ЕГЭ по географии: как это делаетсяЛ.Е. ПЕРЛОВ
|
1 | 2 | 3 |
Задания части В этого типа также могут содержать фрагменты карты.
Установите соответствие между субъектом Российской Федерации и буквой, которой он обозначен на фрагменте политико-административной карты страны.
Субъект РФ
1) Псковская область
2) Мурманская область
3) Оренбургская область
Буква
А) А
Б) Б
В) В
Г) Г
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.
1 | 2 | 3 |
В части В используются задания, требующие выбора объектов из массива выборки по заданному критерию. Вот пример такого задания.
Выберите три вида транспорта, доля которых в грузообороте России наиболее велика.
А) морской
Б) речной
В) железнодорожный
Г) трубопроводный
Д) автомобильный
Е) воздушный
Буквы, соответствующие выбранным ответам, запишите в алфавитном порядке без пропусков и знаков препинания.
Некоторые задания предусматривают необходимость ранжирования перечисленных объектов в соответствии с указанным критерием.
Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них уровня урбанизации.
А) Египет
Б) Мексика
В) Эфиопия
Г) Бельгия
Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
1 | 2 | 3 | 4 |
Задания высокого уровня сложности, содержащиеся в части С, требуют развернутого ответа. Например, обоснования содержащегося в задании утверждения.
Почему в Уральском экономическом районе остро стоит проблема нехватки воды? Одна из причин — воды рек Урала сильно загрязнены.
Укажите еще две причины.
В некоторых случаях для ответа требуется проанализировать статистическую информацию, сделать выводы и аргументировать свой ответ.
Используя приведенные в таблице данные для стран А и Б, определите страну, в которой доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения выше. Укажите две причины более высокой доли пожилых людей в населении этой страны.
Демографические показали стран А и Б
Показатели | Страна А | Страна Б |
---|---|---|
Общая численность населения, млн чел. | 19,8 | 38,8 |
Численность населения в возрасте до 15 лет, млн чел. | 4,0 | 10,4 |
Численность населения в возрасте от 15 до 65 лет, млн чел. | 13,2 | 24,6 |
Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел. | 2,6 | 3,8 |
Рождаемость, ‰ | 12,6 | 17,5 |
Смертность, ‰ | 7,3 | 7,5 |
Сальдо миграций (на 100 жителей) | + 4,0 | + 0,6 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет | 80,1 | 75,5 |
В соответствии с требованиями Спецификации составляются варианты КИМов. Каждый вариант — это полный комплект, 50 заданий. Для ЕГЭ 2005 года было подготовлено 20 вариантов. Все варианты комплектуются так, чтобы уровень сложности их был одинаков. Каждое задание (А1, А2 и так далее) включается в вариант в соответствии с кодом. Таким образом, различаются они не структурой, а только конкретными заданиями. Содержание сбалансировано по количеству заданий, содержащих картографические материалы.
Несложно подсчитать, что только для ЕГЭ-2005 потребовалась 1 000 заданий. Откуда же они берутся? Тем более что единый экзамен в порядке эксперимента проводится с 2002 года. Основной источник — единая база данных. Сегодня она содержит более 60 тысяч заданий различной конструкции и уровня сложности. Разумеется, не все они пригодны для включения в варианты КИМов. Так, не включаются вопросы, выходящие за пределы школьной программы. Также непригодны задания, допускающие возможность неоднозначного ответа. Случается, что один и тот же вопрос по-разному трактуется авторами различных учебников. Так, наблюдательные учителя, по всей вероятности, заметили, что в КИМах отсутствует термин «Волго-Вятский экономический район», а также вопросы, требующие применения этого понятия. Можно спорить о целесообразности выделения и изучения этого района. Но совершенно бесспорно одно — этот район отсутствует в системе районирования, приведенной в учебнике под редакцией А.И. Алексеева. Поскольку для очень многих школ этот учебник является основным, было бы неверно требовать от детей соответствующих знаний, которые им просто негде было получить.
