ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ,
|
О первой | Здесь располагается штаб-квартира компании, на базе сотрудничества с которой был создан крупнейший в России автозавод |
О второй | Эта страна дала миру Гайдна, Моцарта, Шуберта, Штрауса |
О третьей | Эта страна имеет выход: а) к реке, протекающей по землям народов, говорящих на языках романской, германской, финно-угорской и славянской групп; б) к морю, омывающему берега католических, мусульманских и православных стран |
О четвертой | Здесь — самый южный в мире обширный ареал расселения людей, говорящих на языках финно-угорской группы |
1. Определите соседей, о которых идет речь в таблице, и искомую страну.
2. На какой реке стоит столица этой страны? Где эта река берет начало? Куда и где впадает?
3. Назовите ближайший к искомой стране крупный город ее западного соседа.
Решение:
1. Первый сосед: Италия. Волжский автомобильный завод в г. Тольятти Куйбышевской (Самарской) обл. был создан на основе соглашения с итальянской фирмой ФИАТ.
Второй сосед: Австрия.
Третий сосед: Хорватия. Выход к Дунаю, протекающему через германские (Германия, Австрия), угорские (Венгрия), славянские (Хорватия, Сербия, Болгария, Украина) и романские (Румыния, Молдавия) земли. Выход к Адриатике (католики Италии, Словении и Хорватии, мусульмане Боснии и Герцеговины и Албании, православные Черногории и Боснии и Герцеговины).
Комментарий. Следует акцентировать внимание учеников на особенностях географического положения Хорватии. Это одна из двух дунайских стран, открывающая непосредственную (не связанную с пересечением государственных границ) дорогу с Дуная к Средиземному морю.
Аналогичным качеством обладает еще только союзное государство Сербии и Черногории, но о нем все чаще, увы, говорят уже как о сообществе двух разных стран.
В любом случае ответ «Сербия и Черногория» для третьего соседа не подойдет, так он войдет в клинч с информацией об остальных соседях, и задача не получит решения.
Четвертый сосед: Венгрия, или Угорщина по-украински.
Искомая страна — Словения.
2. Любляна стоит на небольшой реке Любляница, берущей начало на юге Словении и впадающей в Саву. Знать реку Любляницу, конечно, не обязательно. Но вопрос имеет смысл поставить потому, что очень многие, глядя на карту не всматриваясь, объявляют, что Любляна стоит на Саве. На самом деле от Любляницы до Савы с десяток километров. Такие вопросы учат внимательнее относиться к карте, стараться найти в случае необходимости более крупномасштабные карты.
3. Ближайший к границам Словении, буквально подпихнутый «под» нее, крупный итальянский город — Триест.
Задача 2. Реки веером
Искомый субъект федерации граничит с несколькими другими. О соседствующих субъектах федерации известно следующее:
О первом | Здесь начинается самая полноводная из рек, впадающих в море, на берегах которого находятся две столицы стран с официальными финно-угорскими языками |
О втором | Здесь начинается самая большая из начинающихся в России рек, впадающихв море, к которому имеют выход пять признанных стран, где преобладающее вероисповедание — православие |
О третьем | Здесь начинается река, к берегам которой имеют выход национально-территориальные образования с титульными народами тюркской, финской и монгольской языковых групп |
О четвертом | Река, на которой стоит центр этого субъекта федерации, вытекает из озера, на дно которого, согласно былине, совершил путешествие Садко |
1. Определите соседей и реки, о которых идет речь в таблице, и искомый субъект федерации.
2. С какими другими субъектами федерации или зарубежными странами он граничит?
3. Назовите реку, на которой стоит главный город искомого субъекта федерации. Где она берет начало? Куда и где впадает?
4. Задание повышенной сложности: Сформулируйте признак, отличающий искомый субъект федерации от всех других, не называя при этом никаких географических названий (кроме само собой разумеющегося «Россия» и названий частей света).
