Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2006

Презентация


Новая серия школьных атласов
по географии

Н.Н. ТАЛЬСКАЯ
канд. геогр. наук, старший научный сотрудник,
Л.Ф. ЯНВАРЕВА
канд. геогр. наук, ведущий научный сотрудник
научно-исследовательская лаборатория комплексного картографирования
географического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Омской картографической фабрикой Федерального агентства по геодезии и картографии и Научно-исследовательской лабораторией комплексного картографирования географического факультета МГУ подготовлена новая серия школьных атласов. В 2004 г. были изданы атласы для 6—9-го классов общеобразовательных учреждений:

География. Начальный курс. 6 класс. — 36 с.

География материков и океанов. Природа. Население. Хозяйство. 7 класс. —
72 с.

География России. Часть I. Природа и человек. 8 класс. — 72 с.

География России. Часть II. Население и хозяйство. 9 класс. — 72 с.

Атлас 10-го класса находится в стадии подготовки к изданию.

Атласы дополняются контурными картами, оформленными в едином с картами атласа стиле и изданными в виде отдельных тетрадей.

Авторский коллектив поставил перед собой задачу создать серию атласов, включающих полный спектр тем, рассматриваемых в различных школьных учебниках по географии, что дает возможность использовать атласы вместе с любыми учебниками 6—9-го классов, вошедшими в федеральный перечень. Атласы знакомят учащихся с фундаментальными законами физической и экономической географии, причинно-следственными связями в природе и социально-экономической жизни. Новые атласы пригодны для вариативного типа обучения в зависимости от индивидуальных способностей школьников и уровня их одаренности: информация делится на базовую и дополнительную.

Атласы имеют гриф «допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебно-наглядных пособий для учащихся общеобразовательных учреждений».

Программы атласов и карты подверглись всесторонней экспертизе методистов, учителей географии, сотрудников пединститутов, авторов учебников географии (А.И. Алексеева, И.И. Баринова, И.В. Душина, О.В. Крылова, Н.Н. Петрова, Э.М. Раковская, В.Я. Ром и др.).

В атласе с оптимальной детальностью, учитывающей возрастные особенности восприятия информации учащимися, отображены основные современные положения физической, экономической и социальной географии.

Атласы новой серии несколько больше по объему по сравнению с уже изданными (72—68 с. в атласах 7—9-го классов). В них помещены указатели географических названий, облегчающие пользование.

Атлас для 6-го класса «География. Начальный курс» структурирован в соответствии с темами учебников. Приведены сведения о развитии представлений о Земле как планете Солнечной системы, о строении Земли и ее оболочках: литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере.

Особое внимание обращено на то, чтобы учащиеся овладевали навыками пользования планом и картой, способами изображения рельефа, гидрографических объектов и растительности.

Раздел «Земля — планета людей» знакомит с современной политической картой мира, размещением на континентах народов, рас, религий. Карты разгружены и генерализованы для облегчения работы школьников.

Атлас для 7-го класса «География материков и океанов. Природа. Население. Хозяйство» отражает современные представления об основных процессах и явлениях в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере.

В атласе — пять разделов: «Как открывали мир»; «Карта — особый источник знаний» (способы картографического изображения на тематических картах); «Земля — уникальная планета» (литосфера и рельеф Земли, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка; Земля — планета людей, особо охраняемые природные территории мира); «Материки» (Африка, Австралия и Океания, Южная Америка, Антарктида, Северная Америка, Евразия — 47 карт); «Океаны» (Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый); есть справочные сведения.

В раздел мировых карт включены карты давления воздуха и циркуляции атмосферы, температуры и солености вод мирового океана, фито- и зоопланктона, бентоса, растительности суши. Большой набор карт материков (физическая, три климатические, природных зон, политическая, населения, хозяйственной деятельности). Политические карты материков содержат информацию о государственном устройстве и флагах стран, для каждого материка даны сведения о его площади, наибольших высотах, самых больших и глубоких озерах, самых крупных водопадах и т.д.

Карты атласа сгруппированы в разделы, которые соответствуют содержанию всех трех вариантов программ по курсу 7-го класса и согласуются с содержанием учебников.

Атлас для 8-го класса «География России. Природа и человек» включает 69 карт и состоит из 10 разделов: Вводный; «Рельеф и недра»; «Климат»; «Поверхностные воды и моря»; «Почвы»; «Природные территориальные комплексы»; «Географические районы»; «Природа и человек». Карты часовых поясов России и мира, сложные для понимания учащимися, сопровождаются пояснительными текстами. Кроме традиционных карт истории исследования территории России, впервые дана карта «Памятники исследователям России XV—XVII вв.».

