Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2006

Мысль и эмоции


Формирование образа территории

Е.А. ПАРФЕНОВА
учитель географии
Пушкинской средней школы
Омского р-на Омской обл.

Географический образ территории формировался у учащихся с помощью составления ими ментальных (мысленных) карт и ассоциативных рядов.

Территории для рассмотрения были взяты на уровне мира, страны, района, своей местности.

Важно, чтобы учитель и школьники затратили усилия на создание актуального образа страны, района; образа, дающего общий колорит территории и обогащенного частными чертами. Эмоции играют важнейшую роль в формировании, закреплении и в действенной реализации моральной направленности человека. Выступая в качестве оценок, эмоции отмечают для личности те или иные ценности и побуждают ее к их «завоеванию» и утверждению.

Связка «география — картография» должна стать сердцевиной школьного географического образования. Установки Н.Н. Баранского: «Упор на карту», «Карта — мерило географичности», в школе мы реализуем далеко не полностью.

Образ места, образ территории помогают создавать географические объекты. Ментальные карты как инструмент проверки знаний позволяют проверить усвоение информации.

Анализ результатов составления ментальной карты Омской области свидетельствует о том, что представления девятиклассников по географическим объектам ограничиваются в среднем четырьмя соседствующими с Омской областью территориями — вместо шести; тремя городами области — вместо шести; двумя-тремя районами, граничащими с Омским, — вместо восьми. Особенно малознакомы детям памятники природы, реки.

Примерно за 10 минут учащиеся успевают нанести на контур области 16—17 объектов. При повторной работе ментальные карты составляются все более успешно.

У восьмиклассников при изучении России наиболее популярны элементы орографической и гидрографической сети, примерно одинакова степень номенклатурной насыщенности западной и восточной частей России, но почти отсутствуют политико-административные единицы, то есть сильна физико-географическая составляющая ментальных карт.

У девятиклассников появляется больше городов, месторождения полезных ископаемых, то есть ощущается дыхание экономической географии.

В 10—11-х классах меньшая подробность и насыщенность географической номенклатурой наблюдается в Центральной Америке («белое пятно» на карте!), в Африке, Южной Америке. Наиболее знакомы старшеклассникам Евразия, Северная Америка. Скорость и верность заполнения собственных карт за 10 минут — от 19 до 77 стран.

В подведение итогов после выполнения заданий на ментальных картах включаются: взаимопроверка учащихся; проверка карт учителем; выведение показателей успешности каждого ученика класса — составление рейтинга; помещение рейтинга (наглядной сводной ведомости) на классной доске или доске объявлений для сравнения результатов каждого. (В ведомости: фамилия ученика, количество набранных баллов и место в классе.)

В 9—11-х классах в середине и в конце учебного года умение составлять ментальные карты совершенствовалось:

первый раз — пробный вариант карты с взаимопроверкой;

второй раз — итоговый вариант карты по памяти в конце года.

С каждым последующим упражнением — боRльшая точность географического положения объектов и большее количество изображенных объектов. Результаты проверки после очередного упражнения для зрительной памяти — в виде наглядного рейтинга (по количеству баллов — занятое место в классе). Проверяются карты с двух позиций:

— географическое положение объекта должно быть указано верно (особенно относительно других объектов);

— название написано без ошибок.

При соблюдении этих условий за каждый географический объект ученик получает один балл.

Проверка ментальных карт завершается показателем успеха не только в обычной пятибалльной системе в журнале, но и в «бесконечно-балльной» системе, что способствует повышению активности, интереса к улучшению результатов; особенно если дать перспективную ориентировку на подобное задание: «Через два месяца будет составление ментальной карты!» Определенный промежуток времени обеспечивает детям возможность тренировки зрительной памяти. Советы учеников, имевших лучшие результаты рейтинга по ментальным картам:

— смотреть на карту ежедневно минимум 1 минуту, но в системе, постоянно;

— стенную карту повесить для ежедневного обозрения (особенно дома): непроизвольное запоминание облегчает впоследствии целенаправленную подготовку.

Элемент соревновательности придает именно рейтинговая система оценки ментальных карт.

Задания по составлению ассоциаций (связей, образов) при характеристике Западной Сибири, России оживляют уроки.

Составление ментальной карты и ассоциативного ряда при формировании географического образа области, страны, мира вызывают познавательный интерес у учащихся и в процессе деятельности, и в процессе подведения итогов — результатов и сравнительного анализа собственной деятельности через определенные временные интервалы (отслеживание собственных достижений), в сопоставлении собственного «я» с другими в рейтингах.

При перечислении элементов-ассоциаций любопытство молодых умов естественно: «А как мыслят, видят другие?» Парадоксальны и собственные неожиданные открытия в поиске лаконичных и точных или неясных штрихов в портрете территории. Через ассоциации подключаются эмоции, память-подсознание помогает сознанию в создании яркого, емкого, действительно аккордного, полнозвучного образа территории.

Анализ задания по ассоциациям
«Западная Сибирь — это...»
в 8-х классах

Задание: за 3 минуты в тетради учащиеся в виде картинок-ассоциаций заканчивают (продолжают) предложение «Западная Сибирь — это...»

Типичные
ассоциации
Частота
встречаемости
Нефть 14
Газ 14
Леса 13
Болота 11
Реки 9
Снег 8
Месторождения
полезных ископаемых
8
Озера 6
Мороз 6
Тайга 5
Равнины 5
Животные 4
Города 4
Резкий климат 3
Горы 3
Пушнина 3
Родина 3

Вывод. У восьмиклассников резкое преобладание в ассоциативном перечне физико-географических понятий и явлений.

Анализ задания по ассоциациям
«Россия  — это...»в 9-х классах

Ассоциации у детей возникают различные по содержанию и окраске: положительные, отрицательные, нейтральные, противоречивые.

Характер ассоциаций Ассоциации
Противоречивые Kультура, образование, сельское хозяйство, вооружение, дорогие вещи
Положительные Пушкин, наука, щедрая душа, мать родная, Отечество, страна моего проживания, моя Родина, лучшее в мире вооружение, мужество и сила, Гагарин, «Любэ», конфеты, научные центры
Отрицательные Войны, безработица, беззаконие, несправедливость, плохая экономика, самогонка
Нейтральные Предки, Kремль, граница, Омск, география, Сибирь, медведь, спорт, гордость, церкви, бесконечность, картошка

Вывод. Положительные черты России дети вспоминают, указывают и пишут больше и чаще, невзирая на множество российских проблем, вечных и вновь рождающихся.

В ассоциативном перечне учащихся 9-х классов появляются «социально-экономические мотивы».