ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ:
«ЗА» И «ПРОТИВ»
Отечественная система образования в основном
сложилась в 30—50-е годы ХХ в., поэтому на начало
XXI в. не могла в полной мере удовлетворять
потребностям современного хозяйства и населения
нашей страны. Взаимозависимость общественного
развития и системы образования привела к
необходимости внедрения модернизации
образовательного процесса. Довольно остро
встали следующие проблемы:
— создания равных условий при сдаче
учащимися выпускных экзаменов в школе и при
поступлении абитуриентов в вузы,
— улучшения качества образования за счет
более объективного контроля и более высокой
мотивации выпускников на успешное его
прохождение и др.
В результате появилась такая форма проверки
знаний, как ЕГЭ, у которой есть противники и
сторонники. Очевидно лишь то, что российскому
образованию нужно развиваться, а ЕГЭ — один из
вариантов такого развития. Этот вариант не лишен
недостатков, более того, чем более детальный его
анализ проводится, тем больше недостатков
всплывает. Однако у этой формы оценки знаний есть
и достоинства: многие школьники из отдаленных
районов нашей страны получили возможность
поступить в престижные вузы, стала сокращаться
нагрузка на выпускников (экзамен засчитывается и
как выпускной школьный, и как вступительный),
возросла объективность оценки, так как основную
часть заданий проверяет компьютер и т.д.
Много негативного говорится о самих заданиях
ЕГЭ, однако такой подготовительной работы, как
при создании вариантов ЕГЭ, не ведется ни при
какой другой форме оценки качества обучения.
Именно ЕГЭ показал и еще больше подтвердил
необходимость пересмотра содержания школьного
образования. Российские школы стараются дать
учащимся как можно больший объем информации,
необходимой для запоминания, в то время как в
большинстве экономически развитых стран мира
уже пришли к пониманию того, что «научить всех и
всему невозможно». Сегодня все чаще резкой
критике подвергаются школьные учебники, стало
вопиющим несоответствие программ школьных
дисциплин и программ вступительных экзаменов в
вузы.
Неприятие ЕГЭ зачастую порождается просто
неумением и незнанием того, как правильно к нему
подготовиться. А начинать надо с того, чтобы
учить наших школьников решать тесты.
Следующий вопрос: когда начинать учить детей
решать тесты? И на него просто ответить: с
начальной школы. Конечно, к вопросам,
предлагаемым младшим школьникам, предъявляются
совершенно иные требования, но чем раньше
ребенок познакомится с такой формой оценки
знаний, тем легче она будет ему даваться в
будущем.
Проверить свои способности в решении тестов
школьники могут в 9-м классе при сдаче итоговых
экзаменов. В этом нет особой сложности, но и не
надо настаивать на повсеместном и обязательном
введении такой формы.
Новая модель итоговой аттестации
девятиклассников называется «Малый ЕГЭ». Она
напоминает «Большой ЕГЭ» — школьники сдают
экзамен в виде тестов и заданий, за которые
начисляются баллы. Экзамен проводится в
городских пунктах приема экзамена.
При переходе старшей школы к профильному
обучению введение малого ЕГЭ может быть очень
полезно. В будущем планируется, что по
результатам малого ЕГЭ ребят будут отбирать в
профильные классы: если учащийся получил высокий
балл, то он сможет поступать в десятые профильные
классы без вступительных испытаний. Сейчас любой
выпускник 9-го класса, имеющий желание и
определенный багаж знаний, может продолжить
обучение в школе.
В настоящее время в ряде регионов России уже
проводится эксперимент по проведению
государственной (итоговой) аттестации учащихся
9-х классов общеобразовательных учреждений по
новой форме организации итогового контроля.
Издательством «Экзамен» в этом году
планируется выпуск ряда пособий в помощь учителю
и учащимся, готовящимся к сдаче итоговой
аттестации по географии за 9-й класс в новой,
тестовой форме. Одно из таких пособий «ЕГЭ.
Варианты типовых тестовых заданий по географии. 9
класс» авторов О.В. Чичериной и Ю.А. Моргуновой.
Оно содержит 10 вариантов экспериментальной
экзаменационной работы, каждый из которых
включает 32 задания различного уровня сложности.
Ко всем вопросам и заданиям даны ответы. Данные
варианты составлены в соответствии со
спецификацией, разработанной авторским
коллективом в составе В.В. Барабанова,
С.Е. Дюковой, Э.М. Амбарцумовой.
В заданиях каждого из вариантов проверяется
знание всех разделов обязательного минимума
содержания основного школьного географического
образования.
Экзаменационные варианты состоят из трех
частей (А, В, С), отличающихся типами и уровнем
сложности заданий.
На выполнение экзаменационной работы
отводится 90 минут, причем учащимся разрешается
пользоваться комплектом школьных
географических атласов по курсу географии
России (8—9-й классы) любого издательства,
линейками и транспортирами. Выполнив вариант и
сравнив результаты работы с эталонами ответов,
учащиеся смогут оценить первоначальный уровень
своей подготовки, выявить возможные пробелы в
своих знаниях, составить реальное представление
о том, насколько сложные задания им предстоит
выполнить в каждой из частей работы. Все это
поможет учащимся как самостоятельно, так и с
помощью учителя провести качественную
подготовку к сдаче экзамена по географии, причем
не обязательно в тестовой форме.
Ю.А. МОРГУНОВА,
канд. экон. наук, доцент кафедры
экономической географии
и социальной экологии МГПУ
|