Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2006

Конкурс для учащихся


Географическое пополнение

В конкурсе могут принять участие коллективы учащихся (класс, кружок, вузовская группа, группа друзей и т.п.) или отдельные ученики и студенты*. Участникам, как коллективным, так и индивидуальным, требуется иметь тренера** — учителя географии, методиста, вузовского преподавателя или иного квалифицированного наставника. Тренер берет на себя твердое моральное обязательство направлять работу команды или индивидуального участника, но ни при каких условиях не подсказывать и тем более не делать работу за подопечных***.

Конкурс строится как бесконечная вереница туров. Задания публикуются раз в один-два месяца. За каждое правильно выполненное задание (или элемент задания) участник (индивидуальный или коллективный) получает очки, которые никогда не сгорают. Очки накапливаются тур за туром.

Можно выполнять все задания, можно — отдельные, наиболее понравившиеся, можно — лишь посильную часть задания.

Рейтинговая таблица печатается в газете «География». Участник, набравший в сумме 9 баллов, объявляется лауреатом конкурса и получает почетный диплом. Почетный диплом высылается также тренеру лауреата. Предусмотрены и другие формы поощрения участников и тренера.


* Возрастная дифференциация учитывается жюри при оценке работ.

** Участие в конкурсе без тренера допускается лишь в порядке исключения. Желающие принять участие в конкурсе без руководителя должны кратко объяснить, почему им приходится так поступить.

*** Любой опытный педагог прекрасно понимает, что это легко проверяется даже на расстоянии.

Задания: Эволюция высших точек нашей страны

1. Рассмотрите еще раз таблицу и карту, показывающие высшие точки России (опубликованы в «Географии» № 2/2006 на с. 18—19). Повторите высшие точки различных частей страны. Знаете ли вы, какая вершина была высшей точкой Советского Союза? Где она находится? Какова история ее открытия?

2. Реконструируйте высшие точки нашей страны на следующие годы: 1500, 1600, 1700, 1800, 1900. Учитывайте все вершины в границах государственной территории нашей страны на тот или иной период, даже если нет подтверждений, что в то время точная высота, да и сама вершина были известны. Нанесите их высоту на прилагаемую справа диаграмму. Как образец используйте высотную отметку Эльбруса для 2000 г. Как изменялась высота самой высокой точки России за прошедшие пять веков? В какой период высота высшей точки страны была наибольшей?

3. На контурной карте последовательно соедините линиями высшие точки нашей страны на 1500, 1600, 1700, 1800, 1900, 2000 годы (внимательно подумайте, какую бланковку выбрать, уместятся ли на ней все показываемые вами высшие точки). Должна получиться большая ломаная. Определите, как изменялись географические широты расположения высших точек России за последние пятьсот лет. Подумайте, чем обусловлена выявленная вами тенденция «миграции» высшей точки страны?