XV Всероссийская
олимпиада |
Задача 5. Инженерные направления
Автор задачи — А.В. ВОДОРЕЗОВ
канд. геогр. наук, ассистент кафедры физической
географии,
геоэкологии и методики их преподавания
Рязанского государственного университета
имени С.А. Есенина
При планировании объектов определенного
назначения в разных странах мира
инженер-строитель пользовался схемами, которые
изображены на рисунке. Стрелки имеют
непосредственное отношение к повседневному
обычаю, которого придерживаются почти все жители
страны А, приблизительно 88% жителей страны Б, 90% —
страны В, 2/3 населения страны Г и около 20% жителей
страны Д.
Какие сооружения строил инженер и что означают
стрелки на схемах?
Новый заказ на строительство такого же объекта
инженер получил из страны Е, в которой доля
жителей, придерживающихся того же обычая, что и
упомянутые жители стран А—Д, примерно такая же,
как в стране В.
Вот характеристика этой страны:
Это молодое государство относится к числу
сорока беднейших стран мира. Численность
населения его столицы примерно такая же, как у
Ростова или Шуи; многие обитатели столицы живут в
домах без удобств или даже в хижинах. Солнце в
этой стране бывает в зените лишь несколько дней в
году. Расстояние от любой точки территории до
единственной крупной реки не превышает
нескольких десятков километров. Максимальная
высота над уровнем моря — всего 43 м (рекорд среди
всех континентальных стран мира). Если бы состав
ее футбольной сборной формировался
пропорционально национальному составу
населения, то на поле должны были бы выходить
четверо малинке, двое фульбе и по одному волоф,
диола и сонинке.
Что это за страна? Поясните элементы
характеристики, особенное внимание уделив
разбору фразы, выделенной курсивом.
Начертите схему, которая потребуется инженеру
для работы в этой стране, и объясните, как вы
провели необходимые для этого измерения.
Ключ
Стрелки указывают примерное направление на г.
Мекку.
Инженер строил мечети, «алтарная» часть
которых — ниша-михраб — должна быть
направлена в сторону Мекки.
Страна Е — Гамбия.
Страна имеет вытянутую в субширотном
направлении форму при протяженности с севера на
юг не более 50 км (между крайними северной и южной
точками). Для аргументации ответа школьник
должен подсчитать приблизительное расстояние
между двумя пунктами зенитального стояния
Солнца на одном меридиане: за год Солнце успевает
переместиться на 94°, причем суточное смещение
составляет примерно 0,25 град/сут или 28 км, то есть
над узкой территорией Гамбии оно бывает в зените
лишь три дня в году.
Комментарий редакции
Строго говоря, расчет времени, когда Солнце
бывает в зените над узкой широтно вытянутой
страной, нельзя делать исходя только из общей
протяженности пути, который проделывает по
меридиану за год точка зенитального стояния
Солнца, потому что это перемещение происходит
неравномерно — быстрее близ экватора, медленнее
у тропиков. Но практически разница невелика, так
что приведенное в задаче условие — три дня —
вполне удовлетворительно. Школьники, отметившие
эту особенность расчета, заслуживают поощрения.
Система оценки
Элемент задачи |
Баллы |
За установление смысла стрелок
(направление на Мекку, или кибла) и того, что речь
идет о мечетях |
7 |
Страна — Гамбия |
1 |
Вычерченная стрелка с азимутом в
пределах 75—82° и надпись «Банжул» у начала
стрелки |
1 |
За пояснение того, как производилось
измерение азимута, и проявление знаний о том, как
могут различаться направления на сфере (глобусе)
и на плоскостной проекции (карте) |
до 3 |
За вразумительное пояснение по
конфигурации территории |
до 1,5 |
За математические выкладки, поясняющие
положение солнца |
до 3,5 |
За содержательную интерпретацию других
признаков и проявление эрудиции |
до 3 |
Итого |
до 20 |
Комментарий жюри
Вопрос вызвал большой энтузиазм: его выбрали
для ответа 157 человек из 213 участников. Школьники
справились с основным содержанием задания,
определив мечети и ориентацию этих сакральных
сооружений на Мекку.
|
За проверкой решений — Н.В. Мазеин
(в прошлом — неоднократный победитель
Всероссийских олимпиад),
председатель жюри О.А. Тихомиров и В.В. Абатурова
|
Впрочем, были и такие, кто
диагностировал в сооружениях порты, паромные
переправы, железные дороги, маяки и др.
Кое-кто указал направление не на Мекку, а на
Медину и Иерусалим. В некоторых ответах стрелки
трактовались как миграционные потоки,
направления к местам рыбной ловли, направления
ветров. Поощрительные баллы ставились за
дополнительные сведения об исламе и объяснение
того, почему Мекка — религиозный центр
мусульман.
Многие школьники неплохо разбираются в
исламской терминологии.
2/3 участников верно указали в ответе Гамбию, но
немногие смогли хорошо интерпретировать
признаки, содержащиеся в характеристике страны.
Среди ошибочных догадок фигурировали Гвинея-Бисау,
Сенегал, Того, Буркина-Фасо, Ботсвана,
Эритрея, Гвинея, Албания, Палестина.
А некоторые из тех, кто правильно назвал Гамбию,
почему-то писали о реке Сенегал.
|
Географ-арабист Никита Мазеин
выступает с разбором задачи
|
Отрадно то, что примерно треть решавших
эту задачу, пытались произвести математические
расчеты азимута от Банжула на Мекку.
О.А. ТИХОМИРОВ,
профессор, декан факультета географии и
геоэкологии
Тверского государственного университета,
председатель жюри;
В.В. АБАТУРОВА,
ведущий специалист Института развития
образования
Государственного университета — Высшей школы
экономики;
Н.В. МАЗЕИН,
студент магистратуры географического
факультета
Московского государственного университета им.
М.В. Ломоносова |