Cлова нужны для того,
чтобы выражать смыслы |
Словарная работа
на уроках географии в 6—7 классах
Л.М. БУЛГАКОВА
учитель географии гимназии № 6,
г. Губкин Белгородской обл.
В процессе обучения географии учащимся 6—7-го
классов надо усвоить большое количество новых
географических терминов и названий. Что же
представляют собой новые слова, которыми им надо
овладеть?
Во-первых, это термины, означающие понятия
разной степени обобщенности: горизонт, план,
масштаб, низменность, возвышенность, равнина,
исток, устье, бассейн, водораздел, порог,
землетрясение, вулкан, гейзер, выветривание,
оазис, барханы и др. При объяснении значения этих
слов учащиеся делают смысловые ошибки: считают
равниной только идеально ровную поверхность,
атмосферу определяют как воздух и т.д.
Во-вторых, это названия океанов, морей, рек,
озер, заливов, проливов, материков, островов,
полуостровов, населенных пунктов, народностей,
стран и т.д.
В названиях учащиеся допускают чаще всего
неправильные ударения, например, в словах Баренцево
(море), Берингово (море), и различные
искажения. Сложные для учащихся в фонетическом
отношении слова искажаются по образцам знакомых
слов: Антарктида — по аналогии с антракт,
Ботнический (залив) переименовывается в Ботанический
по аналогии с ботаникой, группы гласных и
согласных переставляются так, чтобы удобнее их
было произносить.
Таким образом, различные по смысловой и
фонетической сложности термины требуют разных
методов словарной работы. К сожалению, далеко не
каждый учитель владеет способами анализа слова и
уделяет словарной работе достаточно времени и
внимания.
Обычный порядок введения новых терминов таков:
1. Термин вводится в процессе объяснения
материала по новой теме.
2. Значение термина раскрывается до рассказа
учителя или (чаще) в процессе рассказа.
3. Учащиеся записывают новый термин на данном
уроке и закрепляют его значение на последующих.
Новое слово учитель четко пишет на доске, выделяя
трудные орфограммы цветным мелом и голосом,
заранее предупреждает возможные ошибки: «Мис-су-ри
— буква с повторяется два раза».
Удобен для словарной работы небольшой стенд из
плотной бумаги или картона размером
40 x 50 см с кармашками. В них учитель
вставляет полоски бумаги с новыми словами,
написанными тушью, трудные орфограммы выделены
другим цветом.
Способы объяснения слов зависят от их
происхождения и сложности. Самое интересное и
плодотворное для ребят занятие в этой работе —
этимологический анализ слов. Стоит только
учителю задать вопрос: «От какого имени
произошло название Атлантический океан?» — как
учащиеся тотчас же вспомнят миф об Атланте,
который они слышали на уроках истории Древнего
мира, и распространенная речевая ошибка в этом
классе не повторится.
В тех школах, где изучается английский язык,
можно предложить учащимся сделать перевод
некоторых английских названий на русский язык.
Таким образом слово прочно запоминается, а между
отдельными учебными предметами устанавливаются
связи.
Морфологический анализ нового слова полезен в
том случае, когда он наиболее экономно подводит
учеников к раскрытию смысла термина («Найдите в
слове водоупорный корни и определите таким
образом его значение»).
Фонетический анализ необходим всегда, если
слова сложны по звуковому составу: «В слове Лабрадорское
(течение) после б идет буква р».
Работа над многозначностью слова и паронимами
(словами, схожими по звучанию) предупреждает
смешение терминов. Например, многозначное слово
«колония» хорошо запоминается, если учитель
предложит учащимся вспомнить все известные его
значения.
Закрепить новую лексику можно с помощью
нескольких приемов.
Выделение новых терминов. Если словарь
ведется в алфавитном порядке, учащимся
предлагается выписать все новые слова,
относящиеся не только к изучаемой теме. Возможен
и другой вариант: после своего рассказа учитель
предлагает школьникам найти в учебнике те
названия, которые он не упомянул, и указать
соответствующие объекты на карте. Все это
воспитывает у учащихся способность к анализу.
Классификация пройденного материала.
