Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2006

Контроль знаний


ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ:
«ЗА» И «ПРОТИВ»

Отечественная система образования в основном сложилась в 30—50-е годы ХХ в., поэтому на начало XXI в. не могла в полной мере удовлетворять потребностям современного хозяйства и населения нашей страны. Взаимозависимость общественного развития и системы образования привела к необходимости внедрения модернизации образовательного процесса. Довольно остро встали следующие проблемы:

— создания равных условий при сдаче учащимися выпускных экзаменов в школе и при поступлении абитуриентов в вузы,

— улучшения качества образования за счет более объективного контроля и более высокой мотивации выпускников на успешное его прохождение и др.

В результате появилась такая форма проверки знаний, как ЕГЭ, у которой есть противники и сторонники. Очевидно лишь то, что российскому образованию нужно развиваться, а ЕГЭ — один из вариантов такого развития. Этот вариант не лишен недостатков, более того, чем более детальный его анализ проводится, тем больше недостатков всплывает. Однако у этой формы оценки знаний есть и достоинства: многие школьники из отдаленных районов нашей страны получили возможность поступить в престижные вузы, стала сокращаться нагрузка на выпускников (экзамен засчитывается и как выпускной школьный, и как вступительный), возросла объективность оценки, так как основную часть заданий проверяет компьютер и т.д.

Много негативного говорится о самих заданиях ЕГЭ, однако такой подготовительной работы, как при создании вариантов ЕГЭ, не ведется ни при какой другой форме оценки качества обучения.

Именно ЕГЭ показал и еще больше подтвердил необходимость пересмотра содержания школьного образования. Российские школы стараются дать учащимся как можно больший объем информации, необходимой для запоминания, в то время как в большинстве экономически развитых стран мира уже пришли к пониманию того, что «научить всех и всему невозможно». Сегодня все чаще резкой критике подвергаются школьные учебники, стало вопиющим несоответствие программ школьных дисциплин и программ вступительных экзаменов в вузы.

Неприятие ЕГЭ зачастую порождается просто неумением и незнанием того, как правильно к нему подготовиться. А начинать надо с того, чтобы учить наших школьников решать тесты.

Следующий вопрос: когда начинать учить детей решать тесты? И на него просто ответить: с начальной школы. Конечно, к вопросам, предлагаемым младшим школьникам, предъявляются совершенно иные требования, но чем раньше ребенок познакомится с такой формой оценки знаний, тем легче она будет ему даваться в будущем.

Проверить свои способности в решении тестов школьники могут в 9-м классе при сдаче итоговых экзаменов. В этом нет особой сложности, но и не надо настаивать на повсеместном и обязательном введении такой формы.

Новая модель итоговой аттестации девятиклассников называется «Малый ЕГЭ». Она напоминает «Большой ЕГЭ» — школьники сдают экзамен в виде тестов и заданий, за которые начисляются баллы. Экзамен проводится в городских пунктах приема экзамена.

При переходе старшей школы к профильному обучению введение малого ЕГЭ может быть очень полезно. В будущем планируется, что по результатам малого ЕГЭ ребят будут отбирать в профильные классы: если учащийся получил высокий балл, то он сможет поступать в десятые профильные классы без вступительных испытаний. Сейчас любой выпускник 9-го класса, имеющий желание и определенный багаж знаний, может продолжить обучение в школе.

В настоящее время в ряде регионов России уже проводится эксперимент по проведению государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений по новой форме организации итогового контроля.

Издательством «Экзамен» в этом году планируется выпуск ряда пособий в помощь учителю и учащимся, готовящимся к сдаче итоговой аттестации по географии за 9-й класс в новой, тестовой форме. Одно из таких пособий «ЕГЭ. Варианты типовых тестовых заданий по географии. 9 класс» авторов О.В. Чичериной и Ю.А. Моргуновой. Оно содержит 10 вариантов экспериментальной экзаменационной работы, каждый из которых включает 32 задания различного уровня сложности. Ко всем вопросам и заданиям даны ответы. Данные варианты составлены в соответствии со спецификацией, разработанной авторским коллективом в составе В.В. Барабанова, С.Е. Дюковой, Э.М. Амбарцумовой.

В заданиях каждого из вариантов проверяется знание всех разделов обязательного минимума содержания основного школьного географического образования.

Экзаменационные варианты состоят из трех частей (А, В, С), отличающихся типами и уровнем сложности заданий.

На выполнение экзаменационной работы отводится 90 минут, причем учащимся разрешается пользоваться комплектом школьных географических атласов по курсу географии России (8—9-й классы) любого издательства, линейками и транспортирами. Выполнив вариант и сравнив результаты работы с эталонами ответов, учащиеся смогут оценить первоначальный уровень своей подготовки, выявить возможные пробелы в своих знаниях, составить реальное представление о том, насколько сложные задания им предстоит выполнить в каждой из частей работы. Все это поможет учащимся как самостоятельно, так и с помощью учителя провести качественную подготовку к сдаче экзамена по географии, причем не обязательно в тестовой форме.

Ю.А. МОРГУНОВА,
канд. экон. наук, доцент кафедры
экономической географии
и социальной экологии МГПУ