Наша БолгарияРазбор заданий пятого тура В пятом туре конкурсантам не нужно было заполнять разворот (или развороты) гипотетического учебника текстом, вопросами, графическими объектами. Перед ними стояла узкая задача — представить на суд жюри учебную картосхему Болгарии. Эта страна была во многом выбрана из-за того, что на ее примере рельефно (кстати, во многом из-за особенностей именно рельефа) показываются территориальные различия и элементы природы, эти различия создающие, — барьеры и каналы проницаемости. При разработке страны-объекта для пятого тура учитывались еще два довода за Болгарию. Во-первых, хорошая изученность этой страны: по Болгарии можно найти много материала, правда, это больше касается прежней социалистической эпохи, но ведь пространственная конструкция территории за последние десятилетия не должна была сильно измениться. Во-вторых, имеет значение компактность территории Болгарии, ее очертания отлично вписываются в формат альбомного листа. Напомним, что нашим участникам необходимо было сделать 3 элемента конкурсной работы: — учебную картосхему Болгарии; — вопросы и задания к картосхеме (рекомендуемое число — 6); — ответы и разбор заданий с методическими комментариями. Сразу отметим, что в адрес конкурса не поступило ни одной картосхемы, достойной публикации. Если наши читатели помнят, в формулировке задания тура (№ 21/2005) перечислялись 7 необходимых черт идеальной картосхемы по стране. Понятно, что сразу всеми этими качествами ни одна реальная картосхема обладать не может. Но, к глубокому сожалению, ни в одной из схем не была полностью реализована ни одна из семи желательных идей. Все присланные схемы уж очень сильно напоминали графическое оформление существующих учебников, попыток понять суть конструкции территории Болгарии (как это было сделано в рамках последней лекции курса С.В. Рогачева «Уроки понимания карты» в № 24/2005, с. 38) не предпринималось. Участники конкурса по-разному подошли к вопросу отбора основного содержания картосхемы. Большинство из них выполнили обзорные схематические карты Болгарии, где внутри контура страны с большей или меньшей подробностью были нанесены те или иные объекты природы, хозяйства или культуры. Методическая ценность подобных графических произведений не очень высока, ведь они не объясняют почему тот или иной географический объект Болгарии располагается именно в данном месте, а представляют собой лишь более или менее генерализованную учебную карту из атласа или схему из туристического проспекта. Гораздо меньшее число конкурсантов (А.Л.Миллер, Н.В.Малашева, И.Н.Панкратов, А.Н.Крамарев, А.В.Афиногенова) отобразили на своих картосхемах внутреннюю структуру Болгарии: экономические районы, их специализацию, соединяющие части страны транспортные пути и разделительные природные барьеры. Этот путь более продуктивный, ведь он позволяет построить такой картографический продукт, который помогает учащимся выявить различия отдельных территорий и стимулирует объяснение этих различий. Однако ни на одной из работ этой группы творческая идея не смогла достичь больших высот и остановилась на этапе обычной карты экономических районов или промышленных узлов. К двум последним элементам конкурсной работы (вопросам и заданиям к картосхеме и ответам на них) также можно предъявить большое число нареканий. Во-первых, очень часто наши участники спрашивают совсем не ту информацию, что они нанесли на картосхему. Как можно рассказать о достопримечательностях Болгарии, о традициях этой страны, о сложной и противоречивой истории болгарского народа, опираясь только на материал, приведенный в картосхеме. Спору нет, знание это нужное и полезное, оно входит в обязательный багаж любого культурного и эрудированного человека, но в условиях пятого тура конкурса специально оговаривалось, что вопросы должны быть именно к картосхеме, а не по стране вообще. Во-вторых, многие вопросы слишком упрощены, «одноклеточны», «однобитны». «Где расположена в Болгарии зона приморского туризма?» Догадайтесь с трех раз, если страна выходит к Черному морю. «По какой реке Болгария граничит с Румынией?», «Почему на юге Болгарии теплее, а на севере холоднее?» Стоит ли для стимулирования ответа на такие бесхитростные вопросы мучаясь вычерчивать картосхему? В-третьих, почти никто не попытался использовать небольшую подсказку организаторов конкурса и разделить вопросы, направив три из них на постижение собственно Болгарии, два — на развитие общегеографических или общеметодологических навыков, умений, мировоззрения, а один предложить такой, чтобы он обладал воспитательным звучанием. Лишь четко определив цель и методическую значимость вопроса, можно предложить грамотную и корректную его формулировку. Тем не менее, несмотря на отмеченные трудности, жюри конкурса отобрало несколько наиболее понравившихся вопросов к присланным картосхемам. Вопрос: Как осуществляется пространственная связь Софии с Дунаем? Какая природная конфигурация этому способствует? Ответ: Связь осуществляется через Искырское ущелье, по которому проходят железная дорога и шоссе. Река Искыр прорезает Балканские горы и образует пространственную конфигурацию, называемую С.В. Рогачевым диафрагмой. По Искырскому ущелью самый короткий путь из Софии к Дунаю. И положение Софии у этой диафрагмы отнюдь не случайно. А.