Решение:
1. Первый сосед: Ленинградская обл., Нева (Балтика: Хельсинки и Таллин).
Второй сосед: Смоленская обл., Днепр (Черное море: Болгария, Румыния, Украина, Россия, Грузия).
Третий сосед: Тверская обл., Волга (тюркская группа: Чувашия и Татария; финская: Марий Эл; монгольская: Калмыкия)
Четвертый сосед: Новгородская обл., Волхов (оз. Ильмень).
Искомая территория — Псковская обл.
2. Граничит с Эстонией, Латвией и Белоруссией (Витебская обл.).
3. Псков стоит на реке Великая. Она берет начало на юге Псковской обл. (Бежаницкая возвышенность) и впадает в Псковское озеро.
4. Примеры формулировок индивидуализирующего признака для Псковской обл.:
«Субъект федерации, граничащий с зарубежными государствами, в одном из которых официальный язык (или языки) относится к славянской группе, а в другом — к финской» (результат аналитической деятельности);
«Здесь совершил свой подвиг Александр Матросов»;
«Здесь в ссылке находился А.С. Пушкин, и здесь поэт похоронен»;
«Здесь состоялось отречение Николая II от престола» (результат информированности или умения найти информацию).
Задача 3. Реки веером-2
Искомый субъект федерации граничит с несколькими другими. О соседствующих субъектах федерации известно следующее:
О первом | Здесь от слияния двух рек начинается самая большая из рек, исследованных экспедицией В.Д. Пояркова |
О втором | Здесь начинается самая длинная из рек, полностью протекающих в пределахРоссии |
О третьем | Здесь от слияния двух рек-истоков начинается самая полноводная рекаРоссии, на которой сооружена самая мощная в стране ГЭС |
1. Определите соседей и реки, о которых идет речь в таблице, и искомый субъект федерации.
2. С какими другими субъектами федерации или зарубежными странами он граничит?
3. Назовите реку, на которой стоит главный город искомого субъекта федерации. Где она берет начало? Куда и где впадает?
4. Задание повышенной сложности: Сформулируйте признак, отличающий искомый субъект федерации от всех других, не называя при этом никаких географических названий (кроме само собой разумеющегося «Россия» и названий частей света).
Решение:
1. Первый сосед: Читинская обл., Амур.
Второй сосед: Иркутская обл., Лена
Третий сосед: Тува, Енисей (Саяно-Шушенская ГЭС).
Искомая территория — Бурятия.
2. Граничит также с Монголией.
3. Улан-Удэ стоит на р. Селенга. Она берет начало на севере Монголии и впадает в Байкал.
4. Пример индивидуализирующего признака для Бурятии:
«Это самый большой по численности населения и территории субъект РФ, титульный народ которого относится к монгольской языковой группе».
Задача 4. Между пришлыми именами
О некоторых из морей, омывающих берега этого субъекта федерации, известно следующее:
О первом | Названо в честь уроженца страны, которой в настоящее время принадлежит самый большой в мире остров |
О втором | Его название совпадает с названием одного из экономических районовРоссии, хотя оно и не омывает берегов этого района |
Решение:
Искомый субъект федерации — Чукотский а. о.
Моря: Берингово (названо в честь Витуса Беринга, уроженца Дании, владеющей Гренландией) и Восточно-Сибирское (омывает не Восточную Сибирь, но Дальний Восток).
Чукотский автономный округ имеет выход также к Чукотскому морю, граничит с Якутией, Магаданской обл., Корякским а. о. и одновременно с Камчатской обл. (Корякский округ входит в состав этой области; после завершения процесса объединения этих двух субъектов федерации верным будет ответ — с Камчатским краем.)
Задача 5. Среди первейших
Искомый субъект федерации граничит с несколькими другими. О соседствующих субъектах федерации известно следующее:
О первом | Здесь находится старейший русский город к востоку от Урала |
О втором | Здесь находится крупнейший город Азиатской России |
О третьем | В административном центре этого города находится старейший в Азиатской России университет |
1. Определите соседей, о которых идет речь в таблице, и искомый субъект федерации.
2. С какими другими субъектами федерации или зарубежными странами он граничит?
3. Назовите главную реку искомого субъекта федерации. Где она берет начало? Куда и где впадает?
4. Вопрос для жителей этого региона: С какими крупными единицами административно-территориального деления зарубежных государств граничит искомый субъект федерации?
5. Задание повышенной сложности: Сформулируйте признак, отличающий искомый субъект федерации от всех других, не называя при этом никаких географических названий (кроме само собой разумеющегося «Россия» и названий частей света).
Решение:
1. Первый сосед: Тюменская обл. (Тюмень — первый по времени основания город за Уралом; был поставлен через несколько лет после похода Ермака).
Второй сосед: Новосибирская обл. (Новосибирск — третий по численности населения город России, следовательно, за вычетом европейских Москвы и Петербурга, первый. А значит, автоматически первый в Азиатской части).
Третий сосед: Томская обл. (Томский университет основан в 1880 г. и длительное время был единственным в Сибири).
Комментарий. Если первого и второго соседа учащиеся должны уметь определить в рамках рутинной школьной информации по географии России, то о времени основания Томского университета они, разумеется, могут не знать (и, с вероятностью 99%, не знают). Это, однако, не беда. Ведь для решения задачи достаточно лишь определить первых двух соседей. Лишь Омская обл. (искомый субъект федерации) граничит и с Тюменской, и с Новосибирской. Информация о Томске, которая оказывается избыточной для решения, играет обучающую, информирующую роль. Согласитесь, и для общекультурного, и для научного развития нелишне знать важнейшие вехи территориального хода развития образования в России, географию наиболее заслуженных университетских центров.
2. Граничит также с Казахстаном.
3. Иртыш начинает свое течение в горах Монгольского Алтая на северо-западе Китая (близ границы с Монголией), затем течет по территории Казахстана. Впадает в Обь у Ханты-Мансийска на территории ХМАО.
4. С Омской областью соседствуют Павлодарская и Северо-Казахстанская области Казахстана.
5. Примеры индивидуализирующего признака для Омской области:
«Здесь в Россию входит самый длинный из водотоков, хотя бы частично протекающих по ее территории» (напомним ученикам, что Иртыш длиннее, чем часть Оби выше их слияния, и именно водоток «исток Черного Иртыша — слияние Иртыша и Оби — устье Оби» является самым длинным из тех, что затрагивают нашу территорию);
«На западе этого субъекта федерации выходит за пределы России историческая трасса самой длинной из российских железнодорожных магистралей».
Примеры более простых по формулировкам признаков (они основаны не на умениях оперировать картой, а только на информированности или умении выудить информацию из справочников):
«Здесь родился художник М.А. Врубель»;
«В Гражданскую войну центр этого современного субъекта РФ служил ставкой Колчака».
Задача 6. Среди первейших-2
Искомый субъект федерации граничит с несколькими другими. О соседях известно:
О первом | Этот субъект федерации, взятый полностью, лидирует в России и по добыче нефти, и по добыче газа |
О втором | Здесь находится третий по численности населения город России |
О третьем | Здесь река, занимающая среди рек России первое место по площади водосборного бассейна, принимает свой правый приток, на берегах которого стоит город с двумя комбинатами черной металлургии полного цикла |
1. Определите соседей, о которых идет речь в таблице, и искомый субъект федерации.
Решение:
Первый сосед: Тюменская обл. (Тюменская область как субъект федерации включает в себя Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, из которых первый — абсолютный лидер по добыче нефти, второй — газа.)
Второй сосед: Новосибирская обл. (Новосибирск — третий по численности населения город России.)
