учит самостоятельно получать знания на уроке, работая с текстом; составлять вопросы грамотно, четко; развивает уверенность в себе, память и, что очень важно, умение культурно вести диалог.

Буду рада, если мой опыт пригодится другим, хотя в нем нет ничего изобретенного, это все хорошо забытое старое. Использую эти и другие формы работы, и уроки проходят по-рабочему и интересно, без концертов и показухи.