Задача 1. От точки до точкиАвтор задачи — А.С. НАУМОВ
|
Автор задачи с представителями
команды Татарстана
|
В таблице приведены географические координаты крайних точек однотипных объектов, сооруженных в различное время. Все они на момент ввода в строй обладали уникальными характеристиками, некоторые и ныне не имеют себе равных.
№ объекта | Координаты крайних точек | |
---|---|---|
I | 53° 25’ с.ш., 2° 59’ з.д. | 53° 29’ с.ш., 2° 15’ з.д. |
II | 59° 56’ с.ш., 30° 19’ в.д. | 55° 45’ с.ш., 37° 37’ в.д. |
III | 39° 18’ с.ш., 76° 37’ з.д. | 39° 11’ с.ш., 81° 34’ з.д. |
IV | 9° 22’ с.ш., 79° 54’ з.д. | 8° 58’ с.ш., 79° 32’ з.д. |
V | 18° 58’ с.ш., 72° 49’ в.д. | 22° 34’ с.ш., 88° 22’ в.д. |
VI | 45° 31’ с.ш., 73° 34’ з.д. | 49° 17’ с.ш., 123° 08’ з.д. |
VII | 27° 28’ ю.ш., 153° 01’ в.д. | 26° 19’ ю.ш., 146° 00’ в.д. |
VIII | 59° 56’ с.ш., 30° 19’ в.д. | 68° 58’ с.ш., 33° 05’ в.д. |
IX | 55° 45’ с.ш., 37° 37’ в.д. | 43° 08’ с.ш., 131° 54’ в.д. |
X | 36° 37’ с.ш., 101° 46’ в.д. | 29° 39’ с.ш., 91° 06’ в.д. |
Что это за объекты? В какой стране, с какими целями был сооружен и когда введен в строй каждый из них (укажите, если знаете, год или примерное время: до середины XIX века, во второй половине XIX века, в начале XX века; в конце ХХ века)? В чем была (а если она сохранилась — и есть) уникальность каждого из объектов?
Какая из современных стран, на территории которых расположены эти объекты, отличается наибольшей плотностью сети этих объектов в расчете на единицу площади? Какие три страны — наименьшей?
Сооружение какого крупного объекта подобного типа намечается завершить в ближайшее время в нашей стране? Назовите координаты его начальной и конечной точки.
Ключ
Это, конечно же, крупные, в основном континентальной значимости, магистральные железные дороги (таблица на с. 7). Они расположены в восьми странах.
Наибольшая (из восьми) плотность железных дорог в Великобритании.
Страны с наименьшей плотностью — Австралия, Китай, Россия.
Амуро-Якутская магистраль (АЯМ). Сооружение планируется завершить в течение 2—4 лет. Координаты: 55° 10’ с.ш., 124° 43’ в.д. (Тында, станция на БАМе; принимается и ответ «Беркакит») и 62° 02’ с.ш., 129° 44’ в.д. (Якутск, к которому дорога ведется; принимается и ответ «Томмот», до которого уже существует движение, или «Кердем», куда магистраль должна скоро прийти).
За проверкой решений первой задачи
— заслуженный
|
Система оценки
Элемент задачи | Баллы |
---|---|
За определение того, что это железные дороги | 1 |
За правильное название каждой страны (территории) | по 0,5 |
За объяснение, для чего сооружен каждый объект | по 0,5 |
За правильное примерное указание периода ввода в строй | по 0,5 |
За точное указание года | по 1 |
За правильно названную страну с набольшей густотой железнодорожной сети (Великобритания) | 0,5 |
За правильно названные страны с наименьшей густотой железнодорожной сети (Россия, Австралия, Китай) | по 0,5 |
За указание Амуро-Якутской железной дороги | 1 |
Правильно указанные координаты начальной и конечной точек АЯМ | 0,5 |
Всего | до 20 |
Комментарий жюри
Задачу выбрали 129 участников олимпиады из 213. 18 человек не справились и получили 0 баллов (вместо железных дорог «распознали» каналы, газо- и нефтепроводы, даже национальные парки и... АЭС; пять молодых географов решили, что территория АЭС может протягиваться по земле на десятки градусов).
Печальные наблюдения жюри.
Многие олимпийцы не умеют определять географические координаты городов.
Некоторые не представляют даже приблизительных временных рамок строительства железнодорожных магистралей (во-прос о времени строительства, конечно, сложный, и жюри вовсе не требовало точных дат, но, когда Транссиб оказывался «великой стройкой XVIII века», жюри, при всей благорасположенности к школьникам, не могло высоко оценить эти работы).