В разделе «Рельеф и недра» обращает на себя внимание оригинальный рисунок эволюции жизни на Земле. Традиционная карта «Минеральные ресурсы» дополнена картами «Драгоценные камни» и «Метеоритные кратеры», которые могут быть интересны для любознательных школьников. В разделе «Климат» впервые помещена карта «Климатообразующие факторы», помогающая понять закономерности формирования климатических зон России. В раздел «Поверхностные воды и моря», продолжая тему «Океаны» атласа 7-го класса, включена целая серия карт температурного и ледового режимов, солености морей, окружающих территорию России.

В почвенном разделе, кроме карты «Почвы», — целая серия новых карт: «Почвенные природные ресурсы»; «Факторы, ограничивающие использование почвенных ресурсов»; «Водная и ветровая эрозия почв»; «Потери гумуса на пахотных почвах». Они знакомят учащихся с проблемой влияния хозяйственной деятельности человека на почвенные ресурсы.

В разделе «Растительность и животный мир» к новым сюжетам относятся: «Хозяйственные группы лесов», «Редкие и исчезающие виды растений и животных», «Пресноводные рыбы», «Болота». Карта «Природные зоны и горные области высотной поясности» сопровождается ландшафтными профилями горных систем.

В разделе «Природа и человек» выделяются карты «Экологическое состояние природной среды», «Природные условия жизни населения», «Охрана природы», «Особо охраняемые природные территории».

Атлас для 9-го класса показывает формирование территориальных экономических систем. Использована система показателей, соответствующая рыночной экономике, отражающая уровень развития страны и отдельных ее регионов. Особо выделяются проблемные сюжеты, в частности «Уровень жизни населения».

Во вводном разделе помещена карта «Экономика конца XX века», на которой впервые в школьном атласе вместо промышленных центров показаны функциональные типы городских поселений, раскрывающие, кроме промышленных, административно-управленческие, транспортные, торговые, финансовые, научные и историко-культурные функции городов.

В разделе истории развития хозяйства есть карта, которая дает картину экономики Российской империи на рубеже XIX и XX веков. Несколько карт в разделе «Население» демонстрируют демографические проблемы современной России — низкую продолжительность жизни и отрицательный естественный прирост населения. Карты размещения населения даны на две даты: 1897 г. (первая полная перепись населения) и 2000 г.

Карты отраслей хозяйства включают информацию об объемах производства и снабжены целой серией диаграмм и графиков (динамических и структурных), характеризующих место России по запасам сырья и отдельным видам производства в контексте стран мира. В инфраструктурный комплекс, кроме карт транспорта, включены карты академических компьютерных сетей и интернет-центров. Раздел «Непроизводственная сфера» содержит оригинальные карты культурного наследия и рекреационных ресурсов.

Создавая карты экономических районов, авторы карт поставили задачу воспроизведения «географического образа региона», который показывал бы учащимся экономическое своеобразие территории. На картах промышленность передана типами промышленных пунктов — набором отраслей, определяющих его специализацию в общероссийском разделении труда. Цвет значка промпункта отдан ведущей отрасли.

При подготовке новой серии атласов очень большое внимание было обращено на дизайн, систему масштабов и компоновку. Система масштабов карт была разработана таким образом, чтобы обеспечить и облегчить сопоставление и анализ карт: для этого ряд карт, раскрывающих одну тему, располагался на соседних страницах. Главные, базовые карты одномасштабны, им придан наиболее крупный масштаб; дополнительные карты даны в более мелких масштабах. При пользовании атласом не надо его разворачивать на 90°, карты имеют одинаковое горизонтальное расположение.

Особое внимание уделялось красочности и легкой читаемости карт. Они снабжены очень большим количеством иллюстраций-слайдов, которые по возможности размещались блоками по краям страниц, чтобы не конкурировать с картами, так как полиграфическое исполнение слайдов часто превосходит по качеству воспроизведение карт. Блоки слайдов составляют видеоряд — целостную познавательную систему. Зрительные образы дополняют и облегчают чтение и понимание картографируемых объектов. Такие фотоочерки есть в атласе 9-го класса у карт экономических районов, в 8-м классе они иллюстрируют тектонические структуры или способы добычи полезных ископаемых.

Учтены требования СанПин 2.4.7.1166–02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального обучения».

Надеемся, что новая серия атласов будет полезна при преподавании географии в школе.