Н. Крамарев Вопрос: Оцените экономико-географическое положение Болгарии. Как на хозяйственное развитие страны повлиял распад СССР и социалистической системы? Какое значение для Болгарии имеет вступление в НАТО? Ответ: Экономико-географическое положение Болгарии определяется двумя главными чертами: а) Соседским положением — Болгария граничит с Румынией, Сербией и Черногорией, Македонией, Грецией, Турцией. Отношения с этими странами вполне добрососедские, однако есть некоторая напряженность на границе с Сербией, причинами которой являются межнациональные конфликты в странах бывшей Югославии и бывшие болгарские территории, полученные Сербией (Югославией) в результате Первой мировой войны. В начале 90-х годов Болгария стала граничить с новыми странами — Македонией и «малой» Югославией (Сербия и Черногория), образовавшимися после распада СФРЮ. б) Приморским положением — выход в пусть окраинное, но соединенное с Мировым океаном Черное море способствует оживлению транспортных связей. ЭГП Болгарии сравнительно выгодное, так как страна занимает стратегическое положение близ границы Европы и Азии (Черноморские проливы), имеет выход к морю и благоприятные условия для развития сельского хозяйства. До 1990 г. Болгария была социалистической страной, что наложило отпечаток на развитие народного хозяйства, так как массовые поставки оборудования и сырья в Болгарию осуществляли СССР и другие страны СЭВ. С распадом социалистической системы хозяйство Болгарии переживает спад, так как прежние экономические связи оказались нарушенными. В настоящее время усиливается прозападная ориентация Болгарии, и вступление страны в НАТО даст болгарской экономике значительные инвестиции и увеличит экспорт товаров. Ж.В. Казьмина Вопрос: Посмотрите на картосхему и объясните разницу в размещении предприятий медной и свинцово-цинковой промышленности. Почему медные заводы находятся рядом с месторождениями медных руд, а свинцово-цинковые заводы могут быть удалены от мест добычи руды? Ответ: По причине относительно низкого содержания полезных компонентов в руде предприятия медной промышленности сконцентрированы в районах, располагающих рудным сырьем. Руды свинца и цинка обладают более высокой концентрацией полезных компонентов, поэтому их передел часто осуществляется вдали от мест добычи и обогащения. И.Н. Панкратов Вопрос: Сегодня Болгария переориентирует свои хозяйственные связи с Востока на Запад, подала заявку о вступлении в ЕС. Посчитайте, сколько магистралей пересекает западную границу страны. Подумайте, является ли это препятствием к интегрированию? Ответ: Западную границу Болгарии пересекает лишь одна крупная магистраль, но препятствием для интеграции такое, на первый взгляд невыгодное, транспортное положение не является. Во-первых, магистраль, показанная на картосхеме, трансевропейская (Лондон—Стамбул) и является полимагистралью. Во-вторых, Дунай тоже является транспортным коридором, а его направление, если смотреть в целом, широтное; кроме того, с начала 90-х годов действует единая глубоководная система Рейн—Майн—Дунай. В-третьих, горы сегодня перестали быть существенным препятствием для строительства путей сообщения, не исключено, что в ближайшем будущем на запад от Болгарии устремятся новые транспортные пути. Комментарий автора: Вопрос позволяет сделать вывод о выгодности ЭГП, в частности по отношению к странам Азии. Но самое существенное, разбор вопроса показывает, что транспортные пути — не самое главное в деле интеграции. Болгария пока не выпускает продукцию, которая может успешно конкурировать на европейском рынке, и это основная причина задержки ее вхождения в единую Европу. А.Л. Миллер Вопрос: Какие особенности ЭГП расширяют возможности внешних экономических связей Болгарии? Ответ: Учащиеся указывают на положение Болгарии как придунайское, причерноморское и прибалканское. Болгария лежит на маршрутах транзита из центральноевропейских государств в страны Ближнего и Среднего Востока, ее можно назвать «европейским мостом в Азию». Комментарий автора: Это задание предназначено для развития географического мышления. В «Методике преподавания экономической географии» Н.Н. Баранский писал о «мышлении, привязанном к территории», и говорил об ЭГП как о положении объекта по отношению к данностям, лежащим вне него. Вопрос: На карте Челябинской области есть «тезки» болгарских топонимов — населенные пункты Балканы, Варна, Кулевчи, Шипкино. Как они попали на Южный Урал? Ответ: В 1843 г. при оренбургском генерал-губернаторе В.А. Обручеве вышло положение, которое предписывало всем новым казачьим поселениям присваивать названия в память событий из военной истории страны, в которых оренбургское казачество принимало активное участие. Так на карте Южного Урала появился своеобразный мемориал воинской славы. Некоторые из этих названий родственны болгарским: Балканы — поселок в Нагайбакском районе. Основан в 1842 г. как военное поселение. Название дано в память русско-турецкой войны 1828—1829 гг., театр действий которой располагался на Балканах (территория современной Болгарии). Варна — районный центр Челябинской обл. Основан в 1843 г. как военное поселение. Названо в память о взятии русскими войсками турецкой крепости Варна (ныне крупный болгарский город) во время кампании 1828—1829 гг. Кулевчи — село основано в 1840—1842 гг. как военное поселение Оренбургского казачьего войска. Название дано по болгарскому селению, близ которого русская армия 11 июня 1829 г. нанесла поражение туркам. Шипкино (Шипка) — деревня в Октябрьском районе Челябинской обл. Название дано поселившимися здесь русскими военными ветеранами в память героической обороны Шипкинского перевала во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Н.В. Малашева Комментарий редакции: Конечно, этот вопрос сработает лишь в Челябинской обл., где школьники изучают соответствующий региональный компонент. Однако аналогичное задание можно дать и в других местностях, например в Санкт-Петербурге, где имеются улицы Софийская, Малая Балканская, Пловдивская. Их названия тоже можно попытаться объяснить аналогичным образом. Желаем удачи в последующих турах конкурса «Страноведческий учебник». Напоминаем, что каждый, чей конкурсный рейтинг превысит 9 баллов, получит диплом лауреата. Жирным шрифтом в таблице выделены фамилии участников конкурса, выполнивших победный норматив и получивших дипломы. Рейтинги участников по завершении V тура («Болгария»)
|