Третий сосед: Томская обл. (На территории Томской обл. река Томь впадает в Обь. Обь — самая большая по площади бассейна. В верховьях Томи стоит Новокузнецк, единственный город России, в котором находятся сразу два металлургических комбината — Западно-Сибирский и Кузнецкий. Школьникам не обязательно знать оба комбината, достаточно сообразить, что в правобережье Оби черная металлургия полного цикла есть лишь в Новокузнецке, следовательно, притоком, о котором идет речь, может быть только Томь.)
Искомая область — Омская.
Задача 7. Калейдоскоп имен
Определите субъект федерации на основании информации о соседствующих с ним других:
О первом | Главный город назывался Молотов |
О втором | Главный город назывался Устинов |
О третьем | Второй по размеру город назывался Брежнев |
О четвертом | Главный город назывался Чкалов |
О пятом | Главный город здесь называют то по второму имени латышки или литовки, родившейся на территории нынешней Латвии, то по фамилии еврея, родившегося в Нижнем Новгороде |
О шестом | Большую часть главного города этой области (а иногда и весь город) в годы Великой Отечественной войны называли Танкоград |
Решение:
Башкирия (Республика Башкортостан).
Первый сосед: Пермская обл. (Пермь называлась Молотовом в 1940—1957 гг.).
Второй сосед: Удмуртия (Ижевск назывался Устиновом в 1985—1987 гг.).
Третий сосед: Татария (Набережные Челны назывались Брежневом в 1982—1988 гг.).
Четвертый сосед: Оренбургская обл. (Оренбург назывался Чкаловом в 1937—1958 гг.).
Пятый сосед: Свердловская обл. (Екатеринбург назывался Свердловском в 1924—1991 гг. Первое имя дано в честь императрицы Екатерины I, жены Петра I, урожденной Марты Скавронской, из семьи лифляндского крестьянина. Второе — в честь Якова Михайловича Свердлова, видного деятеля революционного движения, который, в частности, вел в Екатеринбурге работу по подготовке возможного переезда туда советского правительства в случае приближения к Москве кайзеровских войск.)
Шестой сосед: Челябинская обл. (В годы войны на базе Челябинского тракторного завода и эвакуированных Харьковского тракторного и Кировского (Ленинград) заводов было налажено массовое производство танков. Тракторозаводский район тогда именовали Танкоградом; иногда это имя распространяли и на весь Челябинск.)
Задача 8. Соседям о соседях
Рекомендуется для поискового домашнего задания
Географ, живущий в центре некоторого субъекта федерации, совершал поездку по соседним областям. Он и поведал об этом в купе поезда пассажирам, которые поинтересовались, из каких мест их сосед. А где он всё-таки живет, географ не сказал. Он лишь выложил на стол несколько фотографий мест, которые он посетил в ходе поездки (а на одну из территорий у него был даже космический снимок).
Такой была подборка фотографий по первому соседнему субъекту федерации:
Попутчики оказались людьми образованными и через минуту по соседям уже вычислили, из какого субъекта федерации их спутник. Видеообразы дали им достаточную информацию, чтобы определить, что географ не костромич, и не ростовчанин, и не читинец.
А кто?
Определите также соседей и по возможности расшифруйте, что изображено на фотографиях.
Решение:
Курянин.
Первый сосед (северо-западный): Брянская обл.
Знак «Брянск — город партизанской славы» при въезде в город.
Вывеска при въезде в музей-усадьбу Ф.И. Тютчева в селе Овстуг.
Памятник Ф.И. Тютчеву там же.
В цеху Дятьковского хрустального завода.
Второй сосед (южный): Белгородская обл.
Монумент на Прохоровском поле, где в ходе операции на Курской дуге состоялось крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны.
Город Старый Оскол: памятник «Первая руда, добытая 5 ноября 1968 года в Стойленском карьере».
Космический снимок самой лакомой части Курской магнитной аномалии: Стойленский и Лебединский горнообогатительные комбинаты в районе города Губкин (отчетливо видны огромные карьеры и отстойники ГОКов).
