Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №14/2006

XV Всероссийская олимпиада


Задача 5. Инженерные направления

Автор задачи — А.В. ВОДОРЕЗОВ
канд. геогр. наук, ассистент кафедры физической географии,
геоэкологии и методики их преподавания
Рязанского государственного университета
имени С.А. Есенина

При планировании объектов определенного назначения в разных странах мира инженер-строитель пользовался схемами, которые изображены на рисунке. Стрелки имеют непосредственное отношение к повседневному обычаю, которого придерживаются почти все жители страны А, приблизительно 88% жителей страны Б, 90% — страны В, 2/3 населения страны Г и около 20% жителей страны Д.

Какие сооружения строил инженер и что означают стрелки на схемах?

Новый заказ на строительство такого же объекта инженер получил из страны Е, в которой доля жителей, придерживающихся того же обычая, что и упомянутые жители стран А—Д, примерно такая же, как в стране В.

Вот характеристика этой страны:

Это молодое государство относится к числу сорока беднейших стран мира. Численность населения его столицы примерно такая же, как у Ростова или Шуи; многие обитатели столицы живут в домах без удобств или даже в хижинах. Солнце в этой стране бывает в зените лишь несколько дней в году. Расстояние от любой точки территории до единственной крупной реки не превышает нескольких десятков километров. Максимальная высота над уровнем моря — всего 43 м (рекорд среди всех континентальных стран мира). Если бы состав ее футбольной сборной формировался пропорционально национальному составу населения, то на поле должны были бы выходить четверо малинке, двое фульбе и по одному волоф, диола и сонинке.

Что это за страна? Поясните элементы характеристики, особенное внимание уделив разбору фразы, выделенной курсивом.

Начертите схему, которая потребуется инженеру для работы в этой стране, и объясните, как вы провели необходимые для этого измерения.

Ключ

Стрелки указывают примерное направление на г. Мекку.

Инженер строил мечети, «алтарная» часть которых — ниша-михраб — должна быть направлена в сторону Мекки.

Страна Е — Гамбия.

Страна имеет вытянутую в субширотном направлении форму при протяженности с севера на юг не более 50 км (между крайними северной и южной точками). Для аргументации ответа школьник должен подсчитать приблизительное расстояние между двумя пунктами зенитального стояния Солнца на одном меридиане: за год Солнце успевает переместиться на 94°, причем суточное смещение составляет примерно 0,25 град/сут или 28 км, то есть над узкой территорией Гамбии оно бывает в зените лишь три дня в году.

Комментарий редакции

Строго говоря, расчет времени, когда Солнце бывает в зените над узкой широтно вытянутой страной, нельзя делать исходя только из общей протяженности пути, который проделывает по меридиану за год точка зенитального стояния Солнца, потому что это перемещение происходит неравномерно — быстрее близ экватора, медленнее у тропиков. Но практически разница невелика, так что приведенное в задаче условие — три дня — вполне удовлетворительно. Школьники, отметившие эту особенность расчета, заслуживают поощрения.

Система оценки

Элемент задачи   Баллы
За установление смысла стрелок (направление на Мекку, или кибла) и того, что речь идет о мечетях 7
Страна — Гамбия 1
Вычерченная стрелка с азимутом в пределах 75—82° и надпись «Банжул» у начала стрелки 1
За пояснение того, как производилось измерение азимута, и проявление знаний о том, как могут различаться направления на сфере (глобусе) и на плоскостной проекции (карте) до 3
За вразумительное пояснение по конфигурации территории до 1,5
За математические выкладки, поясняющие положение солнца до 3,5
За содержательную интерпретацию других признаков и проявление эрудиции до 3
Итого до 20

Комментарий жюри

Вопрос вызвал большой энтузиазм: его выбрали для ответа 157 человек из 213 участников. Школьники справились с основным содержанием задания, определив мечети и ориентацию этих сакральных сооружений на Мекку.

За проверкой решений — Н.В. Мазеин (в прошлом — неоднократный победитель Всероссийских олимпиад), председатель жюри О.А. Тихомиров и В.В. Абатурова

За проверкой решений — Н.В. Мазеин
(в прошлом — неоднократный победитель Всероссийских олимпиад),
председатель жюри О.А. Тихомиров и В.В. Абатурова

Впрочем, были и такие, кто диагностировал в сооружениях порты, паромные переправы, железные дороги, маяки и др. Кое-кто указал направление не на Мекку, а на Медину и Иерусалим. В некоторых ответах стрелки трактовались как миграционные потоки, направления к местам рыбной ловли, направления ветров. Поощрительные баллы ставились за дополнительные сведения об исламе и объяснение того, почему Мекка — религиозный центр мусульман.

Многие школьники неплохо разбираются в исламской терминологии.

2/3 участников верно указали в ответе Гамбию, но немногие смогли хорошо интерпретировать признаки, содержащиеся в характеристике страны. Среди ошибочных догадок фигурировали Гвинея-Бисау, Сенегал, Того, Буркина-Фасо, Ботсвана, Эритрея, Гвинея, Албания, Палестина. А некоторые из тех, кто правильно назвал Гамбию, почему-то писали о реке Сенегал.

Географ-арабист Никита Мазеин выступает с разбором задачи

Географ-арабист Никита Мазеин
выступает с разбором задачи

Отрадно то, что примерно треть решавших эту задачу, пытались произвести математические расчеты азимута от Банжула на Мекку.

О.А. ТИХОМИРОВ,
профессор, декан факультета географии и геоэкологии
Тверского государственного университета, председатель жюри;
В.В. АБАТУРОВА,
ведущий специалист Института развития образования
Государственного университета — Высшей школы экономики;
Н.В. МАЗЕИН,
студент магистратуры географического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова