Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2006

Страна – отрасль – предприятие


Автопром России:
производство легковых автомобилей

Практические задания
для самостоятельного изучения темы

Предполагается, что при выполнении заданий учащиеся не пользуются картой на
с. 24—25. С ней сравнивают готовые результаты.

1. В мире в 2004 г. было произведено 44 млн легковых автомобилей (см.: «География»,
№ 11/2005). Какова доля России в мировом производстве?

Сравните долю России в мировом населении с ее долей в мировом производстве легковых автомобилей. Сделайте вывод об уровне развития этого производства в РФ.

2. Постройте график динамики производства легковых автомобилей в России в 1990—2004 гг.

Известно, что по большинству видов продукции машиностроения в России в этот период наблюдался катастрофический спад (см., например, картодиаграмму производства тракторов, напечатанную в № 11/2006). Как вы думаете, почему такого резкого спада не произошло в производстве легковых автомобилей?

3. Рассчитайте, каков удельный вес отдельных субъектов федерации в общероссийском производстве легковых автомобилей в 2004 г. (в %).

Есть ли один безусловный лидер, или территориальная структура производства полицентрична?

4. Рассчитайте аналогичные доли на 1990 г.

Какие субъекты федерации заметно уменьшили свой удельный вес в общероссийских показателях, какие — увеличили?

5. В одном из субъектов федерации, которые в 1990 г. производили более 100 тыс. машин в год, падение наиболее резкое.

Как вы думаете, почему именно в этом? Как это наблюдение согласуется с представлениями о «постиндустриальном обществе» и «мировых городах»?

6. Постройте графики динамики производства автомобилей по отдельным субъектам федерации, производившим в 1990 г. или производящим в настоящее время более 10 тыс. машин в год (работу целесообразно разделить между собой «по субъектам федерации»).

Где наблюдается наиболее активная позитивная динамика?

7. На контурной карте политико-административного деления России закрасьте красным цветом субъекты федерации с самым заметным ростом производства легковых автомобилей.

Что общего в географическом положении большинства из них?

8. (сложное.) Постройте столбчатую картодиаграмму производства легковых автомобилей по субъектам РФ на 2004 г.

Для этого потребуется контурная карта, на которой показаны границы субъектов федерации (политико-административное деление).

Выберите шкалу масштабности в зависимости от размеров вашей контурной карты: пусть, например, 10 тыс. произведенных автомобилей соответствует столбику высотой в 1 мм.

Рассчитайте для каждого субъекта федерации высоту столбика пропорционально количеству произведенных машин.

Вычертите столбики соответствующей высоты на карте так, чтобы основание столбика находилось примерно в середине территории того субъекта федерации, к которому он относится.

Дайте комментарий наблюдаемой территориальной картины.

9. В таблице и на составленной вами (если вы выполнили задание 8) картодиаграмме, данные приведены по субъектам федерации в целом. Очевидно, однако, что вовсе не в каждой деревне Самарской области или Татарстана производят автомобили. Наверное, вы знаете некоторые места (конкретные точки — автомобильные заводы), где сосредоточен выпуск машин.

Укажите в соответствующем столбце таблицы названия известных вам заводов.

Задание для школ и учащихся, имеющих выход в сеть Интернет (исследовательское). Неизвестные вам названия заводов постарайтесь выяснить, используя поисковые системы Интернета.

Непременно установите, в каких городах находятся эти заводы и где эти города расположены. Нанесите соответствующие пункты на контурную карту. В каких из этих городов автозавод является крупнейшим предприятием, а в каких он — один из многих?

10. Сравните собранные вами данные о размещении автозаводов с информацией учебника и атласа. Помогите их авторам провести работу над ошибками.

11. Многие ли автозаводы размещены в городах-миллионерах?

Свои наблюдения используйте для развития рассуждений, инициированных заданием 5.

12. Постарайтесь выяснить, какие марки автомобилей производят те или иные заводы. Кто из них обеспечивает бо'льшую часть производства, используя отечественную продукцию, а кто занимается сборкой машин из импортных узлов и деталей.

13. (полевое.) Наблюдая легковые автомобили на улице, составьте коллекцию товарных знаков (эмблем) главных автозаводов России.

14. (творческое.) Составьте карту производства легковых автомобилей в России, нанеся (наклеив или вычертив) в места расположения заводов их товарные знаки. Если сможете, постарайтесь при этом, чтобы размер каждого товарного знака примерно соответствовал объему производства.

Вариант выполнения этого же задания: вместо товарных знаков можно нанести маленькие картинки (фотографии или силуэтные изображения) автомобилей, выпускаемых соответствующими заводами.

15. (исследовательское и аналитическое.) Соберите в сети Интернет данные о времени основания изученных вами автомобильных заводов и выложите эти данные на карту.

Обозначьте на карте самым темным цветом заводы, основанные до революции, чуть светлее — детища первых советских пятилеток, еще светлее — сформированные в годы войны, светлым — построенные в 1945—1990 гг., наконец, самым светлым — возникшие после 1990 г.

Вы получили карту пространственного хода развития российского автопрома. Проанализируйте карту: в какой период Россия представляется вам более технически самостоятельной? Сравните возраст автозаводов с динамикой производства (см. задания 6 и 7).

Производство легковых автомобилей по регионам Российской Федерации.
По данным Росстата
тыс. штук