Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2006

Экспертиза


Такой мониторинг нам не нужен!

Т.С. ГЛАЗУНОВА
канд. геогр. наук, ст. преподаватель
кафедры экономической и социальной географии МПГУ,
Т.В. ДОЛГОВА
канд. экон. наук
учителя школы № 1218 г. Москвы

Вынесенное в заголовок немного измененное высказывание известного спортивного комментатора Н.Н. Озерова в нашей стране знают все. Именно эта фраза в наиболее полной мере отражает наше мнение о мониторингах.

В 2004/2005 учебном году в нашей школе проводился мониторинг по разным предметам. Он проходил дважды, в декабре и в апреле. Здесь речь пойдет только о мониторинге по географии.

На установочном совещании, которое предшествовало мониторингу, методист уверила учителей, что все ошибки, допущенные в прошлых заданиях, устранены. (Отметим, что, согласно одному из вопросов декабрьского мониторинга для 8-го класса, выветривание — это разрушение горных пород под действием ветра. Этой ошибке уже несколько лет, она кочует из мониторинга в мониторинг.) Далее было сказано, что учащиеся не могут пользоваться картами. Это заявление вызвало бурный протест, но на словах всё и закончилось. Было сказано, что все задания мониторинга касаются знания закономерностей. Вопросов на знание карты не будет. То есть карта и не потребуется.

Оставалась надежда на инструкцию к мониторингу.

Инструкция не прилагалась.

Рассмотрим только апрельский мониторинг для 9-го класса.

Авторство заданий не указано. (А жаль! Хотелось бы посмотреть на этих людей!) Тест — два варианта, 16 вопросов каждый. Число вариантов ответов в заданиях не одинаково: где-то 3, где-то 4. Число правильных неизвестно: нет инструкции.

В дальнейшем в цитатах из заданий орфография оригинала сохранена полностью.

Вариант 1

Задание № 2.

«Коряки, алеуты, эвенки, нихви — эти народы представляют:

1) Европейский север;

2) Дальний Восток;

3) Восточную Сибирь;

4) Западную Сибирь».

Во-первых, допущена ошибка в наименовании народа нивхи. Во-вторых, два народа относятся к титульным нациям, причем если Корякский автономный округ — в составе Дальнего Востока, то Эвенкийский а.о. — это Восточно-Cибирский район. Может, авторы имели в виду народ эвены, который проживает на Дальнем Востоке? Справедливости ради скажем, что эвенки проживают и в Дальневосточном районе, на границе с Восточно-Cибирским, это можно легко установить по карте. Но картой нельзя пользоваться, а потому дети будут ориентироваться на субъекты федерации.

В-третьх, неправильно написано название района: Европейский Север.

 

Задание № 3.

«Городские населенные пункты России отличаются от сельских:

1) половой структурой населения;

2) занятием жителей;

3) уровнем электрификации;

4) количество населения».

Во-первых, снова видим опечатку. По правилам русского языка, глагол «отличаться» в данном контексте требует творительного падежа: «отличается количеством». Во-вторых, непонятно, имеются в виду только города или и пгт. Но в любом случае возможны два правильных ответа, 2) и 4), так как, согласно определению, город — это населенный пункт, в котором живет не менее 12 тыс. человек при условии, что 85% из них заняты несельскохозяйственным трудом. А численность населения пгт составляет не менее 3 тысяч.

Задание № 6.

«Транссибирской магистралью пересекаются:

1) Республика Калмыкия и Ростовская область;

2) Свердловская область и Республика Татарстан;

3) Астраханская область и Волгоградская область;

4) Краснодарский край и Республика Дагестан».

Очень интересный вопрос. Сначала разберемся, от какого пункта начинается Транссибирская магистраль. В одном из базовых учебников для 9-го класса (авторы: В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе) написано, что Транссиб начинается в Москве и идет через Челябинск и Новосибирск на Иркутск и Владивосток. Другой базовый учебник (под ред. А.И.Алексеева) только упоминает наличие такой магистрали. В учебнике для вузов «Экономическая и социальная география России» (под ред. А.Т.Хрущева) сказано, что Транссиб начинается в Челябинске. Парадокс же заключается в том, что вне зависимости от того, где начинается Транссиб, ни один из предложенных ответов правильным не является. Интересно, как на этот вопрос должны отвечать те, кто занимается по учебнику А.И. Алексеева?

Задание № 9.

«Укажите неверное утверждение:

Значение Северного Кавказа как одного из крупнейших сельскохозяйственных районов России определяется его:

1) южным географическим положением и продолжительным летом.

