Содержание
географического преподавания
Альфред ГЕТТНЕР
По книге: География: ее история, сущность и
методы. 1927
В прежнее время преподавание географии целиком
сводилось к топографии и состояло в зазубривании
географических названий, даже без точной
топографической фиксации — надо не упускать из
виду, что карты тогда были еще предметом роскоши
— и без малейшего внимания к своеобразию
отдельных стран. Этот вид географии
господствовал в ее преподавании вплоть до
средины прошлого века и господствует в нем, к
сожалению, еще и сейчас там, где его ведут учителя
без географической подготовки и без
географического понимания. Но номенклатура есть
только внешнее средство познания, само по себе
совершенно бессодержательное. Знание
топографической номенклатуры нужно для
понимания географических книг и дает некоторую
грубую ориентировку. Внутренней ценностью она
обладает лишь в тех случаях, когда с ней
ассоциируются известные географические идеи и
представления; без этого она — балласт и
ненужное обременение памяти. Приучать молодого
человека к такого рода словесному знанию — это
значит совершать педагогическую ошибку.
По сравнению с этой географией голых имен было
большим прогрессом, когда в центре преподавания
поставили карту и стали привязывать
географические явления к определенному месту.
Ибо география есть пространственная наука, а
правильное восприятие пространственных
отношений возможно только на глобусе и карте. Но
и этим путем достигается только внешнее знание,
которое для некоторых целей достаточно, но не
имеет еще по существу никакой образовательной
ценности. Карта дает собственно только
топографическую сеть, это как бы шкаф без
содержания. Точным восприятием карты никак
пренебрегать нельзя; по мнению некоторых опытных
педагогов, в работе по запечатлению топографии
можно идти и дальше того, что непосредственно
необходимо, ибо материал для запоминания юность
воспринимает легче, чем зрелый возраст. Но
собственная задача географического
преподавания этим еще не выполняется. Уже при
изучении своей страны непосредственное
наблюдение даст больше для понимания характера
страны и людей, чем обильные топографические
данные. Нет сомнения, что и в этом направлении
возможны преувеличения, и они бывают в
действительности, иногда, например, в
элементарное преподавание вводят слишком много
геологии. Но многие явления настолько прозрачны,
многие причинные зависимости — например, между
климатом, орошением, растительным покровом и
формами жизни — так ясны, что они могут быть
сделаны понятными даже самому юному поколению;
дело только за учителем. А если мы удалимся от
родной страны, если мы направимся в
Средиземноморье, а тем более на Восток, в тропики,
вообще в другие части света, то и климат, и
растения с животными, и человек с его культурой
примут там уже настолько иной отпечаток, что в
процессе их изучения обязательно придется
заняться настоящим географическим
преподаванием. Действительно, чем помогут
учащемуся все притоки Конго или Амазонки, если у
него нет никакого живого представления о
тропическом климате, о природе тропического леса
и возможных в нем формах жизни и нет никакого
понимания их причинной обусловленности. Это не
есть, как думают некоторые учителя, лакомство,
которое придается к здоровой пище топографии, но
это такая же здоровая пища, как и сама топография,
и она вместе с топографией должна составлять
содержание географического преподавания. Под
влиянием [Первой мировой] войны возникло новое
течение в пользу того, чтобы особое ударение при
преподавании географии делать на географии
политической и экономической. От этого увлечения
необходимо предостеречь. На практике, особенно в
руках учителей с недостаточным географическим
образованием, такого рода уклон дал бы, вероятно,
возврат к прежней методике с механической
зубрежкой номенклатуры, обременяющей память, но
мало помогающей настоящему знанию и образованию.
Даже и хороший учитель не сможет извлечь из
политической географии достаточно
образовательного материала без надлежащей
физико-географической основы.
Пер. с нем. Е.А. Торнеус
под ред. Н.Н. Баранского |