Не включаются в КИМы и те задания, которые были опубликованы в открытой печати, приводились, например, в демонстрационных версиях или использовались в методических пособиях для подготовки к ЕГЭ. Получается, что массив выборки не так уж и велик. Поэтому база постоянно пополняется новыми заданиями. В комплекты КИМов новые задания включаются каждый год. Входившие ранее в состав КИМов задания проходят статистический анализ по нескольким тестологическим критериям. Один из них — реальный процент выполнения. Задания, имеющие низкий процент выполнения в предыдущие годы, требуют особо внимательного анализа. Необходимо объяснить причину низкого уровня ответов: недостаточное внимание к данному материалу в процессе изучения, недостаточная четкость формулировки, сложность и т.д. Такие задания, если они не имеют особой значимости, могут не включаться в содержание ЕГЭ. Впрочем, не всегда. Но если данная информация является значимой и обязательной для усвоения, задания, проверяющие ее наличие, могут быть включены в экзаменационные варианты. Это важно, так как если мы будем постоянно исключать задания с невысокими статистическими показателям, мы тем самым выводим те или иные разделы курса из процесса подготовки к экзамену. Как следствие, эти вопросы просто перестают рассматриваться и при изучении курса. В то же время практика показала, что присутствие тех или иных вопросов (тем) в материалах ЕГЭ стимулирует их изучение и усвоение. Так произошло, например, с заданиями на определение направлений по фрагменту карты.
Итак, «черновой» комплект заданий сформирован. Но это не конец работы, а в сущности — начало. В первые годы проведения эксперимента по ЕГЭ, например в 2003 году, его материалы по географии вызывали настоящий шквал критики, причем сплошь и рядом вполне заслуженной. В основном предъявлялись претензии в части некорректности вопросов, а также содержащихся в них многочисленных фактических ошибок. Одна из таких публикаций, причем весьма резкая и нелицеприятная, принадлежит и автору данной статьи. В 2005 году по содержанию заданий претензий уже практически не было. Хочется надеяться, что созданная и отработанная за годы эксперимента система контроля и проверки качества заданий для ЕГЭ наконец начала эффективно работать. Задания проходят несколько стадий контроля. Их проверяют перед внесением в базу данных. Их еще раз проверяют перед тем, как включить в рабочие варианты КИМов. При необходимости разработчиками вносятся необходимые коррективы. Скомплектованные начерно варианты проверяются специалистами-тестологами на предмет допустимости и целесообразности их использования в качестве КИМов.
Несколько экспертов, физико- и экономикогеографов, просматривают задания, подтверждая достоверность их содержания с точки зрения географической науки, учителя и методики — с точки зрения соответствия стандарту. Все замечания, сделанные экспертами, документируются. В спорных случаях привлекаются дополнительные эксперты, часто принимается коллективное решение по тому или иному заданию или по его формулировке. Если согласованное решение принять не удается, задание удаляется из комплекта и заменяется аналогичным из базы либо составленным вновь и внесенным в базу. Специалисты-разработчики и эксперты — разумеется, разные люди. Рабочие варианты многократно распечатываются и вычитываются. Каждый комплект заданий должны просмотреть не менее двух разработчиков, не считая того, кто этот комплект составил.
В короткой статье, конечно, невозможно сколько-нибудь подробно рассказать о столь сложном и многоэтапном процессе, как подготовка заданий для ЕГЭ. Да это, пожалуй, и не нужно. В конце концов, любитель вкусно поесть, как правило, совершенно не интересуется технологией приготовления утки по-пекински. А то недолго и аппетит потерять. Точно так же, потребителей нашей продукции в конечном счете интересует результат — корректные, непротиворечивые, эффективно работающие КИМы. тем не менее общее представление о механизме их создания, полагаю, небесполезно учителям, готовящим своих учеников к сдаче ЕГЭ по географии.