Третий (западный): Сумская обл. Украины.
Нефтяная качалка в районе Ахтырки. (Украина добывает нефть, пусть и немного. Вглядываемся в экономические карты атласов.)
Анастасьевская церковь в Глухове. (школьник это вряд ли приметит, но наметанный глаз сразу различит характерные для украинской /малороссийской/ архитектуры формы. Понемногу приучаем.)
Памятник Ярославне в Путивле. Пусть школьники перечитают строки из «Слова о полку Игореве». Это хороший прием возвращения в культуру через географию:
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу...»
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру...
(Перевод Н. Заболоцкого)
Четвертый (восточный): Липецкая обл.
Задонский Богородицкий монастырь, прославленный тем, что там жил святитель Тихон Задонский.
Панорама Новолипецкого металлургического комбината. (Разумеется, ни один учащийся и даже взрослый человек не сможет с уверенностью сказать, что это именно НЛМК. Но определить по силуэту, что это очень крупное и довольно старое предприятие черной металлургии, можно. А так как металлургические комбинаты у нас пересчитываются по пальцам, это сразу сужает круг поиска решения.)
Пятый (юго-восточный): Воронежская обл.
Дивногорье — Природный историко-археологический музей-заповедник «Дивногорье» и Дивногорский монастырь (Лискинский район). Музей под открытым небом включает пойменную часть рек Тихая Сосна и Дон, крутые склоны коренного правого берега этих рек, степные участки с меловыми отложениями. Здесь расположены памятники истории архитектуры республиканского значения — пещерные меловые церкви середины XVII в., археологический памятник республиканского значения — Маяцкое городище IX—X вв., памятники природы — меловые столбы-останцы Дивы.
Памятник Петру в Воронеже. Петр строил здесь флот для Азовского похода (корабли сплавлялись вниз по Воронежу—Дону к Азовскому морю) и много времени провел в городе. По его указу здесь были созданы верфь и адмиралтейство.
Герб Воронежа (оформление спуска к Адмиралтейской площади).
Адмиралтейская площадь в Воронеже; стела в форме мачты с основанием в виде корабельного носа.
Шестой (северный): Орловская обл.
Спасское-Лутовиново (музей-усадьба И.С. Тургенева) в Мценском районе.
Памятник Н.С. Лескову в Орле (Орловщина — родина писателей первой величины).
Методический комментарий. Фотографии даны с избыточностью. Вообще говоря, взрослому человеку, имеющему некоторый личный опыт знакомства с Родиной (в ходе ли поездок, в результате ли чтения или просмотра телепередач), может хватить и меньшего объема визуальной информации для решения задачи.
В учебной же (и обучающей!) задаче для школьников информации должно быть больше, чем необходимо для решения: что-то ребенок знает, что-то узнаёт по ходу решения.
Что же касается визуальных образов, достопримечательностей, «маркирующих» территории разных районов страны, делающих их узнаваемыми и неповторимыми, они обязательно должны присутствовать в ходе обучения географии. Конечно, не все районы России обладают такими безошибочно опознаваемыми образами, как Спасская башня или Медный всадник. Поэтому в задаче и выложен большой набор «картинок»: они должны помочь школьнику поначалу сориентироваться в региональном контексте. Это не Кавказ, и не Крайний Север, и не Урал — это, как можно заключить из рассмотрения визуального ряда, сравнительно давно освоенные русские земли, но лежащие либо у важных этнокультурных рубежей, либо у порогов земель более позднего освоения. А дальше — постепенная сортировка и географическое упорядочение образов. С помощью учителя, с помощью дополнительной литературы, Интернета, видеофильмов. Путь к познанию Родины. К воспитанию не абстрактной, декларативной любви к России, а любви к России, данной нам в конкретных видимых (и прекрасных) проявлениях.