2) черноземами.

3) влажными уникальными субтропиками — единственными в России.

4) благоприятными условиями земледелия на всей территории».

Черноземы на Северном Кавказе представлены не на всей территории. Так что, в принципе, ответ 2 можно зачесть как правильный. Однако из-за особенностей рельефа не вся территория пригодна для земледелия: в горных районах, например, развито в основном животноводство (овцеводство). Значит, и ответ 4 подходит.

Задание № 10.

«Основные особенности экономики Сибири и Дальнего Востока это:

1) мощная сырьевая база и высокоразвитая инфраструктура;

2) исключительные контрасты в освоении территории, концентрация экономики вдоль Транссибирской магистрали, «очаговое» хозяйство на севере;

3) концентрация экономики, исключительная роль наукоемких производств;

4) основой хозяйство являются туризм и торговля в сочетании с ВПК».

Та же проблема, что и в предыдущем вопросе: два правильных ответа. Если составители мониторинга это предполагали, почему же тогда в таблице для ответов они не предусмотрели двух ячеек для этого (да и других подобных) вопроса?

Задание № 11.

«Какая из приведенных схем лишена географического смысла?

1) горы — река — ГЭС;

2) месторождения газа — газопровод — ГЭС;

3) буроугольный карьер — железная дорога — ГЭС;

4) тектонический разлом — месторождения урана — АЭС».

Честно говоря, географического смысла лишены три из четырех приведенных вариантов.

Задание № 13.

«Машиностроительный комплекс — это совокупность отраслей

1) использующих разнообразные машины;

2) производящих разнообразные машины;

3) осуществляющих ремонт и проектирование машин».

Согласно определению, приведенному в учебнике В.П. Дронова и др., правильным будет ответ 2. Но — если вдуматься, к какой отрасли промышленности относятся ремонт и проектирование машин?

Задание № 15.

«Приморское положение является одним из ведущих факторов развития района

1) Волго-Вятского;

2) Уральского;

3) Северо-Западного;

4) Западно-Сибирского».

Два из четырех районов имеют выход к морю, но ни для одного из них приморское положение не является решающим фактором.

Вариант 2

Задания № 7 и № 9 касаются экологических проблем России. Экологические проблемы очень слабо раскрыты в базовых учебниках. Конечно, учитель может и должен говорить о них на уроке, но обязательным минимумом знаний является содержание учебника. Мы, в принципе, не имеем права спрашивать больше, поскольку есть дети, которые болеют или находятся на домашнем обучении.

Задание № 8.

«Выделите экологические районы России с низкой степенью обеспеченности топливными ресурсами».

Замечательный вопрос, но проблема заключается в том, что изучение экологических районов России не предусмотрено программой по географии.

Задание № 14.

«О каком городе идет речь? Окруженный горами и сопками, покрытый тайгой, он стал крупнейшим промышленным центром Сибири благодаря таким гигантам, как «Сибэнергоцветмет», «Енисейзолото», алюминиевый комбинат и десятку других предприятий. Но большинство туристов едут посмотреть в нем “Столбы”».

Вопрос в целом хороший, если не обращать внимание на корявость формулировки: что такое «город, покрытый тайгой»? По содержанию вопрос относится к категории повышенной сложности, т.к. названия предприятий, равно как и заповедника «Столбы», ни в одном из базовых учебников не упоминаются.

В заключение хотелось бы привести задание № 10.

«Укажите территории России, для которых характерно молочное скотоводство и молочно-мясное скотоводство

1) районы тундры и Европейской части России.

2) районы степной и лесостепной зоны.

3) степи и полустепи на юге Европейской части России.

4) природные районы на всей территории страны».

Как говорится, без комментариев.

Таким образом, из 32 вопросов 11 в своем нынешнем виде не имеют права на существование. Что в таком случае может проверить этот мониторинг?

Пока писалась эта статья, наступил декабрь, а с ним настало время очередного мониторинга.

№ 12. «Из продуктов цветной металлургии наиболее конкурентоспособным является:

а) золото

б) олово

в) алюминий

г) свинец».

Неясно, что именно хотят от детей.

№ 14. «Станции Новосибирск— Барнаул—Семипалатинск—Алма-Ата— Луговая расположены на магистрали:

а) Байкало-Амурская

б) Южно-Сибирская

в) Транссибирская

г) Туркестано-Сибирская».

Магистраль-то Туркестано-Сибирская, да только откуда детям про нее знать? Она в учебниках по понятным причинам даже не упоминается. Да и остальные хорошо если названы.