Впечатления новичкаНа Всероссийских олимпиадах школьников по любому учебному предмету существуют группы руководителей команд, встречающихся на протяжении многих лет. И это прекрасно, поскольку дает возможность непосредственного, искреннего общения, дает возможность откровенно обсудить наболевшее и увидеть динамику профессионального развития друг друга. Но при этом нельзя забывать, что существуют руководители, впервые вдохнувшие воздух Всероссийской олимпиады школьников. К их числу в этом году принадлежала и я. Знакома ли вам ситуация, когда на интересном уроке у учеников, в буквальном смысле слова, загораются глаза? Со стороны, наверное, именно так выглядела я все пять дней олимпиады. Интересные люди, интересные мысли, интересные задания, как теоретического, так и практического туров, чарующая природа Тверской земли. Даже общение с участниками было весьма познавательным, не говоря об общении с руководителями команд и членами жюри. Судейский состав был профессионален, справедлив и трудолюбив во все дни олимпиады. Уверена, что это не только мой взгляд. Каждый из членов жюри по-своему уникален. Именно это различие и взаимодополняемость всех членов коллектива позволяют ему работать столь слаженно и эффективно. В качестве большого плюса надо отметить форму оглашения результатов — в виде сводной таблицы (баллы по каждому из семи вопросов). Не знаю почему, но на местном уровне не всегда существует подобная прозрачность судейства.
Массу противоречивых эмоций принес круглый стол, организованный для руководителей команд. Отрицательные касались тех изменений, которые происходят в общероссийском образовании, и в частности в нашем учебном предмете. Положительные — выступлений ведущих методистов и специалистов, особенно понравилось мне выступление Ирины Ивановны Бариновой. В целом приятно удивило и порадовало активное участие учителей в обсуждении многих во-просов круглого стола, в частности вопроса спасения Байкала от явной экологической угрозы. Очень жаль, что не было составлено планировавшееся письмо, оно явилось бы хорошим воспитательным моментом для ребят, приехавших на олимпиаду. По окончании круглого стола беседы учителей продолжились кулуарно, но от этого они нисколько не потеряли значимости. Для примера скажу, что именно после такой неформальной беседы я оставила ряд страхов, связанных с ЕГЭ. Показалась весьма ценной идея анкетирования участников и руководителей. В качестве пожелания можно предложить следующее: — сократить количество дублирующих вопросов; — продумать содержание вопросов с тем, чтобы ответы предполагали большую компетентность анкетируемого (например, на некоторые категории вопросов я отвечала не по факту, а предположительно, поскольку, как рядовой учитель, не знаю тонкостей работы «высших» инстанций и затрудняюсь дать какую-либо оценку этой работе); — вместо вопроса о том, откуда руководитель приехал (это снижает уровень искренности ответов), лучше спросить о его статусе (методист, школьный администратор, учитель). Я очень благодарна всем, кто организовал XV Всероссийскую олимпиаду школьников по географии, руководил ею в Твери, а также трудился на долгом этапе подготовки этой юбилейной олимпиады.
Отдельное спасибо участникам, всем ребятам, составившим на пять дней особый — изолированный по форме, но космополитичный по сути — социум в тридцати километрах от Твери. Их искренние радости и разочарования после объявления результатов первого и второго туров, шекспировские драмы личных отношений... Невозможно было им не сопереживать, не стать на мгновение таким же подростком... Спасибо олимпиаде за то, что изменила меня. Е.Н. МАСЛОВА, |