Например, все географические названия какого-то
материка разнести по следующим рубрикам:
а) моря;
б) реки;
в) страны;
г) зоны;
д) крупные месторождения полезных
ископаемых и т.д.
Этим достигается систематизация знаний, и
учащиеся овладевают приемом обобщения.
Объяснение понятий и терминов. Чтобы
учащиеся сознательно усвоили термины и понятия,
им предлагаются постепенно усложняющиеся
задания для самостоятельной работы.
1. Соединить слово с его определением. До
урока на переносной или классной доске учитель
чертит несколько квадратов. В одних квадратах
написаны слова, в других — их определения.
Квадраты обозначены цифрами, которые учащиеся
записывают в тетрадь попарно так, чтобы слово
соответствовало его определению.
Например, записаны: 1 — пойма, 2 — муссон, 3 —
часть речной долины, затапливаемая в половодье; 4
— ветер, меняющий направление по сезонам.
Учащиеся записывают: 1—3; 2—4.
2. Вставить общее слово. На доске написано
определение с пропущенным родовым признаком.
Например, «Бархан — это ... из песка, отложенного
ветром». Учащиеся должны вставить родовое
понятие — «холм» или «повышение». При такой
словарной работе предупреждается
распространенная ошибка — пропуск родового
слова.
3. Дописать существенные признаки*. Например, бассейн — местность ...
, полуостров — часть суши ... Задание усложнено,
потому что родовые понятия учащимся установить
легче, чем видовые отличия.
Словарные диктанты. В методической
литературе по географии известны различные виды
диктантов, мы остановимся на некоторых.
1. Комментированный диктант. Учитель
называет географический объект.
Ученик-комментатор дает определение объекта и
показывает его на стенной карте. Учащиеся вслед
за комментатором отыскивают название на картах,
а потом записывают его вместе с определением или
необходимыми пояснениями в тетрадь.
2. Объяснительный диктант с последующей
записью на доске. Учитель диктует классу
первое слово, например, тропики. Учащиеся
записывают его и самостоятельно дают
определение: «Тропики — это граница положения
Солнца». В то время как диктуется второе слово, к
доске выходит ученик и записывает на ней
определение первого слова и т.д.
3. Работа над многозначностью слов.
Например, объяснить известные значения слов: колония,
бассейн, порог.
Новое слово и связанное с ним понятие учащиеся
запомнят только в том случае, если они смогут
сознательно употребить его в связной речи. Самый
простой пример закрепления новых слов —
придумывание с ними предложений.
Для того чтобы учащиеся активно работали на
уроке, им можно предложить вести взаимооценку
своих ответов: правильности и полноты
ответа, речевых недостатков. Таким образом ни
одно искаженное слово не останется незамеченным.
Ведение учетных листков на последней
страничке в тетради по географии — эффективное
средство борьбы за речевую грамотность. Слушая
ответ учащегося, учитель записывает слова, в
которых сделаны ошибки, в его учетный листок. Это
могут делать и ученики-контролеры. Преимущество
этого приема перед устным замечанием учителя
несомненно: ученик спокойно отвечает, его ответ
не перебивается.
Хорошие результаты дают словарные
пятиминутки, которые проводятся на уроке. Из
газет и радио учащиеся узнают много новых
названий. На словарной пятиминутке они
спрашивают учителя о расположении нового для них
географического объекта, о происхождении его
названия, иногда по заданию учителя сами
разыскивают по картам новые объекты, раскрывают
их смысл, а потом рассказывают об этом. Такая
работа воспитывает внимание к слову.
При завершении больших тем можно предложить
учащимся составить вопросники по
изученному материалу. На уроке к доске
вызываются по два ученика. Один — задает вопросы,
другой — отвечает. Задания могут быть различные:
показать на карте объект, сравнить его с другими,
написать какое-либо название на доске, угадать
его по ряду признаков, объяснить происхождение
слова, придумать с ним предложение и т.д. Если
школьники научились составлять хорошие
вопросники, такой обобщающий урок пройдет живо и
интересно.
Повторение терминологии в разнообразных
географических играх также дает положительный
результат.
* Предполагается, что учитель ранее
проводил с учащимися работу по выделению
существенных и несущественных признаков
предметов, явлений. |