Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2006

Хрестоматия


Человек и природа

Составитель С.В РОГАЧЕВ

Cоотношение климата, почвы и рельефа, —
от него зависят такие важнейшие вещи, как образ жизни

Итак, во Франции существуют три вида рельефа: во-первых, древние массивы, где более выровненные, где более приподнятые; во-вторых, осадочные равнины; в-третьих, высокие горные цепи типа альпийской. Впрочем, эта классификация, носящая самый общий характер, лишь усложняет стоящую перед нами задачу. Деления на три разряда явно недостаточно.

Дополнительные разграничения вносит климат: континентальный, близкий к немецкому, на востоке; океанический, близкий к английскому, у берегов Атлантики; средиземноморский на загражденном горами юго-востоке. Отсюда — многочисленные и весьма сложные комбинации; подумайте о том, как много определяет соотношение климата, почвы и рельефа, — от него зависят такие важнейшие вещи, как характер земледелия, тип жилища, еда, образ жизни, средства передвижения, источники энергии. Франция, по изящному выражению Пьера Дефонтена, представляет собою «плод битвы климата с растительностью». Следовало бы сказать (если бы тому не препятствовал строй фразы): битвы рельефов, почв и, в довершение всего, битвы прошедших эпох, нажитого в течение столетий опыта.

Когда речь заходит о климате, всякий француз прежде всего вспоминает главное разграничение — разграничение между севером и югом, о котором неопровержимо свидетельствует хотя бы северная граница распространения южных растений: винограда, оливковых, каштановых и фиговых деревьев, а также кукурузы, сравнительно поздно завезенной к нам из Америки. Пшеница, выращиваемая у нас с доисторических времен, не в счет: она успела прижиться повсюду.

Фернан БРОДЕЛЬ
Что такое Франция?
Пространство и история. Пер. с франц.

 

Планетарное мышление

В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках.
Так стою, меж двумя шарами —
Солнечным и земным.
Недра мозга, пласты мозга
Глубоки, словно рудные недра.
Я из них вырубаю, как уголь,
Выплавляю из них, как железо,
Корабли, бороздящие море,
Поезда, обвившие сушу,
Продолжение птиц — самолеты
И развитие молний — ракеты.
Это все я добыл из круглой,
Словно шар земной, головы.
Голова моя — шар солнца,
Излучающий свет и счастье,
Оживляющий все земное,
Заселяющий землю людьми.
Что земля без меня?
Неживой,
Сплюснутый и морщинистый
                      шар —
Заблудился в бескрайних
                      просторах
И в луне, словно в зеркале, видел,
Как он мертв
И как некрасив.
Я был создан землею — с точки.
А в минуту печали земля
Подарила мне шар головы,
Так похожий на землю и солнце.
И мой маленький шар
                      головной
Превзошел грандиозный —
                      земной.
Подчинилась земля мне, и я
Одарил ее красотой.
Земля сотворила меня,
Я же землю пересотворил —
Новой, лучшей прекрасной —
                      такой
Никогда она не была!
В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках.
Я — как мост меж землею
                      и солнцем,
И по мне
Солнце сходит на землю,
А земля поднимается к солнцу.
Обращаются вкруг меня
Ярко-пестрою каруселью
Все творения, произведения,
Изваяния рук моих:
Города вкруг меня кружатся,
И громады домов,
И асфальт площадей,
И мосты, что полны машин
                       и людей.
Самолеты и лайнеры —
вкруг меня,
Трактора и станки —
                       вкруг меня…
И ракеты вращаются
                       вкруг меня…
Так стою:
Прекрасный, мудрый, твердый,
Мускулистый, плечистый.
От земли вырастаю
                       до самого солнца
И бросаю на землю
Улыбки солнца.
На восток, на запад,
На север, на юг.
Так стою:
Я, человек,
Я, коммунист.

Эдуардас МЕЖЕЛАЙТИС
Человек. Пер. с литовск.

 

Ландшафт и красота

Ландшафт во всей его сложности и совокупности — это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества. Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зеленые луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, однообразные, стандартные дома, поля, зараженные сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о ее жильцах.

Людей на земле становится все больше, техники все больше. Казалось бы, эти факторы должны были обострять потребность людей в красоте и само чувство прекрасного. Люди должны заботиться не только о красоте сегодняшней, но и о том прекрасном, которое необходимо и в будущем.

