Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2006

Географические новости


ЖИВАЯ КАРТА

апрель
2006

ГАЗ, ВАЗ

Наши автопроизводители покупают заводы за рубежом

В конце 2007 г. ОАО «Горьковский автомобильный завод» (ГАЗ) начнет собирать в России американские автомобили. Для этого российский автохолдинг покупает у американской компании «Daimler Chrysler» завод в штате Мичиган. Оттуда станки и оборудование перевезут в Нижний Новгород. По лицензии на новых мощностях начнется выпуск легковых автомобилей моделей «Chrysler Sebring» и «Dodge Stratus». Американцы решили продать лицензии на производство этих моделей, посчитав капиталовложения в них бесперспективными: последний раз «Sebring» и «Stratus» обновлялись в 2004 г. и по меркам современного автомобилестроения уже устарели.

Мощность производства на первом этапе составит 65 тыс. автомобилей в год, в будущем — 265 тыс. Пока неясно, под какой маркой будут продаваться автомобили на рынке. На ГАЗе еще не придумали им название, но точно знают, что это будет не «Волга». Кстати, производство «Волги» в связи с последними договоренностями сворачивать не собираются.

Похожие перспективы рассматривает и другой российский автопроизводитель — ОАО «АвтоВАЗ». Он ведет переговоры с «Daimler Chrysler» и «BMW» о приобретении их завода в Бразилии, выпускающего бензиновые двигатели. Как и ГАЗ, Волжский автозавод рассматривает возможность переноса производственных мощностей в Россию.

ИА «Росбалт»

Наша справка:

Группа «ГАЗ» была создана в 2005 г. В ее состав входят ОАО «ГАЗ» и его дочерние предприятия: ООО «Автомобильный завод “ГАЗ”», ООО «Павловский автобус», ОАО «Голицынский автобусный завод», ОАО «Канашский автоагрегатный завод», ОАО «Саранский завод самосвалов», ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры», ОАО «Автодизель», ООО «Ликинский автобус», ООО «КАвЗ», ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры». Кроме того, в состав Группы «ГАЗ» входят: ОАО «Автомобильный завод “Урал”», ОАО «Тверской экскаватор», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», холдинговая компания Барнаултрансмаш. В 2005 г. ГАЗ выпустил 55 тыс. легковых автомобилей, 169 тыс. грузовых и легких коммерческих автомобилей, 19 тыс. автобусов. Выручка автозавода в прошлом году составила 3 млрд долл.

 

Мимо России

Высокоскоростной интернет-канал

Шведско-финский магистральный оператор «Telia Sonera» выиграл конкурс на создание высокоскоростного информационного канала, соединяющего научные заведения Азии и Европы. Канал обладает емкостью 622 Мбит/с и идет по маршруту Стокгольм—Москва—Пекин.

Канал соединяет азиатскую сеть TEIN2 с европейской GEANT2. TEIN2 начала действовать в декабре 2005 г. Она объединяет национальные сети Китая, Индонезии, Японии, Южной Кореи, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Таиланда, Вьетнама и Австралии. Узлы доступа к сети TEIN2 расположены в Пекине, Сянгане и Сингапуре. Центр управления сетью расположен в Сянгане.

Развитые страны имеют научные сети с пропускной способностью порядка десятков Гбит/с. Страны, которые подтягиваются к развитым (Китай, Бразилия, Польша, Словакия), — единицы Гбит/с. Россия имеет связь с миром пропускной способностью 2,4 Гбит/с, а внутри страны — 200 Мбит/с.

Создаваемый канал, хотя и пройдет через Россию, практически не будет иметь шлюза с нашей научной сетью. Сейчас Россия уже теряет вложенные средства. Так, например, российские ученые не могут полноценно участвовать в финансируемом Россией проекте Европейского института ядерных исследований, потому что для этого нужна пропускная способность сетей минимум 10 Гбит/с.

ComNews

 

Азовское море

Составлена карта глубин

Азовский филиал Мурманского морского биологического института и Южный научный центр РАН впервые в стране провели детальные исследования подводной топографии и рельефа дна Азовского моря. По их результатам составлены карты глубин в масштабах 1 : 50 000 и 1 : 200 000. Созданные карты необходимы для судовождения, определения направлений течений, районов осадконакопления, миграций рыб. Они пригодятся и в ходе строительства трубопроводов.

www.yugmedia.ru

 

Видяево, Мурманская область

Строительство завода сжиженного газа

Вопрос строительства завода сжиженного газа для жителей ЗАТО Видяево жизненно важен. Завод планируется разместить на причалах торпедно-технической базы Северного флота РФ. Обслуживать его будут 600 человек, строить — 2,5 тыс. Пригодятся рабочие руки и техническая подготовка военных ЗАТО. Но как завод повлияет на окружающую среду? Этот вопрос обсуждается общественностью.

