Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2006
XV Всероссийская олимпиада

Задача 2. Великая линия

Автор задачи — П.Л. КИРИЛЛОВ
научный сотрудник
Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова

Автор задачи и руководитель группы жюри доцент Тверского университета А.Г. Жеренков за проверкой второй задачи. Павел Линардович и Александр Григорьевич удивлены: Неужели старшеклассники за несколько лет успевают забыть о береговой линии Мирового океана? Или так «эффективно» подают наши учебники материал 6—7-го классов?

Автор задачи и руководитель группы жюри доцент Тверского университета
А.Г. Жеренков за проверкой второй задачи. Павел Линардович и
Александр Григорьевич удивлены: Неужели старшеклассники
за несколько лет успевают забыть о береговой линии Мирового океана?
Или так «эффективно» подают наши учебники материал 6—7-го классов?

Точных сведений об общей протяженности отрезков этой пограничной линии на поверхности земного шара не существует. По оценке, она примерно в двадцать раз длиннее экватора и при этом не менее двадцати раз его пересекает. Участки земной поверхности, примыкающие к этой линии, весьма разнообразны по своему происхождению и внешнему виду. Что это за пограничная линия и почему нельзя точно измерить ее протяженность?

Некоторые термины, которыми обозначаются названия типов участков этой пограничной линии, заимствованы из языков проживающих вблизи них народов. Какие известные вам термины происходят из германских языков? Ответ на этот вопрос оформите в виде таблицы по приведенной ниже форме. В таблице кратко охарактеризуйте каждый тип линии и особенности его происхождения.

Распространены ли описанные вами типы за пределами стран, население которых говорит на германских языках? Приведите по одному примеру таких стран на каждый тип.

Если вам известны термины для обозначения типов участков этой пограничной линии, которые имеют топонимическое происхождение, приведите их, указав названия соответствующих местностей или географических объектов.

Название типа
(термин)
Язык(и), с которым связано
происхождение названия
Краткая характеристика
типа
Особенности
происхождения типа
       

Ключ

Береговая линия Мирового океана.

Результаты измерений суммарной протяженности береговой линии будут зависеть от масштаба карт, по которым это измерение производится: протяженность измеренной линии будет изменяться в соответствии с детальностью прорисовки ее контуров. Полная длина будет стремиться к бесконечности. Подробное рассмотрение этого феномена на основе представлений о фракталах — см.: К.С. Лазаревич. Длина береговой линии//География, № 31/2004.

Кроме того, следует учитывать, что протяженность береговой линии постоянно меняется под действием множества факторов (экзогенное и эндогенное изменение рельефа, климатические явления, биогенные и антропогенные факторы, многолетние колебания уровня Мирового океана, приливно-отливные процессы и др.).

Примеры наименований типов берегов, заимствованных из германских языков

Название типа (термин) Язык(и), с которым связано происхождение названия Краткая характеристика
типа
Особенности происхождения
типа
Ваттовый берег(ватты) Немецкий, голландский Низменная прибрежная полоса морского дна, затопляемая при приливе и осушаемая при отливе Аккумулятивная форма, образующаяся путем накопления мелкопесчаных и илистых наносов
Фьордовый берег (фьорды) Норвежский Узкий глубокий морской залив с высокими и скалистыми берегами Возникают в результате затопления морем обработанных ледником речных долин в горах
Шхерный берег (шхеры) Шведский Небольшие скалистые острова и группы подводных скал у сложно расчлененных морских берегов Возникают в результате затопления морем различных ледниковых форм рельефа

* Под германскими языками понимаются языки германской группы (немецкий, английский, голландский, шведский, норвежский, исландский и др.).

Могут быть приведены и термины «марши», «польдеры» и др.

За пределами германоязычных стран ватты распространены также, например, в России (побережье Северного Ледовитого океана), Мексике (побережье Мексиканского залива); фьорды — в России (Новая Земля), США (Аляска), Чили; шхеры — в России, Финляндии, Канаде.

Топонимическое происхождение имеют термины «далматинский» (от Далмации) и «аральский» (от Аральского моря) типы берегов.

Система оценки

Элемент задачи

Баллы

Названо сообщество

1

За каждое правильно названное соотношение «страна—график»

по 2 (всего до 12)

За каждую правильно названную страну-наблюдателя

по 1(всего до 3)

За названные преимущества

3

Поощрение за оригинальное раскрытие темы, полный и подробный ответ

1

Всего

до 20

Комментарий жюри

Задачу для решения выбрали 20 школьников из 213, присутствовавших на олимпиаде, причем 6 из них не смогли определить, о какой линии идет речь. Зато остальные четырнадцать смогли заполнить почти всю таблицу.

А.Г. ЖЕРЕНКОВ,
канд. геогр. наук, доцент кафедры
физической географии и региональной геоэкологии
Тверского государственного университета