Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2006

Профильное обучение


Средства предпрофильной подготовки
для курса по выбору
«Природные ресурсы России
и их роль в экономике страны»

Е.А. ГРУНЕНКО
учитель географии средней школы № 17
г. Полысаево
Кемеровская область

Наша школа является городской площадкой по профильному обучению, мы одни из первых взялись за предпрофильную подготовку, на год раньше, чем другие учителя города. Дело было совсем новым, никем не испытанным, поэтому начинали мы, как ёжики в тумане, на ходу набивая шишки и исправляя свои неизбежные ошибки.
В гороно нам в помощь дали ксерокопии некоторых разработок элективных курсов по разным предметам с тем, чтобы от них оттолкнуться и начать работать, а может быть, и разработать свои курсы. Автор одной из таких разработок — Алина Сергеевна Ермошкина (Институт общего среднего образования Российской академии образования). По ее программе «Россия — особая страна» в нашей школе начато преподавание курса по выбору «Природные ресурсы России и их роль в экономике страны».

Курс по выбору «Природные ресурсы России и их роль в экономике страны» (9 занятий) — предметно ориентированный, то есть является пропедевтическим по отношению к социально-экономическому и биолого-географическому профилям.

Цель курса — помочь учащимся в осознанном выборе профиля.

Основные задачи курса:

— дать учащимся возможность реализовать свой интерес к предмету;

— определить готовность и способность ученика к освоению географии на повышенном уровне.

Наиболее широко применяемый метод — эвристическая беседа. Например, при изложении материала о социальных проблемах труда (занятие 4) учащихся целесообразно познакомить с общественным и территориальным разделением труда, формами разделения труда на предприятии, содержанием и характером трудовых функций. Используется материал специальной, периодической, в том числе местной печати.

К объяснительно-иллюстративным методам обучения относится лекция: предусматривается небольшая лекция по теме «Современный рынок труда и его требования к профессионалу» (занятие 4). На лекции применяются изобразительные средства наглядности: таблицы, схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, фрагменты из видеофильмов.

Важная форма наглядного ознакомления с миром труда — экскурсия на предприятие. На занятии 5 проводится экскурсия на ОАО «Шахта Полысаевская». Учащиеся пробуют поработать на станках, участвуют в процессе ремонта оборудования, узнают назначение механизмов и приспособлений. Экскурсия помогает девятиклассникам в выборе профессии.

Каждая тема программы курса предусматривает практическую деятельность школьников. Это может быть работа со справочной литературой, контурными картами и картосхемами, экологический практикум, мини-проекты. Такие виды деятельности формируют у школьников потребность самостоятельно добывать знания, развивают умения работать с информацией, объективно оценивать профессиональные требования и свои возможности. Так, на экологическом практикуме (занятие 2) ребята учатся определять состояние окружающей их экосистемы, проводя геоботаническое обследование ближайшего парка. При этом формируются навыки работы с планшетом, визирной линейкой, чертежными принадлежностями, компасом, усваиваются ключевые понятия и термины: экосистема, биогеоценоз, рекреация, рекреационное воздействие.

При решении проблемных вопросов у школьников формируется умение видеть проблему в целом (для страны, отрасли, города) и переносить имеющиеся знания в новую ситуацию. Например, содержание темы «Чем богата природа России» (занятие 2) позволяет поставить перед учащимися проблему: «Возможно ли пронаблюдать и предсказать изменения природных сообществ?». Учащиеся под руководством учителя выясняют, какие изменения природы можно увидеть на протяжении жизни человека. Эти изменения (в науке их называют сукцессии) можно наблюдать лично в течение ряда лет (например, на дачном участке), а можно провести опрос людей, какой была исследуемая местность несколько десятков лет назад. Учащиеся делают вывод, что часто изменения ландшафтов вызываются самими людьми, их экологически неграмотными действиями. Подобные исследования дают базу для прогноза состояния окружающей среды.

Метод учебного диспута стимулирует активный познавательный поиск. Например, на занятии по теме «Человеческий капитал — главный ресурс современной экономики» в процессе диспута может быть обсуждён вопрос: «Каков он, современный профессионал?». Важный метод — профессиональные пробы. Так, на экологическом практикуме учащиеся производят геометрическое нивелирование, знакомятся с устройством нивелира, узнают принципы работы геодезиста, получают творческое домашнее задание — спроектировать территорию школьной площадки (мини-проект).

Проведение курсов по выбору сопровождается диагностикой (тесты и др.).

Результаты прохождения школьником курса по выбору формализуются в виде резюмирующего документа — «портфолио работ», куда записываются темы выполненного мини-проекта, практической работы, реферата и т.д. Далее ученику предлагаются рекомендации: продолжить работу над проектом, оформить доклад для устного сообщения, статью в школьной газете и др.

Курсы по выбору помогают ученику 9-го класса самоопределиться в отношении профилирующего направления, оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. В конечном итоге предпрофильное обучение помогает формированию самостоятельной, полагающейся на себя личности.

Учебно-тематическое планирование курса
«Природные ресурсы России и их роль в экономике страны»
(на основе программы А.С. Ермошкиной)

№ темы и число часов Тема
занятия
Содержательные
линии
Формы
работы
1
(1 час)
Россия — холодная страна? Географическое положение России. Kлиматические условия страны Эвристическая беседа, лекция, практическая работа с контурной картой
2
(1 час)
Чем богата природа России? Природные ресурсы Беседа, экологический практикум, профессиональные пробы, мини-проект
3
(1 час)
Kак освоена территория России? Плотность населения России. Уровень экономического развития страны Работа с дополнительной литературой, практическая работа с картосхемами, тестирование
4
(1 час)
Человеческий капитал — главный ресурс современной экономики Понятие человеческого капитала. Экономически активное население в России Лекция, дискуссия, работа с дополнительной литературой
5
(2 часа)
Предприятие — основное звено экономики Понятие производства. Материальные и нематериальные блага. Экскурсия на предприятие Беседа, экскурсия на предприятие, профессиональные пробы, анкетирование
6
(2 часа)
Разработка и защита проекта малого предприятия своей местности Анализ социально-экономической ситуации в своей местности. Разработка проекта предприятия Практическая работа над мини-проектами
7
(1 час)
Итоговое занятие: Россия в современном мире Внешние экономические связи России Kруглый стол, тестирование