Экспедиции для учителейН.А. АЛЕКСЕЕНКО
|
Денисова пещера |
Полевой этап экспедиции проходит в конце июня — начале июля. За пять лет работы экспедиции педагоги изучили географические особенности, особо охраняемые природные территории, хозяйственные объекты семи районов края, познакомились со многими интересными людьми. Это стало возможным благодаря различным формам организации познавательной деятельности в летний период: экскурсиям в музеи, лекциям в полевых условиях, тематическим практикумам, однодневным походам, экскурсиям на предприятия, обмену опытом, встречам с интересными людьми, тематическим вечерам.
Экскурсии в музеи включаются в план экспедиции ежегодно. Богатыми по содержанию, эмоционально насыщенными оказались экскурсии в краеведческие музеи Солонешенского, Алтайского, Завьяловского, Курьинского, Краснощековского районов, а также в музей горного дела на Алтае, расположенный в г. Змеиногорске, и камнерезного дела в Колывани.
Лекции в полевых условиях, проводимые участниками, позволяют более глубоко понять географические особенности той или иной территории края. Содержание лекций разрабатывается в подготовительный период, а их проведение помогает педагогам изучать натуральные объекты в естественных условиях.
Целью однодневных походов является изучение уникальных природных объектов, в том числе относящихся к особо охраняемым. Вот наиболее интересные из тех, которые удалось посетить участникам экспедиций разных лет.
Денисова пещера — единственный природный памятник на территории Северной и Центральной Азии, где представлены все археологические эпохи. Пещера расположена на берегу реки Ануй в Солонешенском районе. Упоминания о ней встречаются в изданиях XIX в. В 1926 г. Денисову пещеру посетил Н.К. Рерих, но только в 1977 г. археологи впервые обратили внимание на этот природный феномен. В настоящее время здесь ведутся стационарные комплексные исследования, о значении которых учителя географии узнали от ученых Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Участникам экспедиции 2001 г. удалось прикоснуться к многовековой истории, ощутить присутствие древнего человека и более позднего хозяина — монаха Дионисия, по имени которого пещера и названа.
«Каскад водопадов на реке Шинок» — государственный природный комплексный заказник в Солонешенском районе. Водопады находятся примерно в тринадцати километрах от места впадения реки Шинок в Ануй, и чтобы добраться до них, нужно более десяти раз перейти речку вброд. Водопады удивительны, и видимо, верно распорядилась природа, спрятав их так далеко.
Озеро Ая — памятник природы краевого значения, расположенный в Алтайском районе, чуть в стороне от Чуйского тракта, на левом берегу Катуни. Несмотря на то, что озеро питается родниковыми водами, в летнее время вода в нем хорошо прогревается. Это одно из немногих мест в предгорьях Алтая, где можно купаться. Приток туристов сюда увеличивается с каждым годом, поэтому с целью рационального использования озера и его окрестностей создано краевое государственное учреждение «Природный парк Ая».
Существует алтайская легенда о том, что Луна (Ай) спустилась в долину и схватила там людоеда Дельбегена, чтобы спасти род людской. На том месте, где спустилась с неба Луна, образовалась вмятина и возникло озеро.
Гора Синюха — ботанический памятник
природы, расположенный на территории Горной
Колывани. Стоя на вершине, участники экспедиции
2004 г. пережили захватывающее чувство не только
от того, что смогли преодолеть подъем и увидеть
грандиозные пейзажи с уходящими вдаль
заснеженными вершинами Тигерекского хребта.
Начиная с XVIII в. здесь работали такие известные
ботаники, как К.Ф. Ледебур,
П.Н. Крылов, В.И. Верещагин и др. Разнообразие
микроклиматов способствует тому, что на склонах
Синюхи произрастает более пятисот видов
растений. Особый интерес ученых к этому месту
объясняется наличием лесов из пихты и сосны,
образующих остров черневой тайги в предгорной
полосе. Окутанная прозрачной синеватой дымкой,
Синюха полностью оправдывает свое название.