ГТРК «Мурман»

 

Болгария—Греция

Трубопровод Бургас—Александруполис будет построен

Россия и Греция обсуждают перспективы строительства трубопровода Бургас—Александруполис. Трубопровод позволит направить экспортные потоки российской нефти в обход черноморских проливов. Проход нефтеналивных судов по Босфору и Дарданеллам с недавних пор стал лимитироваться турецкими властями, усматривающими в этом угрозу экологическому состоянию акваторий, омывающих самые населенные части Турции, в том числе крупнейший город страны Стамбул.

RusEnergy

 

Россия

Перспективы урановой отрасли

В 2005 г. мировое производство урана составило около 40 тыс. т при годовом потреблении 69 тыс. т. Урановый дефицит пока еще покрывается складскими запасами и вторичными источниками. По прогнозам МАГАТЭ, к 2020 г. годовое производство урана вырастет до 65—70 тыс. т при росте потребления до 82—85 тыс. т.

По оценкам, в недрах нашей планеты имеется более 5 млн т урана. Мировой лидер по запасам — Австралия (989 тыс. т), за которой следуют Казахстан (622), Россия (615), Канада (441), ЮАР (398) и Украина (250 тыс. т). Самыми богатыми рудами в мире располагает Канада (10% урана в руде), в то время как в Австралии содержание урана в рудах лишь 0,5%, а в России всего 0,1%.

В настоящее время потребности России ежегодно составляют 20,5 тыс. т урана, а добыча лишь 3,3 тыс. т в год, недостающий уран берется из складских запасов (10 тыс. т ежегодно), вторичных источников, импортного сырья и урана из стран СНГ. Новое руководство Росатома поставило задачу наращивать с 2010 г. мощность российских АЭС ежегодно на
3 ГВт. С учетом этих перспектив к 2020 г. потребности страны в уране составят 28—30 тыс. т в год.

Запасы урана в России сосредоточены в Стрельцовском (Читинская обл.), Зауральском (Курганская и Свердловская обл.) и Витимском (Бурятия) урановорудных районах. В качестве резервных рассматриваются Эльконский (Якутия) и Восточно-Забайкальский районы. Прогнозные ресурсы урана и места с высоким металлогеническим потенциалом урана сосредоточены в Карело-Кольском и Восточно-Сибирском районах, Центральной России, Полярном Урале, на Севере и Северо-Востоке страны. Стрельцовский урановорудный район эксплуатируется уже более 30 лет, его сырьевая база в настоящее время истощена (остаточные запасы составляют 152 тыс. т, со средним содержанием урана 0,16%). В Зауральском районе подготовлены к эксплуатации три месторождения (суммарные запасы 34 тыс. т бедных руд, глубина залегания 400—600 м). В Витимском районе имеется 43,5 тыс. т бедных руд урана на глубинах 150—280 м.

Главная урановая перспектива России связана с Эльконским районом в Южной Якутии, где залегает 350 тыс. т урана, в том числе 248 тыс. т на месторождении зоны Южная (0,145%). Здесь уран нужно будет добывать с глубин 300—1000 м.

Несмотря на планируемый к 2020 г. выход России на первое место по добыче урана, отечественные производители не смогут полностью покрывать все нужды российских атомщиков. Поэтому Россия вынуждена участвовать в совместных разработках месторождений стран СНГ. Главным урановым партнером России может выступить Казахстан — до 5 тыс. т урана в год.

Украинский уран в настоящее время поставляется в Россию в первую очередь для производства топлива для АЭС Украины. Перспективы расширения сотрудничества между Москвой и Киевом связаны с планируемым вводом мощностей на «Новоконстантиновском» месторождении. Потенциальным партнером России может стать и Узбекистан (месторождения Канимех и Аленда).

IranAtom.Ru

 

Республика Алтай

Алтайцы о строительстве православной часовни

Представители национального алтайского общества «Эне Тил» («Мать земля») выражают непонимание по отношению к стремлению православной церкви утвердить в знаковых местах республики символы православной церкви. Алтайские старейшины отрицательно относятся к проекту сооружения православной часовни у подножия высшей точки Сибири горы Белухи. Белуха, или Кадын-Бажи, алтайцами воспринимается в качестве священного символа, и появление здесь церковного строения может вызвать у немалой части алтайцев чувство активного протеста.

Часовню планируется построить на берегу озера Аккем. Она будет посвящена памяти погибших в алтайских горах туристов. Только в 2005 г. от несчастных случаев на Белухе пострадало три группы туристов — из Белоруссии, Барнаула и Москвы. Погибли 6 человек, двое считаются пропавшими без вести. Инициаторами строительства выступают объединения туристов и туроператоров, спасатели.

ИА REGNUM

Наша справка:

Высота Восточной вершины Белухи, по данным топографической съемки последних лет, равна 4506 м. Несколько ниже Западная вершина — 4435 м. На склонах Белухи и в долинах известно 169 ледников с общей площадью оледенения 150 км2. Известно несколько местных названий этой горы — Кадын-Бажи («Вершина Катуни»), Акcуру («Величавая»), Мусту-туу («Ледяная гора»), но чаще всего алтайцы называют ее Уч-Сумер — «гора с тремя вершинами». Символическое изображение Белухи в виде трех остроконечных вершин находится на гербе Республики Алтай.