Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2006

Конкурс


Я иду на урок географии
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

 

Конкурс
СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ УЧЕБНИК
(создаем вместе)

ЗАДАНИЕ СЕДЬМОГО ТУРА
(Присоединиться к конкурсу можно на любом этапе)

 

Марка картографического
издательства И. Янссона
(Амстердам, середина XVII в.)
Девиз: «Жить талантом
и умением»

 

Включайтесь в работу нашей всероссийской творческой мастерской! Сделаем вместе великолепный учебник для наших учеников! Вне зависимости от того, участвовали вы в предыдущих этапах или нет, вы — равноправный желанный гость в нашей мастерской.

Задача этого этапа конкурса — создать параграф страноведческого учебника по Казахстану. Параграф должен полностью уместиться на одном развороте: образец на с. 16—17.

В качестве образца печатается параграф по Мексике, разработанный петербургским учителем А.Л. Миллером в ходе одного из предыдущих туров*. До сих пор мы печатали в качестве образца «пустографку» (тех, кто решил принять участие в конкурсе в первый раз, просим ознакомиться с формой в № 1/2006 или в № 2, 4, 7, 11/2005). Теперь мы переходим к публикации параграфов, выполненных участниками конкурса.

Когда мы говорим «в качестве образца», мы не имеем в виду, что нужно подражать автору по содержанию и методическим подходам. Принцип конкурса: каждый участник идет своим путем. Однако общий принцип оформления параграфа-разворота остается. В параграфе по Мексике нарушены некоторые требования макета, но это вполне в рамках допустимых отклонений. В нем пока некоторый переизбыток текста: текста должно быть на 20—25% меньше, а иллюстрации, картосхемы и диаграммы должны быть «весомее».

Итак, задача — наполнить разворот содержанием и идеями (хотя бы частично). Самое важное — определить 3 ключевых сюжета для Казахстана. Не перечислить некоторые компоненты, а выделить именно яркие, портретные, важные для усвоения российскими молодыми людьми черты этой страны. Учебник наш — общестрановедческий. Поэтому это могут быть и отдельные черты природы, и культуры, и хозяйства. А могут быть и некоторые идеи, некоторые уроки, некоторые модели, которые напрашиваются, чтобы вывести, извлечь, построить их, работая с материалом. Отберите 3 таких или иных сюжета — они дадут вам 3 заголовка разделов.

Что же до текстов самих разделов, они непременно должны укладываться в заданные форматы. Вы можете написать их связным текстом, а можете — в телеграфном стиле (основные идеи, ключевые факты, важнейшие цифры, смысловые связи).

Фотографии, схемы, таблицы необязательно вклеивать, вычерчивать, составлять. Важно лишь определить их темы (сюжеты) и вкратце описать, что там должно быть и ради чего. На какие стороны образа Казахстана и его восприятия российским школьником эти сюжеты должны работать, на что нацеливать.

Очень важно — построить интересные (не репродуктивные!) вопросы и задания.


* Дополнительные комментарии А.Л. Миллера к этому параграфу, предназначенные для методического пособия учителю, см. на с. 29.

Изготовьте параграф «Казахстан» на развороте по заданному макету и пришлите его по адресу: «География», ул. Киевская, 24, Москва 121165 с пометкой «СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ УЧЕБНИК» или geo@1september.ru до
25 апреля. Не забывайте подписывать работы. Успехов!

Совет
Начиная работу, старайтесь не использовать ни справочников, ни каких-либо учебников. Подумайте сами, что вы уже знаете о Казахстане, что несёте в активной памяти, в каких своих проявлениях Казахстан так или иначе касается нашей страны. Что там интересно? Будете ли вы с сожалением смотреть на собеседника, если выявится, что он не знает о Казахстане того-то и того-то? А вот этого?

 

Информация

В ближайших номерах будут подведены итоги конкурса за 2005 год.