Именно здесь, у подножия Синюхи, на правом берегу речки Локтевки, примерно в пяти километрах от ее истока, людьми уральского промышленника Акинфия Демидова в 1727 г. было построено первое медеплавильное предприятие «Колыванский ручной завод». На карте Петра Чичагова (1729 г.) это место обозначено как «Медная фабрика Демидова, называющаяся Воскресенские заводы».
Горная Колывань — одно из интереснейших мест Алтайского края. Можно только удивляться тому количеству культурно-исторических и природных ценностей, которые сосредоточены здесь на сравнительно небольшой территории. Остатки древних шурфов и плавильных печей, уникальные гидротехнические сооружения, современное камнерезное производство с двухсотлетней историей, гидрологические и ботанические памятники природы — все это Горная Колывань сегодня. Но самый удивительный объект — Колыванское озеро.
Колыванское озеро — одно из самых больших озер Юго-Западного Алтая. И, по словам ученых-путешественников А. Гумбольдта и П.П. Семенова-Тян-Шанского, побывавших здесь в разное время, одно из красивейших озер мира. Недаром его сравнивают с голубым самоцветом в оправе из живописных скал. Озеро располагается у северо-западных отрогов Колыванского хребта, близ деревни Саввушки, откуда и получило свое второе название — Саввушинское. О чистоте воды свидетельствует тот факт, что здесь растет кувшинка чисто-белая, а также водяной орех чилим, сохранившийся с доледникового периода и занесенный в Красную книгу России. Похожие на рогатых чертиков оболочки ореха являются своеобразной визитной карточкой озера. Окрестности озера в ландшафтном отношении весьма разнообразны. Практически вся восточная береговая зона состоит из скальных выходов, разбитых тектоническими трещинами различных направлений и создающих замечательно-красивый пейзаж. Колыванское озеро — одно из любимых мест отдыха жителей края.
Гора Мурзинка в Краснощековском районе — очень привлекательный объект для учителя географии. Участники экспедиции 2005 г. прошли тропами, по которым на эту гору поднимались рудознатцы Демидова, увидели следы рудных изысканий прошлых столетий и современное предприятие по добыче золота, провели геологический практикум.
В Алтайском крае благодаря его географическому положению формируются чистейшие на Земле воды. Золотая вода Лисицинского золотого источника признана учеными одной из лучших в мире. Самая главная ее особенность — сбалансированное содержание серебра и золота. Вода обладает целебными свойствами и хорошо усваивается организмом. Конечно, изучая географические особенности Краснощековского района, участники экспедиции 2005 г. посетили этот источник.
Экскурсиям на предприятия при изучении экономической географии принадлежит важная роль, поэтому задача изучить главные хозяйственные объекты района посещения стоит перед каждой экспедицией. Алтайский маслосырзавод, пантовое хозяйство акционерного общества «Гея», ведущее предприятие химической промышленности Алтайского края Кучуксульфат, Колыванский камнерезный завод им. Ползунова — это наиболее крупные предприятия, с работой которых познакомились участники экспедиций разных лет.
Обмен опытом. Дым костра создает удивительный уют, который объединяет всех и обогащает эмоционально. Беседы, проходящие в таких условиях, позволяют участникам поделиться экспедиционными впечатлениями и собственным профессиональным опытом, а также помогают созданию ситуаций, когда учителя начинают задавать вопросы, обращаясь к себе:
— Как я организую то или иное мероприятие? Что возможно изменить, опираясь на опыт коллег?
— Как я буду использовать материалы, собранные в экспедиции?
— Возможно ли организовать экспедицию школьников в данный район и что необходимо предусмотреть?
— Что можно изменить в своей профессиональной деятельности и какие условия для этого необходимы?
Это один из наиболее важных результатов проведения летних педагогических экспедиций как формы повышения квалификации.
Встречи с интересными людьми. Особая ценность экспедиций еще и в том, что они дарят встречи с удивительными людьми, общение с которыми помогает обогатиться не только содержательно, но и эмоционально, лучше осознать собственный педагогический опыт, увидеть возможности профессионального сотрудничества в будущем.