Очень мало кто смог грамотно объяснить смысл и значение строительства тех или иных железнодорожных магистралей (или хотя бы выдвинуть разумные гипотезы).
По ответам было заметно, что многие не дочитывали вопрос до конца (дети, похоже, утрачивают навыки осмысленного чтения).
Оптимистические наблюдения жюри.
Есть много школьников, способных интегрировать знания: привлекать материал школьного курса истории и общую эрудицию к решению конкретной познавательной задачи.
Многие школьники знают о крупных транспортных стройках в стране (хотя телевидение сообщает им о чем угодно, только не об этом) — о строительстве Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ) и магистралей регионального уровня.
Есть информированные ребята, способные назвать даже некоторых авторов проектов крупных магистралей.
В нескольких работах школьники показали способность логически, моделируя причинно-следственные связи, вывести причины строительства той или иной магистрали, объяснить ее целевое назначение.
И.А. Лев,
директор гимназии № 446
г. Санкт-Петербург
Л.Ю. Мажар,
канд. геогр. наук, доцент
Смоленского гуманитарного у-та,
зав. лабораторией
туристско-рекреационных исследований
г. Смоленск
Железнодорожные магистрали, рассматриваемые в задаче
№ объекта | Дорога | Год ввода в строй | Уникальные черты | Страна |
---|---|---|---|---|
I | Ливерпуль— Манчестер | 1830 | Первая междугородная в Великобритании; претендует также на то, чтобы считаться первой междугородной в мире. Построена для связи промышленного района Манчестера с портом Ливерпуля (старые пути — судоходные каналы — не справлялись с объемом перевозок) | Великобритания |
II | СПб.— Москва | 1851 | Первая междугородная в России. Построена для связи двух столиц Российской империи | Россия |
III | Балтимор— р. Огайо | 1853 | Первая между штатами США (Мэриленд—Западная Виргиния). Построена для обеспечения колонизации Среднего Запада. Водный путь (канал Эри) не справлялся с объемом перевозок | США |
IV | Панамская ж.д. | 1855 | Между ст. Эспинуолл (по имени инженера; впоследствии переименована в Колон) на Карибском побережье и г. Панама на Тихоокеанском побережье, с целью перевозки пассажиров, в основном золотоискателей, отправлявшихся с восточного побережья США в Калифорнию и назад. Долгое время оставалась «самой дорогой» железной дорогой в мире (по тарифам для пассажиров) | Новая Гранада (принимается и ответ «Колумбия») |
V | Бомбей— Калькутта |
1870 | Первая междугородная (между крупными городами) в Индии, первая через весь Индостан и первая в Азии (в 1854 г. была построена дорога от Бомбея до его пригорода) | Индия (брит. колония) |
VI | Канадиан ПасифиК | 1885 | Монреаль—Ванкувер. Первая трансконтинентальная в Северной Америке. На момент постройки была самой длинной в мире | Канада |
VII | Квинсленд, Австралия | 1888 | Брисбен—Чарлевилл. Первая «дальняя» в Австралии (не считая построенной ранее железнодорожной ветки от Брисбена Кблизлежащим рудникам). Построена для обеспечения освоения внутренних районов Квинсленда в период «золотой лихорадки» Квинсленд (принимается и ответ «Австралия») | Брит. колония |
VIII | СПб.— МурмансК | 1916 | Самая северная в мире (остается). Построена для тылового обеспечения русской армии в годы Первой мировой войны (подвоза боеприпасов и снаряжения из стран Антанты). Впоследствии использовалась для обеспечения освоения минеральных богатств Кольского полуострова | Россия |
IX | Транссиб | 1916* | Москва—Владивосток. Самая длинная по протяженности в мире. Построена для обеспечения освоения Сибири и Дальнего Востока (с хозяйственными и геополитическими целями) | Россия (а если учитывать КВЖД — и Китай) |
X | Чинцзянская (Тибетская) | 2005 | Синин—Лхаса. Самая высокогорная железная дорога в мире (перевал Танггула 5072 м); 960 км (80%) общей длины трассы проходят на высотах более 4 тыс. м над у.м. | Китай |
* Могут быть приняты и другие варианты ответа:
— конец XIX в. — поезда до Владивостока стали ходить в 1899 г.;
— 1905 г. — построена Кругобайкальская дорога, и линия стала полной, без разрыва на паромную переправу.
В 1916 г. закончилось строительство Амурской дороги, и КВЖД перестала быть насущно необходимой для России.