Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2006

XV Всероссийская олимпиада


XV Всероссийская олимпиада

24—29 апреля прошел заключительный тур XV Всероссийской олимпиады школьников по географии. В лагерь «Компьютерия», расположенный в Калининском районе Тверской области, в 30 км к северо-западу от Твери возле деревни Ямок, собрались 213 школьников, их учителя и руководители.

Тверь. Левый берег Волги. Фрагмент памятника первому тверскому этногеографу и страноведу Афанасию Никитину

Тверь. Левый берег Волги.
Фрагмент памятника первому
тверскому этногеографу и страноведу
Афанасию Никитину

Целую неделю на берегах Тверцы жила республика, состоящая из 65 субъектов федерации (именно столько регионов выставили свои команды на олимпиаду). Действительно, республика. С первого дня олимпиада начала жить как демократичная система — по законам разумной самоорганизации. За полтора десятилетия существования (неверное слово; правильнее — за годы развития) у олимпиады сложилась мощная постоянно-переменная основа. Это руководительский (тренерский) корпус. Многие учителя и методисты на протяжении ряда лет — иногда ежегодно, иногда сменяясь на год-два, а потом вновь возвращаясь, — привозят на Всероссийскую свои команды. Кто-то помнит недавнюю Рязанскую, кто-то — блистательно организованные Смоленскую и Новгородскую, кто-то — единственную морскую Туапсинскую, кто-то — по-домашнему теплые черноземные Орловскую и Пензенскую*.

Многие руководители команд прошли уже и через работу в жюри и оргкомитетах, принимая олимпиаду в своих регионах. Радостно было вновь повстречаться с хозяйками Калужской и Липецкой олимпиад Антониной Михайловной Филимоновой и Татьяной Дмитриевной Стрельниковой (руководители географических методических центров своих областей); с учительницей географии 35-й владимирской гимназии Валентиной Фроловной Семыкиной, с которой мы в одной группе работали в жюри в 1998 г., когда олимпиаду принимал Владимир.

В преемственном процессе участвуют и ребята: есть такие, кто за школьные годы прошел четыре олимпиады, есть такие, кто потом возвращается на олимпиаду в новом статусе — студентом или дипломированным географом, в качестве члена или помощника жюри, организатора конкурса, болельщика, гостя.

Так или иначе, традиции предшествующих олимпиад не теряются, а передаются из уст в уста, из рук в руки. В этом году концентрация традиции достигла того уровня, когда олимпиада начала сама собою управлять. Уже несколько лет руководители команд — ветераны олимпиадного движения — предлагали изменить форматы мероприятий, проходящих в эти дни. Прежде всего, это касалось круглого стола — сделать его по-настоящему круглым. Чтобы он был не трибуной для представителей центральных организаций, а «горизонтальным» полем обмена мнениями и опытом между представителями регионов. Эту инициативу поддержала Ассоциация учителей географии, о ней объявила наша газета. В итоге круглый стол этого года прошел действительно по-новому, интересно, с накалом, с некоторым, я даже бы сказал, азартом.

А дальше — больше. Учителя сами организовали «Лесную школу», стали собираться в свободные часы и приглашать лекторов по своему выбору. Школьники обнаружили в своей среде «олимпийского поэта» — одиннадцатиклассника Святослава Герасимова из Ростова-на-Дону. Ребята из Приморского края Николай Гореликов и Александр Житин (2-я и 3-я школы пос. Кавалерово) под руководством преподавателя ДВГУ Галины Андреевны Какориной развернули минералогическую выставку из собственных находок.

В общем, произошло то, что должно произойти накануне совершеннолетия. Олимпиада из чисто конкурсного мероприятия превратилась в более широкое — всероссийскую межпоколенную профессиональную встречу.

Работу школьников в ходе полевого тура организует Вера Алексеевна Учаева, методист кафедры исторического и обществоведческого образования Мордовского республиканского института образования, Саранск (слева)

Работу школьников в ходе полевого тура организует Вера Алексеевна Учаева,
методист кафедры исторического и обществоведческого образования
Мордовского республиканского института образования,
Саранск (слева)

И встречу приятную не только людьми, но и ландшафтом, в котором она разворачивалась. Сосновые боры, артикулированные долины Верхневолжья, лесные дороги, не до конца еще «одачившиеся» деревни — всё словно бы специально собрано здесь, чтобы создать для школьников образ неброского среднерусского мира. Полевой тур, где дети прикоснулись к долине Волги (неожиданно, за перелеском — сама Волга!), стал для них, да и для взрослых, прекрасной весенней экскурсией. (Не хватило, правда, экскурсий в обычном понимании. Организаторы ограничились лишь тем, что свозили детей в Тверь, хотя в области можно было — да и нужно — показать молодым географам много более сильных культурно-географических объектов. Но в целом Департамент образования Тверской области поработал хорошо, и ему редакция «Географии» адресует свою благодарность).

В прошлом году через нашу газету рязанские учителя высказали пожелание, чтобы олим-пиада завершалась анкетированием участников, и в этом году анкета появилась. О ней пока, правда, многие справедливо отозвались как о несколько формальной, с бюрократическим налетом. Но лиха беда начало.

В прошлом году на круглом столе в Рязани Андрей Александрович Столяров (руководитель команды Марий Эл) высказал пожелание о возобновлении заочного конкурса для учащихся, и «География» развернула «Географическое пополнение». Отрадно, кстати, что многие школьники, приехавшие на Тверскую олимпиаду, активно участвуют и в заочном «Пополнении».

Все новые идеи по совершенствованию олимпиады, по развитию географического образования наших детей ожидаемы и желанны. Пишите в «Географию»! (Это обращение и к взрослым, и к школьникам.)

Может быть, не сразу, но всё, что задумано и загадано в русле наших олимпиад, сбывается.

С.В. РОГАЧЕВ


* Правда, когда на круглом столе мы вспоминали олимпийскую историю, оказалось, что Вторую, Тамбовскую, помнил из присутствующих я один. А свидетелем Первой, уже поистине исторической, Ярославской (1992 г.), среди действующих «олимпийцев» остался лишь председатель методкомиссии А.С. Наумов.