Первая экспедиция подарила нам встречу с Ольгой Ивановной Анохиной — учителем Солонешенской средней школы. Это турист-профессионал, отдающий много сил развитию детского туристического движения. Трудно найти солонешенские тропы, по которым не прошла Ольга Ивановна, — их просто нет. Она стала нашим другом и помощником для тех участников, кто в последующие годы стал организатором детских экспедиций в этот район.
Река Катунь |
Познать Алтайский район, ощутить его неповторимость, прикоснуться к народной культуре нам помог увлеченный, влюбленный в свое дело директор туристической базы «Селена» Владимир Михайлович Афанасьев, а также учитель географии Айской школы Светлана Владимировна Ольгейзер. Благодаря им сотрудничество турбазы и местной школы привело к созданию музея, где под руководством педагогов ребята проводят важную работу по изучению и сохранению народных традиций.
Краснощековский район, самый богатый по количеству уникальных природных объектов, раскрыл свои тайны благодаря тому, что нашим консультантом была Светлана Николаевна Кузнецова — учитель географии Краснощековской школы, руководитель общественной экологической организации «Экополис», методист по экологическому просвещению и руководитель визит-центра единственного в крае Тигерекского заповедника. Активная жизненная позиция, организаторские способности, увлеченность помогают Светлане Николаевне в ее многогранной деятельности. И сколько ребят еще познают этот уголок родного края вместе с ней и своим учителем географии, который был участником педагогической экспедиции!
Тематические вечера. Экспедиционная форма работы помогает восстановить силы и душевное равновесие, ведь одной из задач является профилактика утомления учителя после учебного года. Особую роль в этом играют тематические вечера, посвященные знакомству, открытию лагеря, созданию экспедиционной символики, и другие, где каждый удивляет юмором, энтузиазмом и своими творческими способностями.
Обработка и систематизация собранного в экспедиции материала — это всегда интересный процесс, требующий особого творчества. Готовятся фотоматериалы, составляется отчет, оформляются геологические коллекции и гербарии. Благодаря работам фотохудожника Алексея Ивановича Зизевских в школах, где работают участники экспедиций, стенды по итогам лета привлекают внимание красочными фотографиями.
На этом этапе наиболее важна работа с видеоматериалами. Институтом повышения квалификации реализуется проект по созданию серии учебных фильмов по региональной географии. Это совместная работа специалистов института и педагогов — участников экспедиций. Авторами сценариев к различным фильмам стали учителя географии барнаульских школ: Ольга Николаевна Горбатова, Светлана Александровна Киселева, Ольга Леонидовна Малыхина, Валентина Николаевна Садовикова. О.Н. Горбатова и специалист кабинета аудиовизуальных средств института, видеооператор летних экспедиций Александр Семенович Рыбальченко представили этот опыт на фестивале педагогических идей «Открытый урок», который проводится издательским домом «Первое сентября».
Участники педагогической экспедиции |
Созданные фильмы входят в учебно-методический комплекс по курсу «География Алтайского края», который был удостоен малой золотой медали на Сибирской ярмарке «Учсиб-2004». А на «Учсибе-2006» видеофильм «Памятники природы Горной Колывани» был награжден дипломом лауреата в номинации «Лучший учебный фильм» (авторский коллектив: Н.А. Алексеенко, О.Н. Горбатова, А.С. Рыбальченко, Ю.Л. Козырев). На курсах повышения квалификации сотрудники кабинета аудиовизуальных средств проводят видеосалон по теме «Активные формы и методы использования учебных видеофильмов в преподавании географии».
Повышение профессионального уровня учителей географии Алтайского края благодаря педагогическим экспедициям проявляется в их активном участии в работе научно-практических конференций краевого и российского значения, конкурсах инновационных проектов, организуемых институтом, в проводимых уроках, основу которых составляют материалы и впечатления экспедиций, организации летних путешествий школьников. Это подтверждает актуальность работы, проводимой Алтайским краевым институтом повышения квалификации работников образования, и открывает новые возможности для профессионального роста педагогов. Верно вы-бран девиз краевых экспедиций, предложенный учителем географии Тамарой Андреевной Шатиловой:
География — вопрос,
Экспедиция — ответ,
Чтоб престиж науки рос,
Мы объехали весь свет.