Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2006

Педагогический университет "Первое сентября"


С.В. РОГАЧЕВ

Уроки понимания карты
(основы пространственного анализа)


Результаты проверки контрольной № 1

Дорогие коллеги — слушатели курсов! Я получил неподдельное удовольствие, изучая ваши работы. Сильные примеры (некоторые из них по своей сложности выходят за рамки материала первых лекций). Широкий охват территории мира (что указывает на большие географические познания). Очень четко и наглядно (это усиливает образовательный эффект примеров) вычерченные схемы. Много новой, «не избитой» географической информации, вводимой в оборот. Приятно смотреть такие работы. Чувствуешь себя не проверяющим, а коллегой, ведущим диалог с партнером. В присланные схемы вложено много труда, ума и творчества. Видно, что учителя и вузовские преподаватели — слушатели курсов — прирожденные географы-пространственники.

Приведенные примеры показывают хороший уровень понимания материала, свидетельствуют о географической зоркости, страноведческой эрудиции. Но главное, о готовности работать с элементами пространственного анализа, и именно не «одноразово», а на протяжении всего курса школьной географии: атрибуция примеров к урокам в 7, 8, 9 и
10-м классах.

Многие слушатели проделали работу вдвое большую, чем требовалось по условию контрольной.

Комментарии украшает образная, метафорическая речь (например, у М.В. Бахтаровой из Саратова). Это усиливает образовательный эффект примеров. Красивые метафоры, например, «Лабытнанги — ворота Ямала», приводит И.П. Трошина из Нового Уренгоя (ЯНАО). Такие примеры помогают детям запомнить и понять элементы карты в их взаимной связи.

Результаты контрольной поразили всех: ни одного «незачета». И очень много работ, приближающихся к высшему баллу.

Если позволите (чтобы никто не обиделся), выделю работы, заслуживающие, на мой взгляд, больше, чем предельный балл. Их авторы — Е.М. Копилец (Полтавская обл. Украины; все примеры «не в бровь, а в глаз»), А.Ю. Трифонов (Киров; великолепен комментарий по Львову*) и С.А. Шевлякова (Воронеж; ее «равнинные» примеры тонко нюансированы).

Очень понравились отдельные примеры у А.Н. Крамарева (Хрещатое, Белгородская обл.), Г.И. Бурмантовой (Игрим, ХМАО), А.П. Даутовой (Нижнекамск, Татарстан), Е.А. Мутовиной (Таргиз, Иркутская обл.), Е.Н. Барашковой (Черемхово, Иркутская обл.).

Оригинальны примеры, взятые из регионального краеведческого материала, например, у Т.В. Константиновой (Калуга).

Учителя России ставят оценки
«Урокам понимания карты»

Г.М. ЗАЙЦЕВА (Чувашия) справедливо поправляет мою ошибку в лекции 4 (с. 40): «Не миланский ФИАТ, а туринский».

— Виноват, Галина Митрофановна, всем случается иногда заговариваться. Спасибо за Вашу внимательность к тексту.

Л.В. ВОЛКОВА, г. Байконур, Казахстан: Примеры интересны, познавательны, а главное, нацеливают учащихся на поиск, исследование. Хотелось бы, чтобы появился в школьной программе факультативный курс для старшеклассников по пространственному анализу. А можно и больше...

— Людмила Васильевна, спасибо Вам за добрые слова и хорошую оценку содержания первых лекций курса. Что можем сделать в рамках газеты «География», делаем.

Ж.М. ТАСКАРИНА, г. Омск: Поднятая вами тема актуальна, интересна. Взгляд через призму пространственных связей помогает учащимся понять принципы размещения «человеческих» объектов на природной арене.

— Жанна Мустахымовна, Ваш комментарий очень важен для меня: значит, элементы пространственного анализа уже пошли к ученикам.

Т.Б. БЕЗБОРОДОВА, г. Омск: Я очень благодарна Омскому институту повышения квалификации работников образования за предложение участвовать в дистанционных курсах «Первое сентября». Я пишу дипломную работу «Географические образы...», а тема пространственных конфигураций с ней тесно соприкасается.

— Татьяна Борисовна, у Вас хороший советчик. Омский ИПКРО давно известен редакции «Географии» как один из самых мощных региональных локомотивов нашего предмета.

Т.В. КОНСТАНТИНОВА, г. Калуга: Элективные курсы — у нас сейчас модное нововведение. Учителей географии озадачили ими, и многие не знают, чем можно заняться. По моему мнению, «Уроки понимания карты» — прекрасный материал для элективных курсов. Дело за малым — необходимо написать программу элективного курса. Это рекомендация для Сергея Вячеславовича.

Стоит пересмотреть компоновку форматок для выполнения контрольной работы № 1. В ней мало места для задания 4 (методическая составляющая) и не хватает места для задания 3 (осмысление), ведь суть некоторых конфигураций не получается изложить кратко, да еще в рукописном варианте.

— Татьяна Викторовна, Ваше предложение по созданию элективного курса по пространственному анализу автор принимает к сведению и благодарит. О компоновке форматки подумаю.

Е.М. ЖЕЛЕЗНОВА, г. Ачинск, Красноярский край: Спасибо за содержательные лекции. «Уроки понимания карты» заставляют размышлять, побуждают к исследовательской деятельности. Прослеживается очень тесная связь с историей. Благодаря поиску дети познают не только нынешнюю, сиюминутную географию, но и ход развития городов. Ваши лекции дают возможность построить интегрированные уроки по географии и истории. Можно создать и так называемые проекты по отдельным регионам, странам, городам.

— Елена Михайловна, польщен Вашей оценкой. Позволю себе лишь заметить, что развитие территорий, которое у нас часто называют историей, противопоставляя это географии, к географии ближе, чем к истории. Науки различаются не тем, что одна изучает то, что есть сегодня, а другая — то, что было вчера. Они различаются тем, как изучают. Пространственный анализ — чисто географический инструмент, вне зависимости от того, вводим мы его в нашу сиюминутность или в старину.

Н.В. ЯКОБС, г. Коломна Московской обл..: Даже если я допустила кучу грубых ошибок, всё равно от лекций получила огромное удовольствие.

— Ну почему же, Наталья Яковлевна? Ваша контрольная очень хороша. Особенно аналитическая схема положения Тайбэя на Тайване. Вы наполнили конкретным содержанием, оживили абстракцию из лекции 2. А ведь в этом, во взаимодействии абстрактных моделей и конкретных знаний, и заключается общеметодологическое значение географического образования.

Раскрывая перед нашими детьми земное пространство, мы и вооружаем их инструментами познания. Эти инструменты помогут им и в географии, и в общем осмыслении мира. Так мы понемногу создаем отправные точки для формирования системного, диалектического мышления.


* Жалко, у меня не было еще в руках этой работы, когда я готовил к публикации лекцию 7, где Львов фигурирует как пример несколько другой, но генетически родственной конфигурации. Надеюсь, Александр Юрьевич позволит мне, разумеется со ссылкой на него, использовать в дальнейшем его «львовские наблюдения» в преподавании пространственного анализа.