Огненная странаОгонь на гербе Азербайджана — не только геологическое указание на нефтяные запасы и не только экономико-географическая характеристика страны, вышедшей в 2006 г. на уровень добычи нефти свыше 30 млн т. Горящий огонь, возможно, служит иллюстрацией, высвечивающей (в буквальном смысле, ведь illustratio значит «освещение») смысл названия страны. Согласно распространенной этимологической версии, название «Азербайджан» происходит от персидских слов азар — «огонь» и бадаган — «собирающий». Есть и другие предположения относительно происхождения названия этой земли — от якобы существовавшего здесь в античные времена государства Атропатена, но и в этом случае, как предполагают некоторые исследователи, в основе лежал корень атар или атур — «огонь». На Апшеронском полуострове, в местах выхода газа из недр Земли, горели непотухающие факелы — предмет поклонения зороастрийцев — последователей Зороастра (Заратуштры). Некоторые исследователи склонны даже видеть общий корень, означающий «огонь» в имени Заратуштры и названии Азербайджана. С распространением ислама огнепоклонники были обращены в новую веру или вытеснены в другие, не исламизированные страны. Существует предание, что Джума-мечеть (пятничная, главная мечеть), находящаяся в крепости Баку, построена на месте храма зороастрийцев. Часть иранских зороастрийцев (а Иран был главным ядром этой религии) ушла в Индию, в Гуджарат (VII—Х вв.), где они поныне образуют небольшую особую общину и известны как парсы. С распространением торговых связей Индии на территорию нынешнего Азербайджана (с XV в.), индийские купцы захотели иметь возле Баку, на Апшеронском полуострове в былой стране огнепоклонников, свой храм, являющийся также в сущности монастырем и караван-сараем. Кельи, храм и стена вокруг комплекса были возведены в XVII в., а потом достраивались вплоть до века XIX.
Так под Баку (в 30 км от города), в районе поселка Сураханы был возведен храм огнепоклонников — Атешгях. Cооружение имело в плане форму замкнутого пятиугольника и состояло из 24 келий и одной комнаты для размещения приезжих. Посреди двора — храм-святилище, в нем — колодец, откуда выходил газ (метан), горевший также под куполом в четырех углах. В храме жили несколько десятков индийцев. Они поклонялись огню и вели аскетический образ жизни, умерщвляя плоть. В XIX в. храмовая жизнь стала приходить в упадок. В 1860 г. здесь оставалось лишь пять индийцев. Атешгях существовал до 1880 г., когда последний обитатель, оставшись один, уехал в Индию. В 1975 г., после проведенных реставрационных работ, Атешгях был открыт для посещения в качестве музея. Манекены имитируют сцены жизни в Атешгяхе: отшельники, факиры, купцы... Музей стоит близ нефтяных промыслов и окружен ими со всех сторон. Атешгях — один из самых интересных для посещения историко-архитектурных памятников Азербайджана. |