Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2006

Справочные материалы


Как работать с таблицей
Анкетные данные стран мира»

Начиная с этого номера «География» будет публиковать сводную таблицу основных социально-экономических показателей по странам мира. О желании видеть подобный справочный материал на страницах заявляли многие наши читатели. Конечно, не все известные показатели возможно вместить в газетный формат, чем-то пришлось пожертвовать ради большей читаемости и наглядности. Напоминаем, что «География» уже публиковала демографические данные по странам мира (№ 33/2001), провела ранжирование стран по индексу развития человеческого потенциала (№ 48/2004), обнародовала сведения о политическом устройстве (№ 17/2001), печатала разнообразную отраслевую статистику по величинам добычи, размерам производства, объемам торговли и т.д. Однако не будем рекламировать того, чего нет в нашей базе данных. Лучше систематизируем то, что в ней есть, попутно наметив пути использования этой разнообразной и актуальной информации в учебном процессе.

Страна и Официальное название. Страны перечислены в алфавитном порядке, так легче находить сведения по ним. Кроме того, полное официальное название страны часто свидетельствует о ее политическом устройстве — республиканском или монархическом, федеративном или унитарном.

Площадь территории. Одна из самых важных метрик любой страны. Размеры территории определяют разнообразие страны, ее богатство природными ресурсами, имеют немаловажное стратегическое значение.

Население. В этой колонке приводится оценочная численность населения по данным ЦРУ США на середину 2005 г. О важности этого параметра нет необходимости говорить лишний раз, его роль в характеристике страны очевидна.

Глава государства. Содержимое этой колонки призвано не только утолить досужее любопытство. Разумеется, имена всех правителей чужеземных стран не нужно заучивать наизусть. Но знать, что в Германии главой государства является президент (а не канцлер, как считают очень многие), а в Великобритании — королева, необходимо.

Столица. Это обязательная строчка в «паспорте» любого государства мира. Знать столицы важнейших государств мира, уметь определять по столице страну, а по стране столицу школьники должны.

Крупнейшие города. В этой колонке перечислены крупнейшие города страны в порядке убывания численности их населения по данным на 2005 г. Столичные города из этого списка исключены. Критерий «крупности» города различен для разных стран. Например, для Китая в этой ячейке мы не упомянем даже всех миллионеров, а, скажем, для Македонии здесь «вылезут» пятидесятитысячники.

Официальные языки. То, на каком языке (или языках) говорит народ той или иной страны, свидетельствует о том, какой культуре он родственен, каких писателей и поэтов читает в подлиннике, культуры каких стран может воспринимать легче.

Преобладающие религии. Смысл этого индикатора примерно тот же, что и предыдущего, но гораздо шире. Число родственных по вере народов, как правило, больше, чем родственных по языку.

Валовой внутренний продукт (ВВП). Самая главная и наиболее универсальная характеристика экономической мощи любой страны. Дается по паритету покупательной способности по расчетам ЦРУ США на 2005 г.

ВВП на душу населения. Дает представление о том, сколько именно богатств страны приходится на одного ее жителя. Такие гигантские экономики, как индийская или китайская, при делении на колоссальное население этих стран дают весьма скромные значения среднего благополучия жизни.

Структура ВВП. Показывает распределение выработанного в стране продукта по секторам экономики: аграрному, промышленному, сервисному (сектор услуг). По данному показателю можно определить индустриальные, индустриально-аграрные и постиндустриальные страны мира.

Главные продукты экспорта. Перечень того, на производстве чего специализируется страна.

Денежная единица. Можно по-разному объяснить смысл этого показателя, но наиболее понятным ученикам будет такая мотивация: «Здесь перечислено то, на что нужно менять наши рубли, когда мы собираемся ехать в ту или иную страну».

Важнейшие природные объекты. Колонка, обеспечивающая «смычку» социально-экономической географии с физической. Дойдя до 10-го класса, учащиеся нередко забывают о географической номенклатуре 7-го.

Понятия, выражающие образ страны. Эти ячейки заполняются тем, без чего нельзя представить образ страны. Люди, занятия, системы ценностей, произведения культуры, исторические события и многое другое. Этот список в таблице отнюдь не закрыт. Попробуйте дополнить его вместе с вашими учениками.