Владимир СОЛОУХИН
Волшебная палочка. 1983

 

Тепло и теплота

Финны живут в суровом климате и знают по горькому опыту, что тепло нужно расходовать экономно, поэтому не ожидайте от них теплоты, пишу я, за теплотой надо ехать в средиземноморские страны, там люди непосредственны, не так критичны и более жизнерадостны, зато они простоваты и неинтересны, их душу можно узнать за несколько минут, а вот для того, чтобы понять финскую душу, потребуется весь отпуск, а иной раз даже и целая жизнь, зато в финнах есть то, что стоит этих усилий, это такая душевная глубина, точнее сказать — бездонная глубина, у финнов есть внутренняя сила, которую сами они называют sisu, тут я открываю словарь, там написано: стойкость, упорство, воинственность как в душевном, так и в физическом смысле слова...

Эрленд ЛУ

 

Ландшафт и стиль

Снова «Маримекко*»! Значит, автор «National geographic» тоже счел необходимым упомянуть о «Маримекко»; знай наших; на мне вон тоже надет свитер от «Маримекко»! Но там сказано, что все вышеперечисленное не только входит в перечень товаров финского экспорта, но является также зримым выражением финского национального характера, финского вкуса, стиля и настроений. Мотивы почерпнуты из текстуры морских волн, льда и гранитных скал. Последнее, то есть гранит, пришлось мне особенно по душе, за то что гранит так тяжел, так неизменен; наверное, в Финляндии очень много гранита, раз он упоминается в «National geographic», подумал я, и мысль о том, что там много гранита, отчасти примиряет меня с тем неприятным обстоятельством, что там так много воды, благодаря этому я начинаю более благосклонно относиться к Финляндии. Финляндия — это гранит, пишу я, и ради гранита всегда стоит выбрать Финляндию местом проведения своего отпуска; гранит служит нам залогом надежности, ведь мы, норвежцы, любим наш родной гранит и любим гранит в других странах; и тут я делаю себе заметку на память, что надо будет потом, если успею, посвятить отдельную главку финскому граниту; в этот момент вдруг звонит телефон.


* Маримекко — финская фирма по дизайну и производству одежды.

Эрленд ЛУ
Лучшая страна в мире. 2001.
Пер. с норв. И. Стебловой

 

Природа и счастье

Встреча с озером была счастьем, через это я вернулся к себе и понял, что озеро мне было как икона молящемуся.

Михаил ПРИШВИН
Дневники

 

Природа без нас

Пусть мы изменяем внешнюю оболочку Земли, пусть мы распоряжаемся ее лесами и лугами, добываем уголь и металлы из ее коры, присваиваем плоды деревьев, как будто они для нас предназначены, — чего стоит все это, если мы вспомним хотя бы один-единственный час, когда природа действовала, пренебрегая нами, нашей жизнью, нашими надеждами, — действовала с той величавой торжественностью и безразличием, которыми преисполнены все ее жесты. Она знать не знает о нас. И чего бы люди ни достигли, ни один из них не удостоился того, чтобы она разделила его боль или откликнулась на его радость. Иногда она сопровождала своей бурной могучей музыкой великие вечные часы истории или словно стихала, безветренная, задержав дыхание, в чаянии некоего решения, или окружала мгновение беспечно общей веселости колыханием цветов, порханием бабочек, плясками ветерка, чтобы в следующий же миг бросить на произвол судьбы того, с кем она только что, казалось, все делила.

Райнер Мария РИЛЬКЕ
Ворпсведе. 1902. Пер. с немецк.

 

Природа и родина

Я не протестую против «завоевания» сил природы, но я хочу, чтобы в завоеванной силе каждый мог бы найти то же самое, что в природе находит человек личный и называет это своей родиной… Родина — это участок моего личного труда в общем деле…

Михаил ПРИШВИН
Дневники

 

Факторы размещения

Деревня должна быть расположена на равнине, а не в горах. На равнине — чтобы удобно было пахать землю; не в горах — потому что далеко от пахотных земель. Бывает, что и в горах, но в таком месте, где среди гор есть пахотные земли.

Го Си.
Трактат по теории живописи.
ХI в. Пер. с китайского