Этот тур конкурса необычный. До сих пор участники выступали творцами содержания. Но в любом творческом процессе нужно иногда приостановиться, чтобы оглядеть и оценить сделанное. На короткое время превратиться из творца в критика. Слово «критика», заметим, в быту часто отождествляют с отрицательным суждением («руганием чего-либо»), в изначальном своем смысле значит «искусство разбирать, судить, взвешенно оценивать». В этом туре мы просим участников показать свое искусство разбирать страноведческие тексты. На обсуждение выносятся два варианта параграфов по Мексике. Первый изготовлен на основе материалов учителя А.Л. Миллера (Санкт-Петербург); этот параграф напечатан в № 5/2006 (c. 16—17). Автор материалов, положенных в основу второго — учитель Н.В.Малашева (Челябинская обл.); параграф напечатан в этом номере на с. 32—33. (Оба текста немного сокращены и видоизменены редакцией по сравнению с авторскими.)
Проанализируйте параграфы: Дает ли каждый из них учащимся достаточное начальное представление о Мексике? Чего, может быть, остро недостает? На что обращено излишне много, на ваш взгляд, внимания? Вырисовывается ли специфика страны? Есть ли фактические (или иные) ошибки? Достаточно ли понятно и усвояемо изложен материал? Интересен текст или зануден? Создает ли он мотивации для учения? Позволяют ли предложенные вопросы вполне проконтролировать, насколько учащиеся узнали Мексику? Работают ли вопросы и задания на развитие самих учеников? Каких способностей? Помогают ли вопросы и задания учителю, который будет работать по этому учебнику, организовать работу на уроке? Пригоден ли этот учебный материал для самостоятельной подготовки школьников? Нравятся ли вам предложенные параграфы? Какой понравился больше и почему? К какому возрастному уровню вы бы отнесли каждый параграф? Что из находок того или иного автора вы бы приняли на вооружение при разработке собственных параграфов? Что категорически вам не подходит? Предложенные выше вопросы даны лишь для того, чтобы «разогреть» критическое обсуждение. Вы же можете построить свой анализ двух параграфов так, как сочтете нужным. Общий объем аналитического текста не должен превышать 4 страницы. К обсуждению приглашаем не только тех, кто уже пробовал силы в создании своих параграфов, но и новых людей. Пусть вас не останавливает прогнозируемая отповедь авторов: «Сначала сами попробуйте, а потом критикуйте». Нет, к критике приглашается каждый. Возможно, в рамках конкурса образуются даже фракции «авторов» и «рецензентов». Работа каждого будет оценена соответствующим количеством баллов. И каждый сможет на равных правах стать лауреатом конкурса. Отдельный вопрос: как быть самим авторам публикуемых параграфов? Уважаемые Антон Львович и Нина Владимировна, вы можете прислать рецензию лишь на одну работу — конкурирующую. А можете мысленно отвлечься от своего авторства и попытаться разобрать и свой, и конкурирующий тексты в сопоставлении: «Что лучше получилось у меня, а в чем сильные стороны другого?». Наш конкурс — это творческая мастерская сотрудничества. Главная цель, как, наверное, все уже поняли, — не победа, а хорошее, нужное стране, удобное для учителей и полезное нашим детям произведение.
|