Обрабатывающая промышленность США
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
в курсе экономической и социальной
географии мира
Основа для выполнения заданий:
1. Таблица «Крупнейшие центры
обрабатывающей промышленности США»,
напечатанная на с. 6—9.
2. Бланковая карта (бланковка) «Крупнейшие
промышленные центры США» на с. 13.
Материалы ксерокопируются в расчете на каждую
малую группу — их должно быть пять (или — при
хороших возможностях копирования — на каждого
ученика или каждую парту).
Цели работы
Страноведческая цель:
1. Изучить географию обрабатывающей
промышленности США.
Мотивация: Эта отрасль — развивающая и
ведущая США, а США — мировой лидер в
обрабатывающей промышленности мира.
Цель достигается путем решения следующих
познавательных и аналитических задач:
А. Узнать главные промцентры страны (хотя бы
дающие более 1% промышленной продукции страны —
см. 5-ю колонку в таблице): запомнить их названия и
размещение.
Б. Выявить лидирующие отрасли промышленности
(последние 3 колонки таблицы).
В. Установить отраслевую специализацию главных
промцентров США.
Г. Выявить региональные различия в размещении
отраслей.
Д. Выдвинуть гипотезы, объясняющие наблюдаемые
региональные различия.
2. Изучая географию отрасли, укрепить свои
знания общей географии США — важнейших городов и
районов этой страны.
Общегеографическая образовательная цель:
Показать основы деятельности по созданию
экономической карты.
Мотивация: Учащимся в процессе обучения
(если он хорошо построен) много приходится
пользоваться экономическими и другими
тематическими картами. Однако карты эти детям
приходится воспринимать как некую данность,
спущенную сверху. Между тем настоящее,
виртуозное владение любым инструментом (в том
числе и картой, как инструментом познания и
исследования), как правило, требует хотя бы
понимания устройства инструмента, умения
минимально налаживать и подправлять его. Работа
по самостоятельному насыщению бланковки
табличной информацией о специализации центров —
важный шаг к пониманию главной географической
работы — составлению карт.
Учащимся представляется уникальная
возможность попробовать свои силы в создании
карт на основе тех же первичных данных, на основе
которых многие годы делаются экономические
карты США в классических изданиях — атласах,
настенных картах, энциклопедиях,
университетских учебниках. Сводку данных для
выполнения этой практической работы предоставил
сам автор и консультант этих карт — профессор
МГУ А.П.Горкин, многие годы работавший главным
редактором научного издательства «Большая
Российская энциклопедия».
Общеобразовательная цель:
Научить трансформировать информацию и
получать выигрыш от изменения форм информации.
Мотивация: Преобразование чисел из таблицы
в обозначения на карте дает новый взгляд и новый
смысл, позволяет сделать такие наблюдения,
которые не удалось бы сделать, не прибегая к этой
процедуре. Это общеметодологический урок.
Учащиеся, понявшие и принявшие его, обогащают
свой гносеологический инструментарий. Для
интеллектуальной деятельности преобразование
знаний из одних форм в другие столь же важно, как
для материального производства преобразование
кинетической энергии в электрическую, тепловой в
кинетическую и т.п.
Ход работы
1. Класс разбивается на пять малых групп. (Если
учащиеся выполняют работу каждый
самостоятельно, то класс делится по принципу «На
первый—пятый рассчитайсь».)
2. Каждая группа (каждый номер) получает
«свою» отрасль и выискивает в таблице центры, на
этой отрасли специализированные.
Первой группе (или первым номерам)
предлагается просмотреть таблицу и выявить
промышленные центры, в которых
автомобилестроение фигурирует в качестве
первой, второй или третьей отрасли
специализации.
Вторая группа выявляет то же, но по
химической отрасли (включая нефтепереработку).
Третья — центры, специализированные на
авиационно-ракетно-космической промышленности
(АРКП).
Четвертая — центры электронной
промышленности.
Пятая — центры общего машиностроения (это
станки, инструменты, оборудование, приборы и
другие устройства, необходимые для развития
промышленности вообще).
3. Каждая группа (каждый номер) переносит
собранную в таблице информацию на бланковку. При
этом каждая группа выбирает для «своей» отрасли
свой цвет карандаша или фломастера. Желательно,
чтобы цвет согласовывался с принятыми в атласах
обозначениями отраслей.
Если отрасль в промцентре занимает первое
место, соответствующий кружок закрашивается
интенсивно («жирно»), если второе — со средней
интенсивностью (или частой штриховкой), если
третье — слегка (или редкой штриховкой). Центры, в
которых рассматриваемая отрасль не занимает
1—3-го мест, остаются белыми.
Пространственные картины, которые должны
получиться в итоге, показаны на серии карт на с. 10-1, 10-2, 11-1, 11-2, 12.
4. Результаты работы групп (или по одному
лучшему экземпляру от каждого номера)
вывешиваются для общего анализа в классе. При
этом карты по АРКП, электронной, автомобильной и
химической промышленности желательно
разместить рядом так же, как и на развороте с.
10—11.
5. Учащиеся сравнивают пространственные
картины, полученные по каждой отрасли:
• Четко вырисовывается приозерный
(«детройтский») уклон автомобилестроения.
• Видна смещенность химии и нефтепереработки
на восток.
• Гораздо более западными и более
«размазанными» по территории смотрятся АРКП (здесь
южный и западный уклоны) и электроника (юго-западная
ориентация).
6. Учащиеся вспоминают (а если это для них
сложно, то слушают пояснения учителя), какие из
рассматриваемых отраслей более старые, какие —
более молодые.
