В Русском
географическом обществе |
НА БРЕГЕ ИРТЫША —
об общественной значимости географии
9 февраля в Омском отделении Общества состоялся
круглый стол по проблемам современного
школьного географического образования. В беседе
приняли участие В.С. Баженов,
председатель Омского регионального отделения
РГО, председатель комитета внешнеэкономических
и межрегиональных связей Администрации Омской
области; Л.В. Володкевич, учитель
географии школы № 10 г. Омска; И.А. Вяткин,
ученый секретарь ОРОРГО, директор
Территориального фонда информации по природным
ресурсам и охране окружающей среды Омской
области; Ф.И. Новиков, заместитель
председателя ОРОРГО; Л.М. Плащенко,
учитель школы № 2 г. Калачинска; Г.И. Саренко,
зав. кафедрой естественно-географического
образования Института развития образования
Омской области; Э.Г. Суворова, директор
Омской станции юных натуралистов, другие члены
Общества, сотрудники редакции газеты
«География».
Омское отделение — одно из региональных
отделений РГО, которое, несмотря на общий кризис
90-х годов, не сбавило оборотов, а продолжает
активную деятельность. Наша газета рассказывала
читателям, например, об установлении на
местности памятного знака «Центр Омской
области». Очень эффектная акция для пропаганды
географических знаний, привлечения внимания
общественности к карте, к территории. Члены
Общества сыграли важную роль в выпуске
фундаментальной и роскошно изданной
родиноведческой монографии «Земля, на которой мы
живем. Природа и природопользование Омского
Прииртышья». Общество постоянно сотрудничает с
образовательными структурами области, проводит
конкурсы для учащихся, организует
исследовательские экспедиции.
В 2003 г. ОРОРГО одним из первых выступило в
защиту позиций географии в базисном учебном
плане российских школ («География», № 43/2003).
Собственно, об этом мы в основном и говорили за
круглым столом, в окружении карт и коллекций
минералов Территориального фонда. Две основные
высказанные точки зрения:
1. Нужно повышать научный потенциал школьной
географии, более глубоко изучать процессы. Это
позволит повысить авторитет предмета, привлечет
к нему учащихся, решит проблему часов, поможет
утвердить географию и в плане 11-го класса.
2. Многим учащимся старших классов, особенно
10-го, та география, которая содержится в
учебниках и преподается, не нужна, и они это
понимают. В той сфере деятельности, которую они
для себя выбрали, глубокое объяснение процессов
им не пригодится. Это понимают и реально мыслящие
учителя.
Нетрудно догадаться, что первая позиция —
ученого. Вторая — практикующего учителя из
небольшого города. Кто прав?
Императив «Географическая наука должна
постоять за себя в школе» (пресловутые «основы
наук») всегда казался мне уязвимым. Мне
приходилось уже высказывать «еретическую»
мысль, что наука, как и религия, должна быть
отделена от школы. Это вовсе не значит, что школа
должна быть антирелигиозной, а тем более —
антинаучной. Но в школе наука должна не «себя
показать», а дать из своих сокровищниц то, что
востребовано, что нужно молодым людям и что
поможет им стать полноценными и полезными
членами общества. Ученые должны осознать, что
наука служит школе, а не формирует ее.
Происходящее «вымывание» из школы некоторых
географических курсов, к сожалению, естественный
процесс. Многое в современном содержании
предмета (плюс еще казенная подача) не отвечает
ожиданиям учеников, не находит понимания у
родителей, не вполне согласуется с современными
общественными потребностями.
Верна, в принципе, и позиция ученого: без
географии полноценного образования нет. Но без какой
географии? Верна и позиция учительницы:
предмет идёт лишь тогда, когда в учениках и в
обществе есть хотя бы интуитивное понимание
нужности транслируемого содержания. И опять: какого
содержания? И компромисс двух точек зрения
очень простой: географическая наука должна
посмотреть на себя со стороны, примерить себя к
реальной личности, к реальному ребенку, к
реальным жизненным ситуациям. И сформировать
такое содержание учебного предмета, к которому
потянутся и малыши, и старшеклассники.
С.В. РОГАЧЕВ
|