7. Учащиеся вспоминают общий
пространственный ход заселения и промышленного
освоения территории США. И мысленно расставляют
отрасли разного возраста по районам разной
давности освоения.
Они связывают развитие автомобилестроения с
путями из северо-восточного промышленного ядра,
с путями от Великих озер (положение Детройта у
окончания водного пути от океана по реке Св.
Лаврентия, озерам Онтарио и Эри) во внутренние
районы огромной страны.
Они выясняют, что различные отрасли химической
и нефтеперерабатывающей промышленности
приурочены либо к побережью Мексиканского
залива (нефтяной Юг США), либо к крупным
агломерациям на Северо-Востоке (здесь это в
основном фармацевтика — именно на нее и на
другие отрасли органического синтеза приходится
львиная доля продукции химической
промышленности в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго;
американское общество любит лечиться
химическими препаратами).
Они видят, что более молодые отрасли — АРКП и
электроника, хотя и имеют некоторые позиции
на старом промышленном Северо-Востоке,
решительно шагнули на Запад. Как четко
вырисовываются Сиэтл — вотчина «Боинга», район
Сан-Франциско—Сан-Хосе со знаменитой
Силиконовой долиной и др. Молодой,
привлекательный для жизни Тихоокеанский Запад —
территория новых отраслей.
Мало где выбивается в абсолютные лидеры общее
машиностроение. Продукция этой отрасли не
слишком видима: это не мозолящие глаза
автомобили и не привлекающие внимание лайнеры.
Но это станки, оборудование и другая продукция,
составляющая базу промышленного развития. И этой
отраслью все-таки владеет в основном Восток
страны. Запад, вырвавшийся в лидеры по новейшим
отраслям, пока не создал достаточной
собственной, местной базы для их поддержания и
развития.
8. При анализе общей картины размещения
промышленности учитель не должен упустить
возможность обратить внимание школьников на
наличие «странной» проплешины между линиями
промцентров, идущей вдоль Атлантического
побережья и протянувшейся к юго-западу от
Великих озер. Здесь для разгадки на помощь должна
прийти физическая карта. Она же поможет
разобраться с тем, почему между Тихоокеанским
побережьем и линией Миннеаполис—Даллас так мало
сколько-нибудь значимых центров промышленности.
Предупреждение
Использованный в этой работе метод не следует
считать вполне корректным. Ясно, что в
классической картографии нельзя красить,
например, интенсивно-фиолетовым цветом весь
промцентр, даже если химия в нем — первая
отрасль. Этим цветом должен закрашиваться лишь
сектор, соответствующий доле химической
промышленности во всей промышленной продукции
этого сектора. Однако в учебных целях и в целях
наглядности проделанная работа, принимаемая как
условность, вполне правомерна и эффективна.
Напоминаем, что основные материалы по
географии промышленности США напечатаны в № 4/2006
(автор — доктор геогр. наук А.П. Горкин). Карты
составлены Д.В. Зайцем по расчетам А.П. Горкина на
основах Л.А. Кадиловой.
Kрупнейшие центры
обрабатывающей промышленности США в 2002 г.
по производству условно чистой продукции (УЧП)*
В таблицу вошли центры, производящие
УЧП на сумму свыше 5 млрд долл.
Таблица составлена профессором
географического факультета МГУ А.П. Горкиным
* Условно чистая продукция, или добавленная
стоимость, рассчитывается путем вычитания из
суммарной стоимости произведенной (отгруженной)
продукции стоимости приобретенных со стороны
сырья, материалов, узлов, деталей, услуг, топлива,
электроэнергии, стоимости перепродаж и работ по
контрактам. По существу, «условно чистая
продукция» состоит из трех главных компонентов:
заработной платы работников, полученной в
процессе производства, прибыли и
амортизационных отчислений, т.е. расходов на
постепенный износ оборудования. Этот показатель
характеризует реальный вклад данного
предприятия, данной отрасли, данного
географического объекта в произведенный
продукт.
** Индекс локализации показывает, как
показатель производства промышленной продукции
на одного жителя в данном центре соотносится с
соответствующим показателем по стране в целом.
Индекс выше единицы свидетельствует о том, что
данный центр более индустриализован, чем страна
в целом; ниже единицы — наоборот. Индекс прямо
пропорционален объему производства
промышленной продукции на одного жителя.
*** АРKП — авиационно-ракетно-космическая
промышленность.
**** Здесь и далее в химическую промышленность
включена фармацевтика. В стоимости условно
чистой продукции химической промышленности
современных США львиная доля приходится на
производство продуктов тонкого органического
синтеза (медикаменты, витамины, биодобавки,
парфюмерия, косметика, санитарно-гигиенические
препараты и др.) — примерно 57%, в т.ч. доля
фармацевтических препаратов уже существенно
превышает 40%. Однако есть принципиальные
различия в структуре химической промышленности
различных регионов и центров страны. Если в
среднем по США доля фармацевтики в химической
промышленности в 2002 г. составила 42%, то для
Лос-Анджелеса этот показатель составил 41%, Чикаго
— 47%, Нью-Йорка — 67%, а для главного центра
«тяжелой» химии и нефтехимии — Хьюстона — лишь
около 1% (хотя этот центр традиционно называют
«химической столицей» страны, а может быть, и
мира). Иными словами, в США существуют два центра
химической промышленности: «индустриальной
химии» — Хьюстон и «постиндустриальной химии» —
Нью-Йорк. |